Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.6, С.7-22
УДК: 
378+147+34

Синергетический подход в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза

Наговицын Р. С. 1 (Глазов, Россия), Салтыкова М. В. 1 (Глазов, Россия), Максимова М. В. 1 (Глазов, Россия)
1 ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Аннотация: 

Проблема и цель. Предварительный анализ научных исследований выявил противоречие между объективной необходимостью совершенствования процесса адаптации и социализации иностранных студентов педагогического вуза и недостаточностью теоретико-методических оснований по реализации образовательно-воспитательного процесса в разноуровневых поликультурных группах. Цель статьи –определить особенности применения синергетического подхода в реализации адаптации и социализации иностранных студентов к образовательно-воспитательному процессу вуза.
Методология. В качестве методологического обоснования авторского исследования рассматривается синергетический подход. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических методов по анализу отечественной и зарубежной педагогической теории; таких общенаучных методов, как классификация, сравнение и обобщение; экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария и математико-статистической обработки. Для экспериментальной части исследования разработаны уровневые характеристики показателей процесса адаптации и социализации иностранных студентов по различным выборкам студентов с применением нормального распределения Гаусса.
Результаты. Авторами обосновано применение синергетического подхода к реализации образовательно-воспитательного процесса иностранных студентов. Основная суть которого заключается в реализации четко систематизированной групповой аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной деятельности с помощью тьютора по изучению английского языка в целенаправленно изменяющихся по составу, разноуровневых по адаптационным и социализированным характеристикам группах иностранных студентов. Экспериментально обоснована эффективность реализации синергетического подхода для адаптации и социализации иностранных студентов через формирование способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия и готовности к активному взаимодействию с участниками образовательно-воспитательного процесса.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения синергетического подхода для эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности иностранных студентов в аудиторном и внеаудиторном форматах в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Представленный авторский практический опыт может быть использован при построении профессионального мультикультурного пространства в других образовательных организациях.

Ключевые слова: 

синергетический подход; адаптация; социализация иностранных студентов; обучение английскому языку; педагогический вуз; аудиторная и внеаудиторная деятельность.

Список литературы: 
  1. Бикбова Л. Н., Ригина Н. А. Мотивация иностранных студентов ближнего зарубежья при выборе российского вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9, № 1 (35). – С. 152–156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216815
  2. Данилова О. А., Сомкин А. А., Мешков В. М. Проблема мотивации и методы ее повышения у студентов неязыковых направлений подготовки при обучении иностранным языкам // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 1. – С. 73−81. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.082.020.201601.073-081
  3. Загвязинский В. И. О ведущих ориентирах подготовки педагогических кадров в университете // Педагогика. – 2016. – № 9. – С. 77–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28100033
  4. Земцов С. П., Еремкин В. А., Баринова В. А. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. – 2015. – № 4. – С. 201–233. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-201-233
  5. Змеёва Т. Е. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: от самостоятельной работы к творческой деятельности // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 82–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35303027
  6. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я. Профессиональное становление будущего учителя в социокультурной среде университета // Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 78–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32856662
  7. Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 1. – С. 46–53. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053  
  8. Крючков К. С., Орлов А. Б. «Триада Роджерса»: качества личности или коммуникативные процессы? // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 78–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32751773
  9. Макарова Е. А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 551–568. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.092.022.201803.551-568
  10. Наговицын Р. С., Мирошниченко А. А., Сенатор С. Ю. Реализация мобильной педагогики в непрерывном образовании учителей физической культуры // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1. – С. 107–119. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119
  11. Наговицын Р. С., Тутолмин А. В., Максимов Ю. Г., Волков П. Б. Технология реализации непрерывного физкультурного образования (колледж-вуз) на примере профессиональной подготовки по профилям «Физическая культура» и «Английский язык» // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 21–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330536
  12. Романенко Н. М. Особенности кросс-культурной адаптации иностранных студентов (на примере МГИМО) // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 63–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32676184
  13. Саранцев Г. И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 211–219. DOI: http://doi.org/10.15507/1991- 9468.083.020.201602.211-219  
  14. Смолянинова О. Г., Попова Ю. В. Развитие этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде // Педагогика. – 2017. – № 10. – С. 50–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32619760
  15. Успенская Е. А., Пасько Ю. В. Синергия учебного и внеучебного пространства как способ оптимизации преподавания иностранного языка // Педагогика. – 2016. – № 10. – С. 60–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28100011
  16. Щебланова Е. И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 16–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752586
  17. Щербаков Р. Н. Синергетический подход в школьном обучении // Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 3–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26193005
  18. Ansuategui F. J. A., Miravet L. M. Emotional and cognitive effects of peer tutoring among secondary school mathematics students // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. – 2017. – Vol. 48, Issue 8. – P. 1185–1205. DOI: http://doi.org/10.1080/0020739X.2017.1342284
  19. Дуглас Д. Международный Беркли: дискуссии о роли иностранных студентов в американском университете – вчера и сегодня // Вопросы образования. – 2015. – № 2. – С. 76–108. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-76-108
  20. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. – 2017. – № 45 (4). – P. 520–545. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239516670994
  21. Gromov A. D. The academic mobility of foreign students in Russia // Russian Education and Society. – 2017. – № 59 (1-2). – P. 21–37. DOI: http://doi.org/10.1080/10609393.2017.1392799
  22. Mustafa G. M. M. Learning with each other: Peer learning as an Academic Culture among Graduate Students in Education // American Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 5, Issue 9. – P. 944–951. DOI: http://doi.org/10.12691/education-5-9-3  URL: http://www.sciepub.com/EDUCATION/abstract/8097
  23. Nagovitsyn R. S., Chigovskaya-Nazarova Ya. A., Miroshnichenko A. A., Senator S. Y. The realization of the system programme “Health saving education” in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – № 7 (1). – P. 137–149. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2018.1.137
  24. Nagovitsyn R. S., Senator S. Y., Maximova E. B., Neverova N. V., Sokolnikova E. I. Continuous professional education of teachers of physical education with the additional qualification in the field of foreign languages on the basis of competency-based approach // Journal of Physical Education and Sport. – 2017. – 17 Supplement issue 4. – P. 2170–2178. DOI: http://doi.org/10.7752/jpes.2017.s4224
  25. Odağ Ö., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. – 2016. – Vol. 20 (2). – P. 118–139. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315315587105
  26. Parks E. Communicative criticality and savoir se reconnaitre: emerging new competencies of criticality and intercultural communicative competence // Language and Intercultural Communication. – 2018. – Vol. 18 (1). – P. 107–124. DOI: http://doi.org/10.1080/14708477.2017.1401691
  27. Perraton H. Foreign students in the twentieth century: a comparative study of patterns and policies in Britain, France, Russia and the United States // Policy Reviews in Higher Education. – 2017. – Vol. 1 (2). – P. 161–186. DOI: http://doi.org/10.1080/23322969.2017.1303788
  28. Ponomarenko L. N., Zlobina I. S., Galitskih E. O., Rublyova O. S. Formation of the foreign language discursive competence of pedagogical faculties students in the process of intercultural dialogue // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – № 6 (1). – P. 89–99. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2017.1.89   
  29. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration // Globalisation, Societies and Education. – 2018. – Vol. 16 (3). – P. 283–294. DOI: http://doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721
  30. Schenker T. Fostering foreign language skills through an extracurricular drama project // The Language Learning Journal. – 2017. – Published online. DOI: http://doi.org/10.1080/09571736.2017.1406532
  31. Song Ya., Loewenstein G., Shi Ya. Heterogeneous effects of peer tutoring: Evidence from Rural Chinese Middle Schools // Research in Economics. – 2018. – Vol. 72, Issue 1. – P. 33–48. DOI: http://doi.org/10.1016/j.rie.2017.05.002
  32. Tarasova A. N. Acculturation and Psychological Adjustment of Foreign Students (the Experience of Elabuga Institute of Kazan Federal University) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1173–1178. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.175
  33. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2012. – Vol. 30 (4). – P. 414–424. https://doi.org/10.1177/0734282912449447  
  34. Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of peer tutoring on the Academic Achievement of Students in the Subject of Biology at Secondary Level // Education Sciences. – 2018. – Vol. 8 (3). – P. 112. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8030112
  35. Vershinina A., Kurbanov A., Panich N. Foreign Students in the Soviet Union and Modern Russia: Problems of Adaptation and Communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 236. – P. 295–300. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.032
  36. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2018. – Vol. 49 (3). – P. 488–514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721  
Дата публикации 31.12.2018