Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 172–187
УДК: 
37.022

Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов

Горбунов В. И. 1 (Чебоксары, Россия), Евдокимова О. К. 1 (Чебоксары, Россия), Римонди Д. 2 (Парма, Италия), Андреев В. В. 3 (Чебоксары, Россия)
1 Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
2 Московский педагогический государственный университет, Пармский государственный университет
3 Московский педагогический государственный университет, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследована проблема модернизации и развития инженерного образования в условиях глобальных вызовов современности. Цель исследования – выявление специфики формирования трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений подготовки вузов.
Методология. Основу исследования составили синергетический и системный подходы к исследованию и анализу инженерного образования в вузах. Экспериментальное обоснование заключалось в обработке и анализе результатов экзаменационной сессии с применением элементов кластерного анализа.
Результаты. Авторы исследования выявили главные особенности формирования трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений подготовки вузов. Установлено, что на технических факультетах вузов в этом процессе формирования новых знаний дисциплина «Русский язык и культура речи» способна стать интегрирующей дисциплиной учебного плана, обеспечивающей формирование трансдисциплинарных навыков у студентов. В исследовании также обобщён опыт внедрения трансдисциплинарного подхода в систему подготовки высококвалифицированных специалистов в других университетах мира. Авторы исследования обосновали, что дисциплина «Русский язык и культура речи» является одним из наиболее радикальных средств активизации образного мышления, обязательного для развития творческой мысли будущего инженера. Отмечается, что трансдисциплинарный подход на основе рационального соотношения известного и неизвестного создаёт достаточную мотивацию, способную вызывать и поддерживать у студентов интерес к содержанию проблем в процессе обучения и приобретения новых знаний.
Заключение. Авторами делается вывод о специфике формирования трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений подготовки вузов.

Ключевые слова: 

трансдисциплинарность; междисциплинарность; русский язык; культура речи; инженерное образование; профессиональная деятельность; учебный план; образовательная программа

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165991

Процентиль актуальности SciVal: 99.498 Education For Sustainability | Higher Education Institutions | Sustainability Science and Engineering

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065089949&origin=...

Acquiring transdisciplinary knowledge by engineering students of Russian universities

Библиографическая ссылка:
Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Римонди Д., Андреев В. В. Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 172–187. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.11
Список литературы: 
  1. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Ляпаева Л. В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016. – № 1. – С. 82–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25792028
  2. Евдокимова О. К., Горбунов В. И., Васильева Л. Н. К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2017. – № 3–2. – С. 173–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32274620
  3. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Минеев А. И. Непрерывное гуманитарное образование в системе подготовки бакалавров технических направлений // Studia Humanitatis. – 2017. – № 1. – С. 7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28960148
  4. Андреев В. В. О некоторых аспектах подготовки бакалавров и магистров в области инфокоммуникационных технологий и систем связи // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2014. – № 1. – С. 37–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24833221
  5. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Проданов Г., Жданов Р. И. Институт перспективных исследований – новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. – 2017. – № 4. – С. 623–636. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.623-636
  6. Coeckelbergh M. The art, poetics, and grammar of technological innovation as practice, process, and performance // AI and Society. – 2018. – Vol. 33 (4). – P. 501–510. DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-017-0714-7
  7. Lebow D. G. A Social Machine for transdisciplinary research // Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. – 2018. – Vol. 21. – P. 201–217. DOI: https://doi.org/10.28945/4025
  8. Tejedor G., Segalàs J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sustainability: How discourses are approached in engineering education // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 175. – P. 29–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.11.085
  9. Balsiger J. Transdisciplinarity in the class room? Simulating the co-production of sustainability knowledge // Futures. – 2015. – Vol. 65. – P. 185–194. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2014.08.005
  10. Moore M., Martinson M. L., Nurius P. S., Kemp S. P. Transdisciplinarity in Research: Perspectives of Early Career Faculty // Research on Social Work Practice. – 2018. – Vol. 28 (3). – P. 254–264. DOI: https://doi.org/10.1177/1049731517708033
  11. Kudo S., Mursaleen H., Ness B., Nagao M. Exercise on transdisciplinarity: Lessons from a field-based course on rural sustainability in an aging society // Sustainability. – 2018. – Vol. 10, Issue 4. – P. 1155. DOI: https://doi.org/10.3390/su10041155
  12. Barrera J., Saura-Mas S., Blanco A. Transperformative education: Toward a new educational paradigm based on transdisciplinarity and artistic performativity // World Futures. – 2018. Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/02604027.2018.1463761
  13. Pohl C., Krütli P., Stauffacher M. Teaching transdisciplinarity appropriately for students' education level // GAIA – Ecological Perspectives for Science and Society. – 2018. – Vol. 27 (2). – P. 250–252. DOI: https://doi.org/10.14512/gaia.27.2.14
  14. García Ochoa G., McDonald S., Monk N. Embedding Cultural Literacy in Higher Education: a new approach // Intercultural Education. – 2016. – Vol. 27 (6). – P. 546–559. DOI: https://doi.org/10.1080/14675986.2016.1241551
  15. Khoo S.-M., Haapakoski J., Hellstén M., Malone J. Moving from interdisciplinary research to transdisciplinary educational ethics: Bridging epistemological differences in researching higher education internationalization(s) // European Educational Research Journal. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904118781223 
  16. Markle R., Brenneman M., Jackson T., Burrus J., Robbins S. Synthesizing frameworks of higher education student learning outcomes // ETS Research Report Series. – 2013. – Vol. 2013, Issue 2. – P. i–37. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2333-8504.2013.tb02329.x
  17. Mittelstrass J. The Order of Knowledge: From Disciplinarity to Transdisciplinarity and Back // European Review. – 2018. – Vol. 26, Supplement S2. – P. S68–S75. DOI: https://doi.org/10.1017/S1062798718000273
  18. De Costa P. I., Norton B. Introduction: Identity, Transdisciplinarity, and the Good Language Teacher // The Modern Language Journal. – 2017. – Vol. 101, Issue S1. – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1111/modl.12368
  19. Jarvis J. Restorying for transdisciplinarity: A proposed teaching-learning strategy in a context of Human Rights Education // The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa. – 2018. – Vol. 14 (2). – P. a483. DOI: https://doi.org/10.4102/td.v14i2.483
  20. Scholz R. W., Yarime M., Shiroyama H. Global leadership for social design: Theoretical and educational perspectives // Sustainability Science. – 2018. – Vol. 13 (2). – P. 447–464. DOI: https://doi.org/10.1007/s11625-017-0454-0
  21. VanWynsberghe R., Herman A. C. Education for social change and pragmatist theory: five features of educative environments designed for social change // International Journal of Lifelong Education. – 2015. – Vol. 34 (3). – P. 268–283. DOI: https://doi.org/10.1080/02601370.2014.988189
  22. Earl A., VanWynsberghe R., Walter P., Straka T. Adaptive education applied to higher education for sustainability // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2018. – Vol. 19 (6). – P. 1111–1130. DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-08-2017-0131
  23. Fourati-Jamoussi F., Dubois M. J. F., Agnès M., Leroux V., Sauvée L. Sustainable development as a driver for educational innovation in engineering school: the case of UniLaSalle // European Journal of Engineering Education. – 2018. Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2018.1501348
  24. Khoo S.-M. Sustainable knowledge transformation in and through higher education: A case for transdisciplinary leadership // International Journal of Development Education and Global Learning. – 2017. – Vol. 8 (3). – P. 5–24. DOI: https://doi.org/10.18546/IJDEGL.8.3.02
  25. Tamura M., Onuki M., Sekiyama M., Hara K., Uwasu M., Tsuji N., Ishimura G., Tanaka N., Mori A., Mino T. Developing joint educational programs in sustainability science across different universities: a case study from Japan // Sustainability Science. – 2018. – Vol. 13, Issue 3. – P. 849–860. DOI: https://doi.org/10.1007/s11625-017-0503-8
  26. Di Giulio A., Defila R. Enabling university educators to equip students with inter- and transdisciplinary competencies // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2017. – Vol. 18 (5). – P. 630–647. DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-02-2016-0030
Дата публикации 28.02.2019