Лексико-культурологическая направленность владения французским языком как условие успешности академической мобильности
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. В статье исследуется проблема развития академической мобильности студентов. Цель исследования – выявление основных лексико-культурологических трудностей, возникающих у студентов разных уровней владения французским языком в различных ситуациях иноязычной образовательной среды в поликультурном обществе.
Методология. Используется метод индивидуального заочного анкетирования 200 респондентов (преимущественно уровня В2–С1), студентов и выпускников НГУ и НГПУ, имеющих опыт академической мобильности. Разработанная анкета содержит набор вопросов, направленных на выявление лингвистических и лингвокультурных трудностей, с которыми обучающиеся сталкиваются в зарубежном вузе. Открытый характер вопросов анкеты дает возможность респондентам свободно и полно выражать свое мнение, а авторам статьи – собрать полезную информацию, что позволит более обосновано разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Также проведено очное анкетирование 63 студентов НГУ различных специальностей, изучавших французский язык с нуля в течение одного академического года и достигших уровня А1–А2. Данная диагностика позволила выявить ситуации повседневного общения, которые воспринимаются студентами как затруднительные, и определить возможные причины этих сложностей.
Результаты. Авторы установили коммуникативные типичные ситуации, которые либо не находят достаточного отражения, либо вообще не упоминаются в учебном процессе. Кроме того, авторы обобщили лексико-культурологические трудности российских студентов, обучающихся во франкоязычных странах, и показали, что организация обучения французскому языку в вузе на современном этапе должна строиться с учетом возможных ситуаций общения студентов, приезжающих в зарубежные университеты в рамках академической мобильности, и давать им знания страноведческого/культурологического характера, а также формировать умения действовать в условиях иноязычного общества. На основе диагностики образовательной ситуации в НГУ и НГПУ в статье дается обоснование организации обучения французскому языку в вузе на современном этапе с учетом возможных ситуаций общения студентов, приезжающих во Францию в рамках академической мобильности. Подобное обучение должно основываться на включаемых в учебные ситуации культурологических явлениях, направленных на обеспечение продуктивного межкультурного диалога.
Заключение. Обобщаются основные лексико-культурологические трудности, возникающие у студентов разных уровней владения французским языком в различных ситуациях иноязычной образовательной среды.
академическая мобильность; поликультурная образовательная среда; лексико-культурологические трудности; межкультурный подход; индивидуальная образовательная траектория
78.318 Communicative Competence | Intercultural | Foreign Language Education
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Астанина А. Н., Вербицкая Н. О. Методика электронного обучения в повышении качества освоения иностранного языка студентами заочной формы получения высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 1670–1676. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32829644
- Багаутдинов А. А., Минкин М. Р., Иванов А. Ф., Низамеева А. М. Язык как конструктор социокультурной реальности // Xlinguae. – 2018. – Т. 11, № 1XL. – С. 33–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32755288 DOI: 10.18355/XL.2018.11.01XL.04
- Заречнева Н. Г. Преподавание иностранного языка в рамках компетентностного подхода // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 1476–1480. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32465215
- Леонова О. Г. Концептуализация понятия «глобализация» в современной науке // Век глобализации. – 2018. – № 1 (25). – С. 15–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32595467
- Онущенко Н. М. Интеграция мобильных технологий в процессе обучения французскому языку // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 1. – С. 104–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35006991
- Тангалычева Р. К. Теоретико-методологические основы социологического изучения межкультурной коммуникации: монография. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 332 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24208788
- Телешова Р. И. Размышления о русских истоках в творчестве Анри Труайя: монография. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 247 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25786534
- Халяпина Л. П. Основные направления обучения иностранным языкам в условиях поликультурного мир // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2017. – Т. 11. – С. 262–266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29196782
- Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование. – 2012. – № 2 (31). – С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17823859
- Тесленко А. Н., Ибраева А. Б., Ракишева А. Ш., Кулжабаева Ж. О. Двухдипломное образование в Казахстане как условие академической мобильности студентов и преподавателей // Социологические исследования. – 2017. – № 6 (398). – С. 138–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29405032
- Яроцкая Л. В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография. – М.: Триумф, 2016. – 258 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25908975
- Aba D. Addressing Intercultural Experience and Academic Mobility in Higher Education // Journal of Intercultural Communication Research. – 2016. – Vol. 45, Issue 6. – P. 487–502. DOI: https://doi.org/10.1080/17475759.2016.1236032
- Alipichev A. Yu., Galushkin A. A., Dronova S. Yu., Panfilova E. A. Towards successful implementation of CLIL courses in Russian universities // XLinguae. – 2017. – Vol. 10, Issue 4. – Р. 345–356. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.28
- Archanjo R. Moving globally to transform locally? Academic mobility and language policy in Brazil // Language Policy. – 2017. – Vol. 16, Issue 3. – Р. 291–312. DOI: https://doi.org/10.1007/s10993-016-9408-0
- Bajrami L., Ismaili M. The Role of Video Materials in EFL Classrooms // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 502–506. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.068
- Bégin L. Quelques enjeux de mise en oeuvre de l’éducation au pluralisme. À propos de Différence et liberté de Georges Leroux // Philosophiques. – 2016. – Vol. 43, № 2. – Р. 489–497. DOI https://doi.org/10.7202/1038218ar
- Blondel C., Brissaud C., Conseil J., Jeantheau J.-P., Mortamet C. Les difficultés des adultes face à l’écrit : l’apport de l’épreuve de production écrite de l’enquête Information et vie quotidienne // Economie et statistique. – 2016. – № 490. – P. 37–60. DOI: https://doi.org/10.3406/estat.2016.10720
- Byram M., Wagner M. Making a difference: Language teaching for intercultural and international dialogue // Foreign language Annals. – 2018. – Vol. 51, Issue 1. – P. 140–151. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12319
- Rocher F. Identité nationale et multiculturalisme. Deux notions antagonistes ?, de Sabine Choquet, Paris, Classiques Garnier, 2015, 455 p. // Politique et Sociétés. – 2017. – Vol. 36, № 2. – P. 179–180. DOI https://doi.org/10.7202/1040426ar
- Devaux J., Oppenchaim N. La socialisation à la mobilité n’est-elle qu’une question de genre ? L’exemple des adolescents de catégories populaires du rural et de zones urbaines sensibles // Les Annales de la recherche urbaine. – 2017. – № 112. – P. 48–59. DOI : https://doi.org/10.3406/aru.2017.3239
- Duguet A., Le Mener M., Morlaix S. Les déterminants de la réussite à l’université. Quels apports de la recherche en Education ? Quelles perspectives de recherche ? // Spiral – Revue de recherches en éducation. – 2016. – № Suppl.E 57. – P. 31–53. DOI : https://doi.org/10.3406/spira.2016.1745
- Gargano T., Throop J. Logging on: Using online learning to support the academic nomad // Journal of International Students. – 2017. – Vol. 7, Issue 3. – P. 918–924. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.570041
- Gashi-Berisha V. Literary and intercultural aspects in methodology of teaching French as a foreign language [Les aspects littéraires et interculturels dans les méthodologies du français langue étrangère] // Xlinguae. – 2018. – Vol. 11, Issue 1XL. – P. 92–106. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.01XL.09
- Gélinas-Proulx A., Labelle J., Jacquin Ph. Compétence interculturelle : adaptation d’un Modèle initial pour les directions d’établissement scolaire de langue française du Québec et du Nouveau-Brunswick // Revue des sciences de l’éducation. – 2017. – Vol. 43, Issue 2. – P. 119–152. DOI: https://doi.org/10.7202/1043028ar
- Gonzalez-Monteagudo J. Transitions et transformations des étudiants internationaux en contextes de mobilité académique // Pensée plurielle. – 2016. – Vol. 1, № 41. – Р. 111–122. DOI : https://doi.org/10.3917/pp.041.0111
- Harris V. W., Kumaran M., Harris H. J., Moen D., Visconti B. Assessing multicultural competence (knowledge and awareness) in study abroad experiences // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2017.1421901
- Jackson J. ‘Breathing the smells of native styled English’: A narrativized account of an L2 sojourn // Language and Intercultural Communication. – 2016. – Vol. 16, Issue 3. – P. 332–348. DOI: https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168047
- Kopylovskaya M. Y., Dobrova T. Y. Dealing With “West-East” Cultural Divide: The Problem of Cultural Unawareness in ESP for International Relations // The journal of teaching English for specific and academic purposes. – 2016. – Vol. 4, № 3. – P. 505–516. DOI: https://doi.org/10.22190/JTESAP1603505K
- Özdemir E. Promoting EFL learners’ intercultural communication effectiveness: a focus on Facebook // Computer Assisted Language Learning. – 2017. – Vol. 30, Issue 6. – Р. 510–528. https://doi.org/10.1080/09588221.2017.1325907
- Potvin M. L’éducation au pluralisme : la centralité des sciences sociales // Philosophiques. – 2016. – Vol. 43, № 2. – Р. 481–488. DOI: https://doi.org/10.7202/1038217ar
- Saillant F., Lévy J. J., Ramirez-Villagra A. Perspectives interculturelles, droits et reconnaissance à Montréal // Anthropologie et Sociétés. – 2017. – Vol. 41, № 3. – Р. 155–179. DOI: https://doi.org/10.7202/1043046ar
- Sari L. La Méditerranée orientale ou la fusion des altérités et des cultures // Babel. – 2017. – № 36. – P. 27–48. DOI: https://doi.org/10.4000/babel.4938
- Urciuoli B. La « diversité » comme capital. La re-conceptualisation néolibérale de la différence linguistique et sociale // Anthropologie et Sociétés. – 2015. – Vol. 39, № 3. – P. 91–114. DOI: https://doi.org/10.7202/1034761ar
- Welply O. Re-imagining otherness : an exploration of the global imaginaries of children from immigrant backgrounds in primary schools in France and England // European educational research journal. – 2015. – Vol. 14, Issue 5. – P. 430–453. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904115603733
- White B. W., Emongo L., Hsab G. Présentation. Vers une anthropologie de l’interculturel // Anthropologie et Sociétés. – 2017. – Vol. 41, № 3. – P. 9–27. DOI https://doi.org/10.7202/1043040ar
- Yu Y., Moskal M. Missing intercultural engagements in the university experiences of Chinese international students in the UK // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2018.1448259