Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 201–215
УДК: 
372.811 + 811.111

Исследование сформированности умений иноязычной письменной речи как социальной практики у студентов неязыкового вуза на начальной ступени образования

Смирнова Н. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Баграмова Н. В. 2 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики - Санкт-Петербург"
2 ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена"
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья представляет собой первый этап исследования: постановка проблемы обучения иноязычной письменной речи как социальной практике в вузе в современных условиях изменяющегося образовательного контекста России. Цель нашего исследования – проанализировать ценностные установки и уровень мотивации, сформированность умений самостоятельности и (само)рефлексии, умений письменной речи, которые в совокупности характеризуют письменную речь как вид социальной практики у студентов неязыкового вуза на начальной ступени обучения.
Методология. Методологической основой исследования стали теории деятельностного подхода и коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, а также идеи социолингвистики, на основе которых были разработаны три инструмента: анкета самооценки студентами их ценностных установок и мотивации к созданию письменного текста, анкета самооценки степени самостоятельности в процессе создания текста и умений (само)рефлексии, письменный тест.
Результаты. Авторы исследовали проблему содержания понятия письменной речи как социальной практики в вузе, которая характеризуется наличием ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного и поведенческого аспектов. На основе анализа эмпирических данных, выявлено отсутствие важных ценностных установок и мотивации к созданию текста, которые влияют, насколько идентичность автора текста транслируется в создаваемом письменном тексте в процессе порождения смысла. Выявлен низкий уровень самостоятельности и (само)рефлексии при создании письменного текста. На основании данных письменного тестирования сделан вывод о том, что даже при наличии способности корректно лексически и грамматически оформить мысли в тексте, наименее сформированными являются умения начинающих авторов логично излагать мысли с опорой на контраргументы, организовать текст на макро- и микроуровнях как единое целое, использовать средства когезии и формулировать авторскую позицию с учетом специфики дисциплины.
Заключение. Делается вывод, что у студентов неязыкового вуза на начальной ступени обучения не сформированы важные ценностные установки и мотивация, самостоятельность и (само)рефлексия в процессе создания письменного текста, а также умения иноязычной академической письменной речи, которые составляют содержание письменной речи как социальной практики с учетом ее ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного и поведенческого аспектов.

Ключевые слова: 

иноязычная письменная речь; социальная практика; академическое письмо; идентичность автора; ценностные установки; критическое мышление; мотивация письменной речи; самостоятельность; (само)рефлексия; начинающий автор

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

An empirical investigation on undergraduate students’ writing skills in a foreign language as a social practice within a non-linguistic university

Библиографическая ссылка:
Смирнова Н. В., Баграмова Н. В. Исследование сформированности умений иноязычной письменной речи как социальной практики у студентов неязыкового вуза на начальной ступени образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 201–215. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.13
Список литературы: 
  1. Чернявская В. Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2017. – № 50. – С. 135–148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32684551
  2. Cánovas Guirao J., Roca de Larios J., Coyle Y. The use of models as a written feedback technique with young EFL learners // System. – 2015. – Vol. 52. – P. 63–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2015.04.002  
  3. García Mayo M. d. P., Labandibar U. L. The use of models as written corrective feedback in English as a Foreign Language (EFL)Writing // Annual Review of Applied Linguistics. – 2017. – Vol. 37. – P. 110–127. doi: http://dx.doi.org/10.1017/S0267190517000071
  4. Altbach P. G., de Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons from history // Journal of Studies in International Education. – 2015. – Vol. 19, Issue 1. – P. 4–10. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315314564734
  5. Смирнова Н. В. Академическая грамотность как фактор иноязычной профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 1. – С. 140–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29027794
  6. Kaplan R. B. Cultural thought patterns in intercultural education // Language learning. – 1966. – Vol. 16, Issue 1‑2. – P. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-1770.1966.tb00804.x
  7. Liu X., Furneaux C. A multidimensional comparison of discourse organization in English and Chinese university students’ argumentative writing // International Journal of Applied Linguistics. – 2014. – Vol. 24, Issue 1. – P. 74–96. DOI: https://doi.org/10.1111/ijal.12013
  8. Ivanic R. Writing and identity: The discoursal construction of identity in academic writing. – Amsterdam: Benjamins, 1998. DOI: http://dx.doi.org/10.1075/swll.5
  9. Neiderhiser J. A., Kelley P.Kennedy K. M., Swales J. M., Vergaro C. ‘Notice the similarities between the two sets …’: Imperative usage in a corpus of upper-level student papers // Applied Linguistics. – 2016. – Vol. 37, Issue 2. – P. 198–218. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1093/applin/amu017
  10. Hyland K. Authority and invisibility: Authorial identity in academic writing // Journal of Pragmatics. – 2002. – Vol. 34, Issue 8. – P. 1091–1112. DOI: https://doi.org/10.1016/S0378-2166(02)00035-8
  11. Hyland K. Methods and methodologies in second language writing research // System. – 2016. – Vol. 59. – P. 116–125. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2016.05.002
  12. Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. – 2001. – № 5. – С. 55–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9568864
  13. Mitchell T. D., Pessoa S. Scaffolding the writing development of the argument genre in history: the case of two novice writers // Journal of English for Academic Purposes. – 2017. – Vol. 30. – P. 26–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2017.10.002
  14. Shintani N., Aubrey S., Donnellan M. The effects of pre‐task and post‐task metalinguistic explanations on accuracy in second language writing // TESOL Quarterly. – 2016. – Vol. 50, Issue 4. – P.  945–955. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1002/tesq.323
  15. Hayes J. R., Hatch J. A., Silk Ch. M. Does holistic assessment predict writing performance?: Estimating the consistency of student performance on holistically scored writing assignments // Written Communication. – 2000. – Vol. 17, Issue 1. – P. 3–26. DOI: https://doi.org/10.1177/0741088300017001001
  16. Yang W., Lu X., Weigle C. S. Different topics, different discourse: Relationships among writing topic, measures of syntactic complexity, and judgments of writing quality // Journal of Second Language Writing. – 2015. – Vol. 28. – P. 53–67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2015.02.002
  17. SchallLeckrone L. Genre Pedagogy: A framework to prepare history teachers to teach language // TESOL Quarterly. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 358–382. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1002/tesq.322
  18. Lavelle E. The Quality of university writing: A preliminary analysis of undergraduate portfolios // Quality in Higher Education. – 2003. – Vol. 9, Issue 1. – P. 87–93. DOI: https://doi.org/10.1080/13538320308159
  19. Humphrey S., Macnaught L. Functional language instruction and the writing growth of English language learners in the middle years // TESOL Quarterly. – 2016. – Vol. 50, Issue 4. – P. 792–816. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1002/tesq.247
  20. Jiang F. K.Hyland K. Nouns and academic interactions: a neglected feature of metadiscourse // Applied linguistics. – 2018. – Vol. 39, Issue 4. – P. 508–531. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1093/applin/amw023  
  21. Miller R. T., Mitchell T. D., Pessoa S. Impact of source texts and prompts on students’ genre uptake // Journal of Second Language Writing. – 2016. – Vol. 31. – P. 11–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2016.01.001
  22. Lee H.-K., Anderson C. Validity and topic generality of a writing performance test // Language Testing. – 2007. – Vol. 24, Issue 3. – P. 307–330. DOI: https://doi-org.libezproxy.open.ac.uk/10.1177/0265532207077200
  23. Huang H. J. Essay topic writablity examined through a statistical approach form the college writer's perspective // English Language Teaching. – 2008. – Vol. 1, № 2. – P. 79–85. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/elt.v1n2p79  
  24. Hinkel E. The effects of essay topics on modal verb uses in L1 and L2 academic writing // Journal of Pragmatics. – 2009. – Vol. 41, Issue 4. – P. 667–683. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2008.09.029
  25. Llinares A., Pascual Peña I. A genre approach to the effects of academic questions on CLIL students’ language production // Language and Education. – 2015. – Vol. 29, Issue 1. – P. 15–30. DOI: https://doi.org/10.1080/09500782.2014.924964
Дата публикации 31.12.2018