Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 109–122
УДК: 
376.2

Развитие профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе

Братцева О. А. 1 (Ханты-Мансийск, Россия), Миронов А. В. 1 (Ханты-Мансийск, Россия), Миняйло К. О. 1 (Ханты-Мансийск, Россия), Булатова О. В. 1 (Ханты-Мансийск, Россия)
1 Югорский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье поднимается проблема выявления специфики проявления профессиональной мобильности у студентов на этапе подготовки в вузе в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности. Цель статьи состоит в выявлении особенностей развития профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью.
Методология. Основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, значимость которых в сфере профессионального образования и дефектологии признана научным сообществом. Для исследования были использованы теоретические и практические методы психолого-педагогического исследования, методы математической статистики, методы психодиагностики для оценки особенностей проявления профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью.
Результаты. Авторы выявили, что профессиональная мобильность у студентов с инвалидностью имеет определенные особенности в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности. Профессиональная мобильность у студентов с инвалидностью характеризуется преобладанием неадекватного уровня притязаний к своим способностям и возможностям; слабой мотивацией в получении конкретной профессии и дальнейшего трудоустройства, недостаточной информированностью о мире профессий и своих возможностях; не сформированностью коммуникативных способностей и т. д. Студенты с инвалидностью определенно не готовы к смене социально-экономических и профессионально-средовых (включая статусные) позиций, к профессиональным трансформациям.
Заключение. Делается вывод о том, что профессиональная мобильность у студентов с инвалидностью имеет определенные особенности в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности.

Ключевые слова: 

профессиональное образование; профессиональная мобильность; студент; инвалидность; личностное развитие; инклюзивное образование.

URL WoS/RSCI:  https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165987

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065077893&origin=...

Development of professional mobility among university students with disabilities

Библиографическая ссылка:
Братцева О. А., Миронов А. В., Миняйло К. О., Булатова О. В. Развитие профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 109–122. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.07
Список литературы: 
  1. Hewett R., Douglas G., McLinden M., Keil S. Developing an inclusive learning environment for students with visual impairment in higher education: progressive mutual accommodation and learner experiences in the United Kingdom // European journal of special needs education. – 2017. – Vol. 32 (1). – P. 89–109. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2016.1254971  
  2. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. – 2018. – № 1. – С. 134–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32612736 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150
  3. te Wierik M. L. J., Beishuizen J., van Os W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education // Studies in Higher Education. – 2015. – Vol. 40 (10). – P. 1947–1961. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2014.914905
  4. Root J. R., Knight V. F., Mims P. J. A Guide to Addressing Multiple Priorities in Core Content Instruction for Students With Severe Disabilities // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. – 2017. – Vol. 40 (1). – P. 56–61. DOI: https://doi.org/10.1177/2165143416680997
  5. Mattocks K., Briscoe-Palmer S. Diversity, inclusion, and doctoral study: challenges facing minority PhD students in the United Kingdom // European political science. – 2016. – Vol. 15 (4). – P. 476–492. DOI: 10.1057/s41304-016-0071-x
  6. Babic M. M., Dowling M. Social support, the presence of barriers and ideas for the future from students with disabilities in the higher education system in Croatia // Disability and Society. – 2015. – Vol. 30 (4). – P. 614–629. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599.2015.1037949  
  7. Morina A., Morgado B. University surroundings and infrastructures that are accessible and inclusive for all: listening to students with disabilities // Journal of further and higher education. – 2018. – Vol. 42 (1). – P. 13–23. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2016.1188900  
  8. Costea-Barlutiu C., Rusu A. S. A preliminary investigation of Romanian university teachers' attitudes towards disabilities – A premise for inclusive interaction with students with disabilities // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 209. – P. 572–579. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.289
  9. Sanchez M. T. P., Fernandez-Jimenez C., Cabezas M. F. The Attitudes of Different Partners Involved in Higher Education towards Students with Disabilities  // International Journal of Disability, Development and Education. – 2018. – Vol. 65, № 4. – P. 442–458. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2017.1406066
  10. Schwab S. The impact of contact on students' attitudes towards peers with disabilities // Research in Developmental Disabilities. – 2017. – Vol. 62. – P. 160–165. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2017.01.015
  11. Webb K., Repetto J., Seabrooks-Blackmore J., Patterson K. B., Alderfer K. Career development: Preparation, integration, and collaboration // Journal of Vocational Rehabilitation. – 2014. – Vol. 40 (3). – P. 231–238. DOI: https://doi.org/10.3233/JVR-140688  
  12. Cockain A. Shallow Inclusion (or Integration) and Deep Exclusion: En-Dis-Abling Identities through Government Webpages in Hong Kong // Social inclusion. – 2018. – Vol. 6 (2). – P. 1–11. DOI: http://dx.doi.org/10.17645/si.v6i2.1282
  13. Witso A. E., Kittelsaa A. M. Active adult lives for persons with learning disabilities: The perspectives of professionals // British journal of learning disabilities. – 2018. – Vol. 46 (1). – P. 10–16. DOI: https://doi.org/10.1111/bld.12207  
  14. Tarandek T., Leutar Z. Neki aspekti neovisnog življenja osoba s invaliditetom // Revija za socijalnu politiku. – 2017. – Vol. 24 (3). – P. 301–320. DOI: https://doi.org/10.3935/rsp.v24i3.1393
  15. Байрамов В. Д., Бонкало Т. И., Райдугин Д. С., Воеводина Е. В. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 19–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34884923  
  16. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 29–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34884924
  17. Булатова О. В., Братцева О. А., Мищенко В. А., Гильманов С. А., Данилова А. Д., Лубышев Е. А. Профессиональная мобильность как механизм адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к современным условиям // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 7. – С. 42–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35290361
  18. Шинина Т. В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 1. – С. 145–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15611033
  19. Фоминых Е. С. Психологический анализ рисков виктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде // Грани познания. – 2012. – № 2. – С. 69–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18047198
  20. Голикова Е. М., Лубышева Л. И. Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных траекторий в системе адаптивного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 53–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30607949
  21. Амирова Л. А. Развитие личностной мобильности педагога профессиональной школы в условиях образовательного кластера // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 10 (210). – С. 14–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764251
  22. Mishchenko V. A., Belova L. А., Frolova E. V., Torkunova J. V., Dudov A. V., Galiyev R. M., Palyanov M. P., TenyuninaI. A. Management factors and conditions of higher education students professional mobility formation // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6 (1). – P. 70–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26831405
  23. Братцева О. А., Булатова О. В., Мищенко В. А. Профессиональная мобильность у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 16–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34904288
Дата публикации 28.02.2019