Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 216–235
УДК: 
372.016+811.133.1

Лексико-культурологическая направленность владения французским языком как условие успешности академической мобильности

Микута И. В. 1 (Новосибирск, Россия), Курак Г. В. 1 (Новосибирск, Россия), Телешова Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема развития академической мобильности студентов. Цель исследования – выявление основных лексико-культурологических трудностей, возникающих у студентов разных уровней владения французским языком в различных ситуациях иноязычной образовательной среды в поликультурном обществе.
Методология. Используется метод индивидуального заочного анкетирования 200 респондентов (преимущественно уровня В2–С1), студентов и выпускников НГУ и НГПУ, имеющих опыт академической мобильности. Разработанная анкета содержит набор вопросов, направленных на выявление лингвистических и лингвокультурных трудностей, с которыми обучающиеся сталкиваются в зарубежном вузе. Открытый характер вопросов анкеты дает возможность респондентам свободно и полно выражать свое мнение, а авторам статьи – собрать полезную информацию, что позволит более обосновано разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Также проведено очное анкетирование 63 студентов НГУ различных специальностей, изучавших французский язык с нуля в течение одного академического года и достигших уровня А1–А2. Данная диагностика позволила выявить ситуации повседневного общения, которые воспринимаются студентами как затруднительные, и определить возможные причины этих сложностей.
Результаты. Авторы установили коммуникативные типичные ситуации, которые либо не находят достаточного отражения, либо вообще не упоминаются в учебном процессе. Кроме того, авторы обобщили лексико-культурологические трудности российских студентов, обучающихся во франкоязычных странах, и показали, что организация обучения французскому языку в вузе на современном этапе должна строиться с учетом возможных ситуаций общения студентов, приезжающих в зарубежные университеты в рамках академической мобильности, и давать им знания страноведческого/культурологического характера, а также формировать умения действовать в условиях иноязычного общества. На основе диагностики образовательной ситуации в НГУ и НГПУ в статье дается обоснование организации обучения французскому языку в вузе на современном этапе с учетом возможных ситуаций общения студентов, приезжающих во Францию в рамках академической мобильности. Подобное обучение должно основываться на включаемых в учебные ситуации культурологических явлениях, направленных на обеспечение продуктивного межкультурного диалога.
Заключение. Обобщаются основные лексико-культурологические трудности, возникающие у студентов разных уровней владения французским языком в различных ситуациях иноязычной образовательной среды.

Ключевые слова: 

академическая мобильность; поликультурная образовательная среда; лексико-культурологические трудности; межкультурный подход; индивидуальная образовательная траектория

78.318 Communicative Competence | Intercultural | Foreign Language Education

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Lexico-cultural focus of French as a second language acquisition as a contributing factor to successful academic mobility

Библиографическая ссылка:
Микута И. В., Курак Г. В., Телешова Р. И. Лексико-культурологическая направленность владения французским языком как условие успешности академической мобильности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 216–235. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.14
Список литературы: 
  1. Астанина А. Н., Вербицкая Н. О.  Методика электронного обучения в повышении качества освоения иностранного языка студентами заочной формы получения высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. –  2018. – Т. 8,  № 1. – С. 1670–1676. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32829644
  2. Багаутдинов А. А., Минкин М. Р., Иванов А. Ф., Низамеева А. М.  Язык как конструктор социокультурной реальности // Xlinguae. – 2018. – Т. 11, № 1XL. – С. 33–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32755288 DOI: 10.18355/XL.2018.11.01XL.04
  3. Заречнева Н. Г. Преподавание иностранного языка в рамках компетентностного подхода // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 1476–1480.  URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32465215
  4. Леонова О. Г. Концептуализация понятия «глобализация» в современной науке // Век глобализации. – 2018. – № 1 (25). – С. 15–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32595467
  5. Онущенко Н. М. Интеграция мобильных технологий в процессе обучения французскому языку  // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 1. – С. 104–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35006991
  6. Тангалычева Р. К. Теоретико-методологические основы социологического изучения межкультурной коммуникации: монография. – СПб.: Скифия-принт, 2014. –  332 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24208788
  7. Телешова Р. И. Размышления о русских истоках в творчестве Анри Труайя: монография.  – 2-е изд.  – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 247 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25786534
  8. Халяпина Л. П. Основные направления обучения иностранным языкам в условиях поликультурного мир // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2017. – Т. 11. – С. 262–266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29196782
  9. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование. – 2012. – № 2 (31). – С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17823859
  10. Тесленко А. Н., Ибраева А. Б., Ракишева А. Ш., Кулжабаева Ж. О. Двухдипломное образование в Казахстане как условие академической мобильности студентов и преподавателей // Социологические исследования. – 2017. – № 6 (398). – С. 138–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29405032
  11. Яроцкая Л. В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография. – М.: Триумф, 2016. – 258 с.  URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25908975
  12. Aba D. Addressing Intercultural Experience and Academic Mobility in Higher Education // Journal of Intercultural Communication Research. – 2016. – Vol. 45, Issue 6. – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/17475759.2016.1236032
  13. Alipichev A. Yu., Galushkin A. A., Dronova  S. Yu., Panfilova E. A.  Towards successful implementation of CLIL courses in Russian universities //  XLinguae. – 2017. – Vol. 10, Issue 4. – Р. 345–356. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.28
  14. Archanjo R. Moving globally to transform locally? Academic mobility and language policy in Brazil // Language Policy.  – 2017. –  Vol. 16,  Issue 3. – Р.  291–312. DOI: https://doi.org/10.1007/s10993-016-9408-0  
  15. Bajrami L., Ismaili M. The Role of Video Materials in EFL Classrooms // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 502–506. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.068
  16. Bégin L. Quelques enjeux de mise en oeuvre de l’éducation au pluralisme. À propos de Différence et liberté de Georges Leroux //  Philosophiques. – 2016. – Vol. 43,  № 2. – Р. 489–497. DOI https://doi.org/10.7202/1038218ar
  17. Blondel C., Brissaud C., Conseil J., Jeantheau J.-P., Mortamet C. Les difficultés des adultes face à l’écrit : l’apport de l’épreuve de production écrite de l’enquête Information et vie quotidienne // Economie et statistique. – 2016. – № 490. – P. 37–60. DOI: https://doi.org/10.3406/estat.2016.10720
  18. Byram M., Wagner M. Making a difference: Language teaching for intercultural and international dialogue // Foreign language Annals. – 2018. – Vol. 51, Issue 1. – P.  140–151. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12319
  19. Rocher F. Identité nationale et multiculturalisme. Deux notions antagonistes ?, de Sabine Choquet, Paris, Classiques Garnier, 2015, 455 p. // Politique et Sociétés. – 2017. – Vol. 36, № 2. – P. 179–180. DOI https://doi.org/10.7202/1040426ar
  20. Devaux J., Oppenchaim N. La socialisation à la mobilité n’est-elle qu’une question de genre ? L’exemple des adolescents de catégories populaires du rural et de zones urbaines sensibles // Les Annales de la recherche urbaine. – 2017. – №   112. – P. 48–59. DOI : https://doi.org/10.3406/aru.2017.3239
  21. Duguet A., Le Mener M., Morlaix S. Les déterminants de la réussite à l’université. Quels apports de la recherche en Education ? Quelles perspectives de recherche ? // Spiral – Revue de recherches en éducation. –  2016. – № Suppl.E 57.  –  P. 31–53. DOI : https://doi.org/10.3406/spira.2016.1745
  22. Gargano T., Throop J.  Logging on: Using online learning to support the academic nomad // Journal of International Students. – 2017. – Vol.  7, Issue 3. – P.  918–924. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.570041  
  23. Gashi-Berisha V. Literary and intercultural aspects in methodology of teaching French as a foreign language [Les aspects littéraires et interculturels dans les méthodologies du français langue étrangère] //  Xlinguae. –  2018. –  Vol. 11,  Issue 1XL. – P. 92–106.  DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01XL.09
  24. Gélinas-Proulx A., Labelle J., Jacquin Ph. Compétence interculturelle : adaptation d’un Modèle initial pour les directions d’établissement scolaire de langue française du Québec et du Nouveau-Brunswick // Revue des sciences de l’éducation. – 2017. – Vol.  43,  Issue 2. – P.  119–152. DOI: https://doi.org/10.7202/1043028ar   
  25. Gonzalez-Monteagudo J. Transitions et transformations des étudiants internationaux en contextes de mobilité académique // Pensée plurielle. – 2016. – Vol. 1, № 41.  – Р. 111–122. DOI : https://doi.org/10.3917/pp.041.0111  
  26. Harris V. W., Kumaran M., Harris H. J., Moen D., Visconti B. Assessing multicultural competence (knowledge and awareness) in study abroad experiences //   Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2018.  DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2017.1421901     
  27. Jackson  J. ‘Breathing the smells of native styled English’: A narrativized account of an L2 sojourn //  Language and Intercultural Communication. – 2016. – Vol. 16, Issue 3. – P. 332–348.  DOI: https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168047
  28. Kopylovskaya M. Y.,  Dobrova T. Y. Dealing With “West-East” Cultural Divide: The Problem of Cultural Unawareness in ESP for International Relations // The journal of teaching English for specific and academic purposes. – 2016. – Vol. 4, № 3. –  P. 505–516.  DOI: https://doi.org/10.22190/JTESAP1603505K
  29. Özdemir  E. Promoting EFL learners’ intercultural communication effectiveness: a focus on Facebook // Computer Assisted Language Learning. – 2017. – Vol. 30, Issue 6. –  Р. 510–528. https://doi.org/10.1080/09588221.2017.1325907
  30. Potvin M. L’éducation au pluralisme : la centralité des sciences sociales // Philosophiques. – 2016. – Vol. 43,  №  2. – Р.  481–488. DOI: https://doi.org/10.7202/1038217ar  
  31. Saillant F., Lévy J. J.,  Ramirez-Villagra A. Perspectives interculturelles, droits et reconnaissance à Montréal // Anthropologie et Sociétés. – 2017. –  Vol. 41,   № 3. – Р.  155–179. DOI: https://doi.org/10.7202/1043046ar
  32. Sari L. La Méditerranée orientale ou la fusion des altérités et des cultures // Babel. – 2017.  – №  36. – P. 27–48. DOI: https://doi.org/10.4000/babel.4938
  33. Urciuoli B. La « diversité » comme capital. La re-conceptualisation néolibérale de la différence linguistique et sociale // Anthropologie et Sociétés. – 2015. – Vol. 39, № 3. – P. 91–114. DOI: https://doi.org/10.7202/1034761ar   
  34. Welply  O. Re-imagining otherness : an exploration of the global imaginaries of children from immigrant backgrounds in primary schools in France and England // European educational research journal. – 2015. – Vol. 14, Issue 5. – P.   430–453. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904115603733
  35. White B. W., Emongo L., Hsab G. Présentation. Vers une anthropologie de l’interculturel // Anthropologie et Sociétés. – 2017. – Vol.  41,  № 3. – P. 9–27. DOI https://doi.org/10.7202/1043040ar   
  36. Yu Y., Moskal M. Missing intercultural engagements in the university experiences of Chinese international students in the UK // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2018. DOI:  https://doi.org/10.1080/03057925.2018.1448259   
Дата публикации 31.12.2018