Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 4, С. 141–157
УДК: 
159.955; 165.0; 51-77; 7.013

Что есть точное знание и как оно обеспечивается в когнитивных процессах

Трофимов В. М. 1 (Краснодар, Россия)
1 Кубанский государственный технологический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Образы чисел и множества по современным данным имеются в нейронных сетях человека и животных. Экспериментально подтверждено, что если люди способны выполнять точные расчеты, то животные – только приблизительные. Возникает проблема определения того, что есть точное знание, почему оно возможно, какова его роль в накоплении и сохранении знания. При рассмотрении точного знания в качестве предмета изучения следует принять во внимание не только проведение точных расчетов, но и проведение точной линии художником, точный поэтический образ, выражение точной мысли. Цель работы состоит в выявлении математически корректных условий обеспечения точного знания в когнитивных процессах.
Методология. Для анализа условий, отличающих точное знание, используется теоретико-множественный подход. Применение этого метода для рассмотрения особенностей человеческого восприятия и обработки информации обосновано известными данными о «чувстве чисел» у человека и животных. Этот же метод позволяет конструировать структуру объекта когнитивной деятельности. Метод теории размерностей и подобия применяется для выяснения условий экономной памяти.
Результаты. Автор выявил некоторые, по-видимому, ключевые условия для обеспечения точного знания в повседневной деятельности людей, связанной с выработкой и хранением знания, в частности, устойчивостью языка. Автор рассматривает концепты числа и множества в применении к объекту когнитивной деятельности и выявляет воплощение теоретико-множественной трактовки объекта не только в научном исследовании, но также и в повседневности. Автор ставит вопрос: возможно ли точное знание в условиях изменяющейся парадигмы знания и, если возможно, то каким образом? Не менее важен вопрос о динамике хранения точного знания в условиях его роста.
Заключение. Автор предложил концепт точного знания, вырабатываемого человеком в любой форме знания, и привел его обоснование средствами теоретико-множественного метода, а также ссылками на известные опытные данные смежных наук.

Ключевые слова: 

познавательная деятельность человека; точное знание; концепт точного знания; изменяющиеся парадигмы знаний; устойчивость языка; трактовка познаваемого объекта

94.763 Action Verbs | Abstract Concepts | Embodied Cognition

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

What is the exact knowledge and how it is prodused in the cognitive processes

Библиографическая ссылка:
Трофимов В. М. Что есть точное знание и как оно обеспечивается в когнитивных процессах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 141–157. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.09
Список литературы: 
  1. Ивлев В. Ю., Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Когнитивная революция как фактор становления новой эпистемологической парадигмы и методологии исследования знания в современной науке // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – Т. 6, № 1 (15). – С. 91–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20799316
  2. Исаева В. В. Фрактальные и хаотические паттерны в морфологии животных // Труды Зоологического института РАН. – 2009. – Т. 313, № S1. – C. 199–218. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12917845  
  3. Трофимов В. М. Сервис и образовательная деятельность в онтологическом аспекте: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 184 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21834969  
  4. Birch S. A. J., Brosseau-Liard P. E., Haddock T., Ghrear S. E. A ‘curse of knowledge’ in the absence of knowledge? People misattribute fluency when judging how common knowledge is among their peers // Cognition. – 2017. – Vol. 166. – P. 447–458. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2017.04.015
  5. Borgianni Y., Matt D. T. Ideality in Axiomatic Design and beyond // Procedia CIRP. – 2016. – Vol. 53. – P. 95–100. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.07.029
  6. Briglia J., Servajean P., Michalland A.-H., Brunel L., Brouillet D. Modeling an enactivist multiple-trace memory. ATHENA: A fractal model of human memory // Journal of Mathematical Psychology. – 2018. – Vol. 82. – P. 97–110. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jmp.2017.12.002
  7. Nieder A., Dehaene S. Representation of number in the brain // Annual Review of Neuroscience. – 2009. – Vol. 32 – P. 185–208. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.neuro.051508.135550
  8. Franklin D. R. J., Mewhort D. J. K. Memory as a hologram: an analysis of learning and recall // Canadian Journal of Experimental Psychology / Revue Canadienne de Psychologie Expérimentale. – 2015. – Vol. 69 (1). – P. 115–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/cep0000035
  9. Friston K., Kilner J., Harrison L. A Free energy principle for the brain // Journal of Physiology-Paris. – 2006. – Vol. 100, Issue 1-3. – P. 70–87. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jphysparis.2006.10.001
  10. Friston K. The free-energy principle: a unified brain theory? // Nature Reviews Neuroscience. – 2010. – Vol. 11. – P. 127–138. DOI: https://doi.org/10.1038/nrn2787
  11. Grigorescu D. The discussion between Heisenberg and Dirac regarding the nature and meaning of scientific knowledge // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 203. – P. 400–404. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.08.316
  12. Howard M. W. Memory as Perception of the Past: Compressed Time in Mind and Brain // Trends in cognitive sciences. – 2018. – Vol. 22, Issue 2. – P. 124–136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.11.004
  13. Li J., Wang F., Shen M., Fan G. The tendency of unconscious thought toward global processing style // Consciousness and Cognition. – 2017. – Vol. 53. – P. 14–22. DOI: https://doi.org/10.1016/j.concog.2017.05.005
  14. Longo G. From exact sciences to life phenomena: Following Schrödinger and Turing on Programs, Life and Causality // Information and Computation. – 2009. – Vol. 207, Issue 5. – P. 545–558. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ic.2008.11.002
  15. Mikolajczyk T., Moldovan F., Ciobanu I., Chalupczak A., Marin A. G. Brain research using computer test // Procedia Technology. – 2016. – Vol. 22. – P. 1113–1120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.protcy.2016.01.157
  16. Pinker S. So How Does the Mind Work? // Mind & Language. – 2005. – Vol. 20, Issue 1. – P. 1–24. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0268-1064.2005.00274.x
  17. Brugger P. The Tell-Tale Brain: Unlocking the Mystery of Human Nature // Cognitive Neuropsychiatry. – 2012. – Vol. 17, Issue 4. – P. 351–358. DOI: https://doi.org/10.1080/13546805.2012.685295
  18. Richmond L. L., Gold D. A., Zacks J. M. Event Perception: Translations and Applications // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – 2017. – Vol. 6, Issue 2. – P. 111–120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2016.11.002
  19. Roediger H. L., Rajaram S., Srinivas K. Specifying criteria for postulating memory systems // Annals of the New York Academy of Sciences. – 1990. – Vol. 608, Issue 1. – P. 572–595. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.1990.tb48910.x
  20. Ruigendijk E., Friedmann N., Novogrodsky R., Balaban N. Symmetry in comprehension and production of pronouns: A comparison of German and Hebrew // Lingua. – 2010. – Vol. 120, Issue 8. – P. 1991–2005. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lingua.2010.02.009
  21. Tulving E. Episodic Memory: From Mind to Brain // Annual Review of Psychology. – 2002. – Vol. 53. – P. 1–25. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135114
  22. Velichkovsky B. M. Cognitive science: The art and its implications // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10 (3). – P. 2–7. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2017.0300 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35057392  
  23. Versace R., Labeye E., Badard G., Rose M. The contents of long-term memory and the emergence of knowledge // European Journal of Cognitive Psychology. – 2009. – Vol. 21, Issue 4. – P. 522–560. DOI: https://doi.org/10.1080/09541440801951844
  24. Versace R., Vallet G. T., Riou B., Lesourd M., Labeye É., Brunel L. Act-In: An integrated view of memory mechanisms //Journal of Cognitive Psychology. – 2014. – Vol. 26, Issue 3. – P. 280–306. DOI: https://doi.org/10.1080/20445911.2014.892113
  25. Xiaofan Xu, Yu Chen, Yufang Zhao, Juan Yang. The neural evidence of the reflected appraisal process as a main path for learning about one's self-knowledge of personality // Biological Psychology. – 2015. – Vol. 110. – P. 85–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2015.06.017
  26. Erlich J. The Shape of Inner Space: String Theory and the Geometry of the Universe`s Dimensions // American Journal of Physics. – 2011. – Vol. 79, Issue 5. – P. 559. DOI: https://doi.org/10.1119/1.3553464  
Дата публикации 31.08.2018