Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 236–249
УДК: 
130.2

Аксиология формирования человека в традиционной культуре

Иванов А. А. 1 (Новосибирск, Россия), Иващенко Я. С. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Сибирский университет потребительской кооперации
2 Новосибирский государственный технический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Изучение феномена детства и практик социализации в контексте разных культур и исторических эпох связано с проблемой понимания ценностей, лежащих в основе социокультурного воспроизводства новых поколений. Целью статьи является выявление парадигматической системы ценностей, руководящих формированием человека в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров Сибири и Дальнего Востока России.
Методология. Исследование базируется на аксиологическом подходе, представляющем ценность как интеграл культуры и порождающую модель ее артефактов. Применение структурно-семиотического метода предполагает, что ценностное измерение культуры выражается в знаково-символической форме как система инвариантных смыслов, связывающих разные сферы деятельности и социализирующие практики. Реконструкция культуры детства тунгусо-маньчжуров осуществляется на основе данных этнографии, фольклорных материалов.
Результаты. Обозначена специфика социализации и инкультурации новых поколений в условиях присваивающего хозяйства, родоплеменной структуры общества и традиционного типа культуры. Выделен аксиологический центр культуры тунгусо-маньчжуров и рассмотрено его присутствие на разных этапах взросления и воспитания: младенчество, детство, подростковый период. Определена система мифологических представлений и магических действий, играющих роль в инкультурации новых поколений. Проведен анализ формирования гендерной идентичности и выявлены основные механизмы социализации в форме игры и сказки, труда и ритуала.
Заключение. Система ценностей, транслируемых в процессе социализации, включала три ключевых компонента: род, животное, движение. Ребенок в культуре тунгусо-маньчжуров не обладал самостоятельной ценностью и субъектностью, но воспринимался как потенциальное воплощение родовой идентичности (ценность – субъект). В процессе освоения промысловых технологий и ритуальных предписаний он учился взаимодействовать с животным – символом природных сил (ценность – объект). Половая асимметрия обрядов инициации отражает патриархальное преимущество мужчин и выражает ценность движения (ценность – действие).

Ключевые слова: 

социализация; инкультурация; онтогенез; аксиология; традиционная культура; семиотика культуры; Сибирь; Дальний Восток России

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Axiology of human formation in traditional culture

Библиографическая ссылка:
Иванов А. А., Иващенко Я. С. Аксиология формирования человека в традиционной культуре // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 236–249. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.15
Список литературы: 
  1. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. – М.: Прометей, 2003. – 238 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20026199  
  2. Вильданов Х. С., Нурдавлетова Н. Б. Применение эмпирических методов в аксиологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – №  35 (289). – С. 15–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18817814
  3. Дашиева Л. Д. Семантика обрядов перехода в песенной традиции западных бурят // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 28. – С. 98–105. DOI: https://doi.org/10.17223/22220836/28/9
  4. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры: монография. – СПб.: Наука, 2009. – 594 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20051716
  5. Иващенко Я. С. Семиотика еды (на материале традиционной нанайской культуры): монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2010. – 290 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19726447
  6. Мамычева Д. И. Детство как «переход» в архаическом хронотопе // Аналитика культурологии. – 2008. – № 3 (12). – С. 54-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20141012 
  7. Мамычева Д. И., Мордовцева Т. В. Феномен детства в хронотопе культур: монография. – Таганрог: Таганрогский гос. пед. ун-т, 2011. – 159 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20109923
  8. Подмаскин В. В. Народные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов: проблема этногенеза и этнической истории: монография. – Владивосток: Дальнаука, 2006. – 539 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19699957
  9. Basu S., Zuo X., Lou Ch., Acharya R., Lundgren R. Learning to Be Gendered: Gender Socialization in Early Adolescence Among Urban Poor in Delhi, India, and Shanghai, China // Journal of Adolescent Health. – 2017. – Vol. 61, Issue 4, Supplement. – P. S24–S29.DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2017.03.012
  10. Ember C. R., Cunnar C. M. Children's Play and Work: The Relevance of Cross-Cultural Ethnographic Research for Archaeologists // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 2. – P. 87–103. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000031
  11. Fulminante F. Infant Feeding Practices in Europe and the Mediterranean from Prehistory to the Middle Ages: A Comparison between the Historical Sources and Bioarchaeology // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 24–47. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000026   
  12. Ivaschenko Y. S., Akhmetova A. V. The Figure of Cannibal in the Traditional Nanai Culture // European Journal of Science and Theology. – 2016. – Vol. 12, Issue 4. – P. 27–38. URL: http://www.ejst.tuiasi.ro/Files/59/4_Ivaschenko%20&%20Akhmetova.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29466730
  13. Katajala-Peltomaa S., Vuolanto V. Children and Agency: Religion as Socialisation in Late Antiquity and the Late Medieval West // Childhood in the Past. – 2011. – Vol. 4, Issue 1. – P. 79–99. DOI: https://doi.org/10.1179/cip.2011.4.1.79
  14. Kok R., Prinzie P., Bakermans-Kranenburg M. J., Verhulst F. C., White T., Tiemeier H., van IJzendoorn M. H. Socialization of Prosocial Behavior: Gender Differences in the Mediating Role of Child Brain Volume // Child Neuropsychology. – 2018. – Vol. 24, Issue 6. – P. 723–733. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2017.1338340
  15. Lan Q. Does ritual exist? Defining and classifying ritual based on belief theory // The Journal of Chinese Sociology. – 2018. – Vol. 5. – P. 5.DOI: https://doi.org/10.1186/s40711-018-0073-x
  16. Matney T. Infant Burial Practices as Domestic Funerary Ritual at Early Bronze Age Titris Hoyuk  // Near Eastern Archaeology. – 2018. – Vol. 81, Issue 3.– P. 174–181. DOI: https://doi.org/10.5615/neareastarch.81.3.0174
  17. Meland A. T., Kaltvedt E. H. Tracking Gender in Kindergarten // Early Child Development and Care. – 2019. – Vol. 189, Issue 1. – P. 94–103. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1302945
  18. Millett M., Gowland R. Infant and Child Burial Rites in Roman Britain: A Study from East Yorkshire // Britannia. – 2015. – Vol. 46. – P. 171–189. DOI: https://doi.org/10.1017/S0068113X15000100
  19. Mmari K., Blum R. W., Atnafou R., Chilet E., de Meyer S., El-Gibaly O., Basu S., Bello B., Maina B., Zuo X. Exploration of Gender Norms and Socialization Among Early Adolescents: The Use of Qualitative Methods for the Global Early Adolescent Study // Journal of Adolescent Health. – 2017. – Vol. 61, Issue 4, Supplement. – P. S12–S18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2017.07.006
  20. Nowell A. Children, Metaphorical Thinking and Upper Paleolithic Visual Cultures // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 2. – P. 122–132. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000034
  21. Romero M. S. Landscapes of Childhood: Bodies, Places and Material Culture // Childhood in the Past. – 2017. – Vol. 10, Issue 1. – P. 16–37. DOI: https://doi.org/10.1080/17585716.2017.1305080/  
  22. Tsekenis E. ‘Children are the Food Sent by God’: Culinary Imagery and the Making of Persons in the Cameroon Grassfields // Journal of the Royal Anthropological Institute. – 2015. – Vol. 21, Issue 2. – P. 330–351. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9655.12209
  23. Vlahos M. M-L. Exploring the Experiences of Nineteenth-Century Colonial Children in Australia with the Application of Interpretive Reproduction Theory – An Alternative Approach in the Study of Childhood in the Past // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 48–63. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000027
Дата публикации 31.12.2018