Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 137–156
УДК: 
159.923.2

Психологическая медиакомпетентность родителя: основное содержание и структура

Скорова Л. В. 1 (Иркутск, Россия), Смык Ю. В. 1 (Иркутск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме развития психологической медиакомпетентности. Цель статьи – определить основное содержание и структуру психологической медиакомпетентности родителя.
Методология. Методологической основой исследования стали представления отечественных психологов о роли среды в развитии ребенка, в частности культурно-исторический подход Л. С. Выготского, определяющий среду как источник психического развития ребенка. Основными методами исследования стали теоретические методы, направленные на создание теоретических обобщений, определение сущности и содержания изучаемых явлений.
Результаты. В статье определено понятие «психологическая медиакомпетентность родителя». Обоснована необходимость его рассмотрения как неотъемлемой части родительской компетентности с учетом объективно существующей медиатрансформации социально-культурного развивающего пространства ребенка. Выявлены компоненты основных характеристик психологической медиакомпетентности родителя: содержательные (родительское ценностно-смысловое самоопределение, совместная деятельность, психологическая грамотность), процессуальные (психологический медиаопыт, отношение к медиа, рефлексивные действия), результативные (понимание медиа, соответствие понимания родителем медиа эталону, способность к передаче опыта понимания медиа). Представлена модель психологической медиакомпетентности родителя. Предложены и обоснованы методы исследования психологической медиакомпетентности родителей, позволяющие выявлять степень выраженности основных ее характеристик: контент-анализ, семантический дифференциал, метод незаконченных ситуаций, анализ медиа.
Заключение. Авторами обобщается основное содержание психологической медиакомпетентности родителя, выделена структура данного феномена, продемонстрированы методы, с использованием которых его можно исследовать.

Ключевые слова: 

медиакомпетентность; психологическая медиакомпетентность; психологическая компетентность родителей; психологическая медиакомпетентность родителя; родительское самоопределение; медиаопыт; отношение к медиа; понимание медиа.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165989

Процентиль актуальности SciVal: 88.875 Mediation | Media Use | Cyberbullying

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065070156&origin=...

Psychological media competence of a parent: The main content and structure

Библиографическая ссылка:
Скорова Л. В., Смык Ю. В. Психологическая медиакомпетентность родителя: основное содержание и структура // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 137–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.09
Список литературы: 
  1. Веряев А. А., Можарова А. Э. Изменение роли медиаобразования в современных социокультурных условиях // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 227–230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13050378  
  2. Жижина М. В. Медиапсихология: теория и практика медиаповедения: моногр. – М.: Вузовская книга, 2016. – 376 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28215964  
  3. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2016. – № 4. –– С. 169–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27520041
  4. Знаков В. В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 15–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18867764  
  5. Кантор А. Р. Медиаответственность родителей и учителей как фактор формирования системы медиабезопасности подрастающего поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 21. – С. 266–269. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20290470
  6. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 9–20. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/17267080/56/2  
  7. Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – Т. 23. – С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32714546  
  8. Мазилов В. А. Психология: взгляд в будущее // Психологический журнал. – 2017. – № 5. – С. 97–102. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0205959217050087
  9. Марцинковская Т. Д. Категория отношения в современной психологии // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 31–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17904974  
  10. Малгаров И. И., Барахсанова Е. А. Медиаобразование в школе: практический опыт // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № Т30. – С. 54–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26468744
  11. Мулдашев Р. М. Сущность личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 71–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23409420  
  12. Полушкина Г. Ф. Возможности использования технологий медиаобразования для развития универсальных учебных действий подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2018. – № 2. – С. 14–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32482550  
  13. Роджерс К. Клиентцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии – 2001. – № 2. – С. 48–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15499903  
  14. Скорова Л. В. Развитие психологической культуры взрослых // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 4. – С. 36–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18271078
  15. Смык Ю. В. Инкультурация как механизм самомоделирования ребенком психологически безопасной социальной среды // Мир науки. – 2017. – № 4. – С. 32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30279926  
  16. Суворова О. В., Пец О. И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6. – С. 241–243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23006093  
  17. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. – 2007. – № 10. – С. 75–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9589372
  18. Aguaded-Gomez I., Tirado-Morueta R., Hernando-Gomez A. Media competence in adult citizens in Andalusia, Spain // Information Communication and Society. – 2015. – Vol. 18 (6) – P. 659–679. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2014.985244  
  19. Beyens I., Eggermont S., Nathanson A. Understanding the Relationship Between Mothers' Attitudes Toward Television and Children's Television Exposure: A Longitudinal Study of Reciprocal Patterns and the Moderating Role of Maternal Stress // Media psychology. – 2016. – Vol. 19 (4). – P. 638–665. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15213269.2016.1142383  
  20. Bickham D. S. Plugged in: How Media Attract and Affect Youth // Journal of children and media. – 2017. – Vol. 11, Issue 3. – P. 372–375 DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17482798.2017.1341116
  21. Blankson A. N., OʾBrien M., Leerkes E. M., Calkins S. D., Marcovitch S. Do Hours Spent Viewing Television at Ages 3 and 4 Predict Vocabulary and Executive Functioning at Age 5? // Merrill-Palmer Quarterly. – 2015. – Vol. 61, Issue 2. – Article 3. URL: https://digitalcommons.wayne.edu/mpq/vol61/iss2/3
  22. Dias S., Pimentel J. Competencia parental: auto-percecao e mudanca // Journal of Research in Special Educational Needs. – 2016. – Vol. 16, Issue S1. – P. 308–312. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1471-3802.12152
  23. Fikkers К. M., Piotrowski J. T., Valkenburg P. M. Assessing the Reliability and Validity of Television and Game Violence Exposure Measures // Communication Research. – 2017. – Vol. 44, Issue 1. – Р. 117–143. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0093650215573863  
  24. Fedorov А., Levitskaya А. Media Education and Media Criticism in the Educational Process in Russia // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (1). – P. 39–47. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejced.2017.1.39
  25. Gentile D. A., Nathanson А. I., Rasmussen E. E., Reimer R. A., Walsh D. A. Do You See What I See? Parent and Child Reports of Parental Monitoring of Media // Family Relations. – 2012. – Vol. 61, Issue 3. – Р. 470–487. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1741-3729.2012.00709.x   
  26. Kyshtymova I. M., Skorova L. V., Medvedeva T. A. Development of Psychological Media Competence // Media Education (Mediaobrazovanie). – 2018. – Vol. 58 (4). – P. 95–108. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/me.2018.4.95
  27. Livingstone S., Haddon L. Kids Online: Opportunities and Risks for Children // Policy Press Scholarship Online. – 2012. DOI: http://dx.doi.org/10.1332/policypress/9781847424396.001.0001
  28. Loh B. Book Review: F. MacDonald (ed.) (2016). Childhood and Tween Girl Culture: Family, Media and Locality // Young. – 2018. – Vol. 26 (5). – P. 542–544. DOI: https://doi.org/10.1177/1103308817738614
  29. Mavropulo O., Muryukina E. Psychological characteristics indicators of media competence // Медиаобразование. – 2018. – № 1 – C. 95–100. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32581392
  30. Melnik G., Pantserev K., Sveshnikova N. Content analysis of media texts covering crises on practical seminars on political psychology as a necessary condition of the upgrade of the students' communicative culture (on the example of chemical attack in Ghouta in 2013) // Media Education (Mediaobrazovanie). – 2018 – Vol. 58 (3). – P. 108–118. DOI:http://dx.doi.org/10.13187/me.2018.3.108
  31. Montero G., Aguaded I., Ferres J. Competencia mediática organizacional: Una revisión sistemática de literatura científica en Web of Science // Dixit. – 2017. – Vol. 27. – P. 74–87. DOI: http://dx.doi.org/10.22235/d.v0i27.1497
  32. Navarro R., Serna C., Martínez V., Ruiz-Oliva R. The Role of Internet Use and Parental Mediation on Cyberbullying Victimization among Spanish Children from Rural Public Schools // European Journal of Psychology of Education. – 2013. – Vol. 28, Issue 3. – Р. 725–745. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10212-012-0137-2
  33. Nikken P., Opree S. J. Guiding Young Children's Digital Media Use: SES-Differences in Mediation Concerns and Competence // Journal of Child and Family Studies. – 2018. – Vol. 27 (6). – P. 1844–1857. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10826-018-1018-3  
  34. Padilla-Walker L. M., Coyne S. M., Fraser A. M. Getting a High-Speed Family Connection: Associations Between Family Media Use and Family Connection // Family Relations. – 2012. – Vol. 61, Issue 3. – Р. 426–440. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1741-3729.2012.00710.x
  35. Pigozne T., Pigoznis A. Improvement of media competence within wooperative learning process in a vocational education Iistitution // Society, integration, education. – 2015. DOI: http://dx.doi.org/10.17770/Sie2015vol2.424  
  36. Rai S., Waskel B., Sakalle S., Dixit S., Mahore R.  Effects of cartoon programs on behavioural, habitual and communicative changes in children // International Journal of Community Medicine and Public Health. – 2016. – Vol. 3 (6) – P. 1375–1378. DOI: http://dx.doi.org/10.18203/2394-6040.ijcmph20161456
  37. Garcia A. R., Fernandez N. G. Media Competence of Teachers and Students of Compulsory Education in Spain // Comunicar. – 2016 – Vol. XXIV, № 49. – P. 49–57. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C49-2016-05
  38. Robertson L. A., McAnally H. M., Hancox R. J. Childhood and Adolescent Television Viewing and Antisocial Behavior in Early Adulthood // Pediatrics. – 2013. – Vol. 131, Issue 3. – Р. 439. DOI: http://dx.doi.org/10.1542/peds.2012-1582 
  39. Rojo F., de Goni J. I. M. D., Urbina A. Grado de competencia mediática en alumnado adolescente de Esmeraldas (Ecuador) // Píxel-Bit. Revista de medios y educacion. – 2018. – № 52. – P. 151–165. DOI: http://dx.doi.org/10.12795/pixelbit.2018.i52.11
  40. Roman-Garcia S., Almansa-Martinez A., Cruz-Diaz M. Adults and Elders and their use of ICTs. Media Competence of Digital Immigrants // Comunicar. – 2016. – Vol. XXIV, № 49. – P. 101–109. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C49-2016-10 
  41. Tarasenko L., Rosin M., Svechkarev V., Avanesyan K. Cognitive Analysis in the Context of Media Education: An Oriented Graph Modeling Approach // Media Education (Mediaobrazovanie). – 2018. – № 4. – P. 130–137. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/me.2018.4.130  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36491600
Дата публикации 28.02.2019