Особенности современной интеграции психологического знания и психологического сообщества
Проблема и цель. В статье исследуется проблема интеграции в психологии. Целью является выявление современных особенностей интеграционных процессов в психологии, включающих интеграцию психологического знания и психологического сообщества.
Методология. Методологической основой исследования проблемы интеграции стали основные положения коммуникативной методологии психологической науки. С использованием методов опроса и анкетирования было проведено социально-психологическое исследование представителей научного психологического сообщества (n = 52) для выявления оценки отношения к отдельным параметрам проблемы интеграции в психологии.
Результаты. В результате было установлено, что проблема интеграции в психологии отчетливо дифференцируется на две составляющие: интеграцию психологического знания и интеграцию психологического сообщества. Утверждается, что каждое направление интеграции имеет собственную специфику, уникальные механизмы реализации, особый характер соотношения друг с другом. На основе результатов социально-психологического исследования были определены особенности восприятия и отношения психологического сообщества к содержанию проблемы интеграции, ключевым методологическим проблемам психологии, актуальности использования зарубежного опыта в ее решении. Показаны возможности коммуникативной методологии в решении выделенных в ходе исследования проблем.
Заключение. Делается вывод, что современные проблемы психологического образования тесно связаны с нерешенностью ключевых методологических проблем предмета, метода психологии, противопоставлением академической и практикоориентированной психологии.
интеграция; психологическое знание; сообщество; образование; академическая психология; практическая психология
99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
1. Юревич А. В. Введение в проблему // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2, № 3. – С. 91–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19011771
2. Mironenko I. A. Activity Theory: Quest for the Unattainable and Hope for the Future (Reply to Commentaries) // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2016. – Vol. 50, Issue 3. – P. 382–391. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-016-9353-7
3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 9–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651476
4. Кабрин В. И. Антропологическая судьба субъекта // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5, № 1. – С. 52–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19011551
5. Серый А. В., Яницкий М. С., Солодухин А. В., Трубникова О. А. Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапии пациентов кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 63. – С. 89–101. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/63/7
6. Séamus P., Velez G., Qadafi A., Tennant J. The SAGE Model of Social Psychological Research // Perspectives on Psychological Science. – 2018. – Vol. 13, Issue 3. – P. 359–372. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691617734863
7. Kostromina S. N., Grishina N. V. The Future of Personality Theory: a Processual Approach // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2018. – Vol. 52, Issue 2. – P. 296–306. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-018-9420-3
8. Lorion R. P. Reflections on community psychology's past and future: What if a stitch in time only saves six? // Journal of Community Psychology. – 2018. – Vol. 46, Issue 3. – P. 267–280. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.21954
9. Linkov V. Psychology is not primarily Empirical Science: A Comparison of Cultures in the Lexical Hypothesis Tradition as a Failure of Introspection // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 285–302. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-016-9375-1
10. Beauregard M., Trent N. L., Schwartz G. E. Toward a postmaterialist psychology: Theory, research, and applications // New Ideas in Psychology. – 2018. – Vol. 50. – P. 21–33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.02.004
11. Rolls E. T. Neurobiological foundations of aesthetics and art // New Ideas in Psychology. – 2017. – Vol. 47. – P. 121–135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2017.03.005
12. Haarlammert M., Birman D., Oberoi A., Jordana W. Moore Inside‐Out: Representational Ethics and Diverse Communities // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 60, Issue 3-4. – P. 414–423. DOI: https://doi.org/10.1002/ajcp.12188
13. Stivala A. Diversity and Community: The Role of Agent‐Based Modeling // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 59, Issue 3-4. – P. 261–264. DOI: https://doi.org/10.1002/ajcp.12131
14. Neal Z. Taking Stock of the Diversity and Sense of Community Debate // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 59, Issue 3-4. – P. 255–260. DOI: https://doi.org/10.1002/ajcp.12132
15. Miyatsu T., Nguyen K., McDaniel M. Five Popular Study Strategies: Their Pitfalls and Optimal Implementations // Perspectives on Psychological Science. – 2018. – Vol. 13, Issue 3. – P. 390–407. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691617710510
16. Lichty L. F., Palamaro‐Munsell E. Pursuing an Ethical, Socially Just Classroom: Searching for Community Psychology Pedagogy // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 60, Issue 3-4. – P. 316–326. DOI: https://doi.org/10.1002/ajcp.12199
17. Богомаз С. А. Оценка психологической безопасности выпускников школы // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 34. – С. 58–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13024564
18. Мазилов В. А. Методология психологической науки: История и современность: монография. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. – 419 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32263554
19. Юревич А. В. Методология и социология психологии: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20240047
20. Юревич А. В. Социальная психология научной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 447 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20247707
21. Янчук В. А. Межпарадигмальный диалог как механизм углубления понимания психологической феноменологии // Методология современной психологии. – 2014. – Т. 1, № 4. – С. 276–296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32381289
22. Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15499972
23. Козлов В. В. Проблемы интегративного социально-психологического исследования // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2018. – № 1 (35). – С. 35–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34882156
24. Mascolo M. F. Beyond Objectivity and Subjectivity: The Intersubjective Foundations of Psychological Science // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2016. – Vol. 50, Issue 4. – P. 543–554. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-016-9357-3
25. Mammen J. Using a Topological Model in Psychology: Developing Sense and Choice Categories // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2016. – Vol. 50, Issue 2. – P. 196–233. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-016-9342-x
26. Шадриков В. Д. О предмете психологии (Мир внутренней жизни человека) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 1. – С. 5–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19429282