Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 41–56
УДК: 
159.923.35

Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности

Перикова Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Бызова В. М. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема метакогнитивизма в аспекте преодоления препятствий, встречающихся на жизненном пути современной молодежи. Цель исследования – выявить метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов с разным уровнем самоорганизации.
Методология. Материал и методы исследования: психологическое тестирование, анкетирование, интервью. Выборка: 172 студента второго курса Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет. Методы обработки данных: методы описательной статистики, анализ различий, корреляционный, кластерный и дисперсионный анализ, а также качественные методы анализа текстов. Использованы методики: «Стили реагирования на изменения» (Т. Ю. Базаров, М. П. Сычева), «Опросник самоорганизации деятельности» (Е. Ю. Мандрикова), «Опросник эмоционального интеллекта» (Д. В. Люсин), «Методика дифференциальной диагностики рефлексивности» (Д. А. Леонтьев), анкетный опрос, направленный на анализ трудных жизненных ситуаций и стратегий их преодоления.
Результаты. Авторы выявили три группы студентов, значимо различающихся по уровню самоорганизации деятельности. Выявлены и описаны различия метакогнитивных стратегий преодоления трудных ситуаций в зависимости от уровня самоорганизации. Авторы обосновали роль стилей реагирования на изменения способностей к системной рефлексии и эмоциональной саморегуляции в эффективности преодоления сложных жизненных ситуаций. Студенты с высоким уровнем самоорганизации деятельности демонстрируют способности к управлению и пониманию эмоций других людей, сохраняют позитивный эмоциональный настрой, адекватно оценивают ситуацию и проявляют активность в преодолении жизненных препятствий. Студенты с низким уровнем самоорганизации в трудных жизненных ситуациях, воспринимаемых как экстремальные или критические, проявляют недостаточную способность к социально-психологической адаптации.
Заключение. Сделан вывод, что субъективная оценка трудной жизненной ситуации определяет выбор метакогнитивной стратегии ее преодоления.

Ключевые слова: 

трудные жизненные ситуации; метакогнитивные стратегии; самоорганизация деятельности; принятие решений; стиль реагирования на изменения; рефлексивность

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Metacognition strategies in overcoming difficult life situations with the main focus on different levels of personal self-regulation

Библиографическая ссылка:
Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 41–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.03
Список литературы: 
  1. Парфенова Н. Б. О подходах к классификации и диагностике жизненных ситуаций // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2009. – № 9. – С. 109–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16359733
  2. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 87–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9926127
  3. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 2. – С. 40–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19136062
  4. Мартьянова Г. Ю. Особенности самоотношения субъектов трудной жизненной ситуации // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16). – С. 74–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19055751
  5. Braund H., Deluca C. Elementary students as active agents in their learning: an empirical study of the connections between assessment practices and student metacognition // The Australian Educational Researcher. – 2018. – Vol. 45, Issue 1. – P. 65–85. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13384-018-0265-z
  6. Questienne L., Van Opstal F., van Dijck J. P., Gevers WMetacognition and cognitive control: behavioural adaptation requires conflict experience // Quarterly journal of experimental psychology. – 2018. – Vol. 71 (2). – P. 411–423. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17470218.2016.1251473
  7. Dann R. Assessment as learning: Blurring the boundaries of assessment and learning for theory, policy and practice // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. – 2014. – Vol.  21(2). – P. 149–166. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0969594X.2014.898128
  8. Martinez S., Davalos D. Investigating metacognition, cognition, and behavioral deficits of college students with acute traumatic brain injuries // Journal of American College Health. – 2016. – Vol. 64 (5). – Р. 390–396. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07448481.2016.1167057
  9. Schraw G. Promoting general metacognitive awareness. Instructional Science. – 1998. – Vol. 26. – Р. 113–125. DOI: http://dx.doi.org/10.1023/A:1003044231033
  10. Schraw G., Moshman D. Metacognitive Theories. Educational // Educational Psychology Review. – 1995. – Vol. 7 (4). – Р. 351–371. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/BF02212307
  11. Schraw G., Dennison R. S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. – 1994. – Vol. 19, Issue 4. – Р. 460–475. DOI: http://dx.doi.org/10.1006/ceps.1994.1033
  12. Kornell N. If it is stored in my memory I will surely retrieve it: anatomy of a metacognitive belief // Metacognition and Learning. – 2015. – Vol. 10, Issue 2. – Р. 279–292. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11409-014-9125-z 
  13. Kallio H., Virta K., Kallio M. Modelling the Components of Metacognitive Awareness // International Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 7 (2). – Р. 94–122. DOI: http://dx.doi.org/10.17583/ijep.2018.2789
  14. Sellen A. J., Louie G., Harris J. E., Wilkins A. J. What brings intentions to mind? An in situ study of prospective memory // Memory. – 1997. – Vol. 5, Issue 4. – P. 483–507. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/741941433
  15. Wilson N. S., Bai H. The relationships and impact of teachers’ metacognitive knowledge and pedagogical understandings of metacognition // Metacognition and Learning. – 2010. – Vol. 5, Issue 3. – Р269–288. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11409-010-9062-4
  16. Undorf M., Zander T. Intuition and metacognition: The effect of semantic coherence on judgments of learning // Psychonomic Bulletin and Review. – 2017. – Vol. 24 (4). – P. 1217–1224. DOI: http://dx.doi.org/10.3758/s13423-016-1189-0  
  17. Hilawani Al. Y. A Reflection on metacognition in real life situations: the truth is out there // Reflective practice. – 2018. – Vol. 19 (1). – P. 135–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14623943.2017.1379982
  18. Lysaker P. H., Lysaker J. TMetacognition, self-experience and the prospect of enhancing self-management in schizophrenia spectrum disorders // Philosophy, Psychiatry, and Psychology. – 2017. – Vol. 24 (2). – P. 169–178. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/ppp.2017.0021  
  19. Visinet A., Soumet-Leman C., Baptista A., Bungener C., Jouvent RPsychometric approach of metacognition: Pilot study in clinical population // L'Encéphale. – 2017. – Vol. 43 (2). – P. 120–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.encep.2016.01.012  
  20. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Метакогнитивные стратегии при социальном тревожном расстройстве // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1 (8). – С. 254–257. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=17428388
  21. Bazarov T. U., Sycheva M. P. Development and Approbation of Change Response Styles Questionnaire // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2012. – Т. 5, № 25. – С. 12. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=18265498
  22. Богомаз С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 163–166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15640350
  23. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 4. – С. 3–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19429300
  24. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135. URL. https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593
Дата публикации 31.10.2018