Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 7–21
УДК: 
378

Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе

Байбородова Л. В. 1 (Ярославль, Россия), Белкина В. Н. 1 (Ярославль, Россия), Груздев М. В. 1 (Ярославль, Россия), Гущина Т. Н. 1 (Ярославль, Россия)
1 Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе. Цель статьи – обосновать ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в обучении студентов педагогического вуза.
Методология. В качестве исследовательских методов авторы использовали интерпретацию, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной литературы по проблеме; сравнение приоритетных идей и практик индивидуализации в российских и зарубежных исследованиях; дискурсы, дискуссии, «круглые столы» с приглашением учёных и практиков; обобщение опыта и опытно-экспериментальную деятельность по исследованию подходов и технологий индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе.
Результаты. Авторы выявили основные положения, отражающие особенности индивидуализации как бинарного процесса внешней и внутренней индивидуализации; установили ряд положений, отражающих особенности индивидуализации образовательного процесса с точки зрения развития индивидуальности и субъектности обучающегося. Авторами даны основные характеристики субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе; обозначены эффективные средства как внешней, так и внутренней индивидуализации. В статье охарактеризованы условия, при которых данная технология может стать ориентиром для разработки частных субъектно-ориентированных технологий индивидуализации образовательного процесса.
Заключение. Предложенные ключевые идеи рассматриваемой технологии являются научно обоснованными, способствуют индивидуализации образовательного процесса и разработке эффективных частных субъектно-ориентированных технологий в обучении студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: 

индивидуализация; образовательный процесс; практики индивидуализации; внешняя индивидуализация; внутренняя индивидуализация; бинарность; субъектно-ориентированная технология; студенты; педагогический вуз

97.250 Initial Teacher Education | Teacher Identity | Self-Study

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Student-centered educational technology of individualization within the framework of teacher education institutions

Библиографическая ссылка:
Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01
Список литературы: 
  1. Aspfors J., Fransson G. Research on mentor education for mentors of newly qualified teachers: A qualitative meta-synthesis // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 48. – P. 75–86. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.02.004
  2. Beach P. Self-directed online learning: A theoretical model for understanding elementary teachers' online learning experiences // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 61. – P. 60–72. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.10.007
  3. Beltramo J. L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 63. – P. 326–337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.007
  4. Bowman M.,  Gottesman I. Making the socio-historical visible: A place-conscious approach to social foundations in practice-centered teacher preparation // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 232–240. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.001
  5. Carpenter J. P., Green T. D. Mobile instant messaging for professional learning: Educators' perspectives on and uses of Voxer // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 53–67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.008
  6. Ergas O. Reclaiming ethics through “self”: A conceptual model of teaching practice // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 252–261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.013
  7. Hamilton M. Bridging the Gap from Teacher to Teacher Educator: The Role of a Teaching Portfolio // Studying Teacher Education. – 2018. – Vol. 14 (1). – P. 88–102. DOI: https://doi.org/10.1080/17425964.2017.1414041
  8. Hoffman J. V., Wetzel M. M., Maloch B., Greeter E., Taylor L., DeJulio S., Khan V. S. What can we learn from studying the coaching interactions between cooperating teachers and preservice teachers? A literature review // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 52. – P.  99–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.09.004
  9. Korhonen H., Heikkinen H., Kiviniemi U., Tynjälä P. Student teachers' experiences of participating in mixed peer mentoring groups of in-service and pre-service teachers in Finland // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 61. – P. 153–163. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.10.011
  10. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P.  47–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.024
  11. Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 278–290. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.018
  12. Svojanovsky P. Supporting student teachers’ reflection as a paradigm shift process // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P. 338–348. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.001
  13. Trevethan H., Sandretto S. Repositioning mentoring as educative: Examining missed opportunities for professional learning // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P.  127–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.012
  14. Yachina N., Valeeva L., Sirazeeva A. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11, Issue 4. – P. 433–442. DOI: DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.315a
  15. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12785913
  16. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С.  17–25. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10002
  17. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 66–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32530200
  18. Белкина В. Н., Криулёва А. А. Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория // Ярославский педагогический вестник. – 2017.– № 6. – С. 207–211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30798397
  19. Бурлакова Т. В. Индивидуализированные технологии в подготовке студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. –2015. – Т. 2, № 2. – С. 108–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23323065
  20. Гребенюк Т. Б., Булан И. Г. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, Педагогика, Психология. – 2015. – № 11. – С. 7–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25285438
  21. Гущина Т. Н. Проблема индивидуализации подготовки специалиста в условиях профессиональной организации // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – С. 39–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25897776
  22. Гущина Т. Н. Модель индивидуализации подготовки специалиста по направлению «Дошкольное образование» на основе сетевого взаимодействия // Инновации в образовании. – 2018. – № 1. – С. 176–185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30780117 
  23. Слободчиков В. И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека // Социальная педагогика. – 2014. – № 6. – С. 77–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22935960
  24. Instefjord E.,  Munthe E. Research paper Educating digitally competent teachers: A study of integration of professional digital competence in teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 37–45. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.016
  25. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö K. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 63. – P. 126–136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013
Дата публикации 31.10.2018