Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 162–181
УДК: 
378

Мотивационные педагогические условия формирования иноязычной дискурсивной компетенции будущих инженеров

Гриценко Л. М. 1 (Томск, Россия), Демидова Т. А. 1 (Томск, Россия), Салосина И. В. 1 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования дискурсивной компетенции иностранных студентов, обучающихся по программам инженерной подготовки. Цель статьи: выявить мотивационные педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования иноязычной дискурсивной компетенции будущих инженеров.
Методология. В качестве исследовательского метода авторы использовали сравнительно-сопоставительный анализ теоретических подходов к изучению проблемы. В связи с чем методологическую основу исследования составляют представления о дискурсивной компетенции как комплекса умений, связанных с восприятием и созданием устных и письменных текстов (М. Н. Вятютнев, Т. В. Васильева, Г. М. Лёвина), понимание структуры дискурсивной компетенции, включающей формально-логический, функционально-стилистический и жанрово-текстовый компоненты (Л. В. Волкова). Были учтены также основные положения современной коммуникативно-когнитивной лингводидактической концепции (Г. М. Лёвина, И. Б. Авдеева, Т. В. Васильева, С. И. Досько и др.), в рамках которой выявлены характеристики аналитического когнитивного стиля будущих специалистов инженерного профиля, позволившие сформулировать авторский подход к разработке принципов организации содержания обучения.
Методами исследования являются: анализ результатов контрольного этапа эксперимента, анкетирование. В контрольном этапе эксперимента приняли участие 39 студентов КНР, обучающихся в Национальном исследовательском Томском политехническом университете: 19 студентов составляли экспериментальную группу, 20 – контрольную. Результаты экспериментальной группы доказали эффективность выявленных педагогических условий. Кроме того, анкетирование показало высокую степень удовлетворенности результатами обучения со стороны студентов.
Результаты. В результате исследования были выявлены и обоснованы мотивационные педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования дискурсивной компетенции. Авторами установлены критерии сформированности иноязычной дискурсивной компетенции. Сформулированы принципы реализации мотивационных педагогических условий в соответствии с культурными особенностями обучающихся. Определены особенности формирования дискурсивной компетенции с учетом использования электронного курса для самостоятельной работы.
Заключение. Авторами обобщаются выявленные мотивационные педагогические условия формирования иноязычной дискурсивной компетенции: профессиональная направленность, индивидуализация, учёт этнокультурных особенностей учащихся; делаются выводы об особенностях их реализации в образовательном процессе технического вуза.

Ключевые слова: 

мотивационные педагогические условия; языковая подготовка; иноязычная дискурсивная компетенция; электронный курс; платформа MOODLE; учащиеся инженерного профиля.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256960

Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074638047&origin=...

The development of engineering students’ foreign language discursive competence: Motivational educational factors

Библиографическая ссылка:
Гриценко Л. М., Демидова Т. А., Салосина И. В. Мотивационные педагогические условия формирования иноязычной дискурсивной компетенции будущих инженеров // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 162–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.10
Список литературы: 
  1. Васильева Т. В., Левина Г. М., Ускова О. А. Ещё раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 4 (233). – С. 17–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17897517
  2. Elliott S., Hendry H., Ayres C., Blackman K., Browning F., Colebrook D., Cook C., Coy N., Hughes J., Lilley N., Newboult D., Uche O., Rickell A., Rura G.-P., Wilson H., White  P. ‘On the outside I’m smiling but inside I’m crying’: communication successes and challenges for undergraduate academic writing // Journal of Further and Higher Education. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1455077
  3. Горбунов А. Г. Синергетический аспект формирования дискурсивной иноязычной компетенции будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки // Самарский научный вестник. – 2016. – № 4 (17). – С. 169–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27406224
  4. Лёвина Г. М., Авдеева И. Б., Васильева Т. В., Досько С. И. Теория обучения русскому языку учащихся инженерного профиля // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2008. – № 128. – С. 77–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12878167
  5. Авдеева И. Б. Когнитотипичность как базовый принцип лингводидактики при обучении иностранных учащихся разных профилей // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные Образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – 2018. – № 1 (17). – С. 125–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36387864
  6. Антонова Ю. А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 13–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28121066
  7. Васильева Т. В., Ускова О. А. Развитие системы преподавания РКИ – основа конкурентоспособности Российского образования // Русский язык за рубежом. – 2017. – №  5 (264). – С. 100–104. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30508440
  8. Бабенко И. И., Цзян Ц. Традиции и инновации методики обучения русскому языку как иностранному в Китае // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 10 (175). – С. 121–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26698943
  9. Gatti Al., O՚Neil T. Writing proficiency profiles of heritage learners of Chinese, Korean, and Spanish // Foreign Language Annals. – 2018. – Vol. 51, Issue 4. – P. 719–737. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12364  
  10. Lu C. The Roles of Pinyin Skill in English‐Chinese Biliteracy Learning: Evidence From Chinese Immersion Learners // Foreign Language Annals. – 2017. – Vol. 50, Issue 2. – P. 306–322. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12269
  11. Ли С. Основныепричины текстовых ошибок в письменном дискурсе у китайских студентов, изучающих русский язык // Иностранные языки в высшей школе. – 2016. – № 2 (37). – С. 100–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26693423
  12. Чжан Ю., Лишманова Т. Е. Об обучении письменной русской речи учащихся в Китае: проблемы и перспективы их решения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 1-1 (43). – С. 197–201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22662395
  13. Дубкова О. В., Мэй Л. Когнитивные основания логических нарушений в письменной речи китайских русистов // Коммуникативные исследования. 2015. – № 3 (5). – С. 129–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25862745
  14. Морозова С. М. O некоторых методических аспектах обучения иностранных учащихся написанию письма личного характера // Kant. – 2018. – № 2 (27). – С. 106–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35138429
  15. Li G. Моделирование учебного курса «Русское деловое письмо в современной коммуникации» как результат опытно-экспериментальной работы в китайской аудитории // В мире научных открытий. – 2013. – № 3-4 (39). – С. 11–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19005136
  16. Porto M. Cooperative writing response groups: revising global aspects of second-language writing in a constrained educational environment // Journal of Further and Higher Education. – 2016. – Vol. 40, Issue 3. – P. 293–315. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2014.953457
  17. Wang N., Chen J., Tai M., Zhang J. Blended learning for Chinese university EFL learners: learning environment and learner perceptions // Computer Assisted Language Learning. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1607881
  18. Левина Г. М. Изменение содержания и формата тестирования по РКИ на подготовительных факультетах Российских вузов в связи с изменением когнитивного стиля учащихся и развитием новых технологий // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 5 (264). – C. 105–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30508441
  19. Волкова Л. Б. Дискурсивная компетенция: содержание, структура и основы формирования // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2018. – № 1 (54). – С. 5–11. DOI: http://dx.doi.org/10.20916/1812-3228-2018-1-5-11 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32358600
  20. Авдеева И. Б. Выявление архитектоники инженерного дискурса / текста как базового алгоритма инженерной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность.  – 2016. – № 1. – С. 56–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25774471
  21. Грузкова С. Ю., Сагеева Е. Р. Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2015. – № 2 (26). – С. 118–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23676226
  22. Краснова Т. И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку // Образовательные технологии и общество.  – 2016. – Т. 19, № 1. – С. 399–409. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25516598
  23. Krasnova T. I., Vanushin I. S. Blended learning perception among undergraduate engineering students // International journal of emerging technologies in learning. – 2016. – Vol. 11, № 1. – P. 54–56. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v11i1.4901 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26841298
  24. Bayley T., Hurst A. Teaching Line Balancing through Active and Blended Learning // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2018. – Vol. 16, Issue 2. – P. 82–103. DOI: https://doi.org/10.1111/dsji.12148
  25. Diep A.-N., Zhu C., Struyven K., Blieck Y. Who or what contributes to student satisfaction in different blended learning modalities? // British Journal of Educational Technology. – 2017. – Vol. 48, Issue 2. – P. 473–489. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12431
  26. Lockhart J., McKee D., Donnelly D. Delivering Effective Blended Learning: Managing the Dichotomy of Humility and Hubris in Executive Education // Decision Sciences Journal of Innovative Education. – 2017. – Vol. 15, Issue 1. – P. 101–117. DOI: https://doi.org/10.1111/dsji.12120
  27. Romeo K., Bernhardt E. B., Miano A., Leffell C. M. Exploring Blended Learning in a Postsecondary Spanish Language Program: Observations, Perceptions, and Proficiency Ratings // Foreign Language Annals. – 2017. – Vol. 50, Issue 4. – P. 681–696. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12295
  28. Воног В. В., Прохорова О. А. Использование Lms Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-3 (62). – С. 27–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23659992
  29. Dimic C., Predic B., Rančic D., Petrovic V., Maček N., Spalevic P. Association analysis of moodle e‐tests in blended learning educational environment // Computer Applications in Engineering Education. – 2018. – Vol. 26, Issue 3. – P. 417–430. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.21894  
  30. Sun Z., Liu R., Luo L., Wu M., Shi C. Exploring collaborative learning effect in blended learning environments // Journal of Computer Assisted Learning. – 2017. – Vol. 33, Issue 6. – P. 575–587. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12201
  31. Luna J. M., Castro C., Romero C. MDM tool: A data mining framework integrated into Moodle // Computer Applications in Engineering Education. 2017. – Vol. 25, Issue 1. – P. 90–102. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.21782  
  32. Бодрова Т. Ю. Педагогический эксперимент как эффективное средство проверки знаний при изучении орфографии и пунктуации русского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2013. – № 3. – С. 91–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20289894
  33. Abrams Z., Schiestl S. B.  Using Authentic Materials to Teach Varieties of German: Reflections on a Pedagogical Experiment // Die Unterrichtspraxis/Teaching German. – 2017. – Vol. 50, Issue 2. – P. 136–150. DOI: https://doi.org/10.1111/tger.12038
  34. Панферова Е. Ю. Oбучение деловому письму на иностранном языке в магистратуре неязыкового вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – C. 222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921083
  35. Narins T. P. Dynamics of the Russia-China Forest Products Trade // Growth and Change. – 2015. – Vol. 46, Issue 4. – P. 688–703. DOI: https://doi.org/10.1111/grow.12108
  36. Чу Л. Сотрудничество между Китаем и Россией в газовой сфере в современных условиях // Россия и АТР. – 2015. – № 1 (87). – С. 191–197.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23148725
  37. Олесик Т. А., Терновская А. Д. Сотрудничество в области энергетики между Россией и Китаем // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 4-2. – С. 78–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29120349
  38. Смирнова И. Г. Россия – Монголия, Россия – Китай: особенности международного сотрудничества по уголовным делам // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2017. – № 23. – С. 81–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863104

 

Дата публикации 31.08.2019