Аксиология формирования человека в традиционной культуре
2 Новосибирский государственный технический университет
Проблема и цель. Изучение феномена детства и практик социализации в контексте разных культур и исторических эпох связано с проблемой понимания ценностей, лежащих в основе социокультурного воспроизводства новых поколений. Целью статьи является выявление парадигматической системы ценностей, руководящих формированием человека в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров Сибири и Дальнего Востока России.
Методология. Исследование базируется на аксиологическом подходе, представляющем ценность как интеграл культуры и порождающую модель ее артефактов. Применение структурно-семиотического метода предполагает, что ценностное измерение культуры выражается в знаково-символической форме как система инвариантных смыслов, связывающих разные сферы деятельности и социализирующие практики. Реконструкция культуры детства тунгусо-маньчжуров осуществляется на основе данных этнографии, фольклорных материалов.
Результаты. Обозначена специфика социализации и инкультурации новых поколений в условиях присваивающего хозяйства, родоплеменной структуры общества и традиционного типа культуры. Выделен аксиологический центр культуры тунгусо-маньчжуров и рассмотрено его присутствие на разных этапах взросления и воспитания: младенчество, детство, подростковый период. Определена система мифологических представлений и магических действий, играющих роль в инкультурации новых поколений. Проведен анализ формирования гендерной идентичности и выявлены основные механизмы социализации в форме игры и сказки, труда и ритуала.
Заключение. Система ценностей, транслируемых в процессе социализации, включала три ключевых компонента: род, животное, движение. Ребенок в культуре тунгусо-маньчжуров не обладал самостоятельной ценностью и субъектностью, но воспринимался как потенциальное воплощение родовой идентичности (ценность – субъект). В процессе освоения промысловых технологий и ритуальных предписаний он учился взаимодействовать с животным – символом природных сил (ценность – объект). Половая асимметрия обрядов инициации отражает патриархальное преимущество мужчин и выражает ценность движения (ценность – действие).
социализация; инкультурация; онтогенез; аксиология; традиционная культура; семиотика культуры; Сибирь; Дальний Восток России
43.551 Bukovina | Suitcase | Material Culture
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: монография. – М.: Прометей, 2003. – 238 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20026199
- Вильданов Х. С., Нурдавлетова Н. Б. Применение эмпирических методов в аксиологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 35 (289). – С. 15–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18817814
- Дашиева Л. Д. Семантика обрядов перехода в песенной традиции западных бурят // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 28. – С. 98–105. DOI: https://doi.org/10.17223/22220836/28/9
- Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры: монография. – СПб.: Наука, 2009. – 594 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20051716
- Иващенко Я. С. Семиотика еды (на материале традиционной нанайской культуры): монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2010. – 290 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19726447
- Мамычева Д. И. Детство как «переход» в архаическом хронотопе // Аналитика культурологии. – 2008. – № 3 (12). – С. 54-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20141012
- Мамычева Д. И., Мордовцева Т. В. Феномен детства в хронотопе культур: монография. – Таганрог: Таганрогский гос. пед. ун-т, 2011. – 159 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20109923
- Подмаскин В. В. Народные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов: проблема этногенеза и этнической истории: монография. – Владивосток: Дальнаука, 2006. – 539 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19699957
- Basu S., Zuo X., Lou Ch., Acharya R., Lundgren R. Learning to Be Gendered: Gender Socialization in Early Adolescence Among Urban Poor in Delhi, India, and Shanghai, China // Journal of Adolescent Health. – 2017. – Vol. 61, Issue 4, Supplement. – P. S24–S29.DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2017.03.012
- Ember C. R., Cunnar C. M. Children's Play and Work: The Relevance of Cross-Cultural Ethnographic Research for Archaeologists // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 2. – P. 87–103. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000031
- Fulminante F. Infant Feeding Practices in Europe and the Mediterranean from Prehistory to the Middle Ages: A Comparison between the Historical Sources and Bioarchaeology // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 24–47. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000026
- Ivaschenko Y. S., Akhmetova A. V. The Figure of Cannibal in the Traditional Nanai Culture // European Journal of Science and Theology. – 2016. – Vol. 12, Issue 4. – P. 27–38. URL: http://www.ejst.tuiasi.ro/Files/59/4_Ivaschenko%20&%20Akhmetova.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29466730
- Katajala-Peltomaa S., Vuolanto V. Children and Agency: Religion as Socialisation in Late Antiquity and the Late Medieval West // Childhood in the Past. – 2011. – Vol. 4, Issue 1. – P. 79–99. DOI: https://doi.org/10.1179/cip.2011.4.1.79
- Kok R., Prinzie P., Bakermans-Kranenburg M. J., Verhulst F. C., White T., Tiemeier H., van IJzendoorn M. H. Socialization of Prosocial Behavior: Gender Differences in the Mediating Role of Child Brain Volume // Child Neuropsychology. – 2018. – Vol. 24, Issue 6. – P. 723–733. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2017.1338340
- Lan Q. Does ritual exist? Defining and classifying ritual based on belief theory // The Journal of Chinese Sociology. – 2018. – Vol. 5. – P. 5.DOI: https://doi.org/10.1186/s40711-018-0073-x
- Matney T. Infant Burial Practices as Domestic Funerary Ritual at Early Bronze Age Titris Hoyuk // Near Eastern Archaeology. – 2018. – Vol. 81, Issue 3.– P. 174–181. DOI: https://doi.org/10.5615/neareastarch.81.3.0174
- Meland A. T., Kaltvedt E. H. Tracking Gender in Kindergarten // Early Child Development and Care. – 2019. – Vol. 189, Issue 1. – P. 94–103. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1302945
- Millett M., Gowland R. Infant and Child Burial Rites in Roman Britain: A Study from East Yorkshire // Britannia. – 2015. – Vol. 46. – P. 171–189. DOI: https://doi.org/10.1017/S0068113X15000100
- Mmari K., Blum R. W., Atnafou R., Chilet E., de Meyer S., El-Gibaly O., Basu S., Bello B., Maina B., Zuo X. Exploration of Gender Norms and Socialization Among Early Adolescents: The Use of Qualitative Methods for the Global Early Adolescent Study // Journal of Adolescent Health. – 2017. – Vol. 61, Issue 4, Supplement. – P. S12–S18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2017.07.006
- Nowell A. Children, Metaphorical Thinking and Upper Paleolithic Visual Cultures // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 2. – P. 122–132. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000034
- Romero M. S. Landscapes of Childhood: Bodies, Places and Material Culture // Childhood in the Past. – 2017. – Vol. 10, Issue 1. – P. 16–37. DOI: https://doi.org/10.1080/17585716.2017.1305080/
- Tsekenis E. ‘Children are the Food Sent by God’: Culinary Imagery and the Making of Persons in the Cameroon Grassfields // Journal of the Royal Anthropological Institute. – 2015. – Vol. 21, Issue 2. – P. 330–351. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9655.12209
- Vlahos M. M-L. Exploring the Experiences of Nineteenth-Century Colonial Children in Australia with the Application of Interpretive Reproduction Theory – An Alternative Approach in the Study of Childhood in the Past // Childhood in the Past. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 48–63. DOI: https://doi.org/10.1179/1758571615Z.00000000027