Проектирование продуктивного механизма управления миграционными образовательными потоками на основе экономико-математического моделирования
2 Омский региональный институт
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема управления миграционными образовательными потоками на основе экономико-математического моделирования. Цель статьи заключается в выявлении инструментов продуктивного механизма управления образовательной миграцией как составляющей миграционного баланса.
Методология. В процессе исследования использовались методы анкетирования и экспертной оценки, а также экономико-математические методы и инструментарий когнитивного моделирования в соответствии с методологией Р. Аксельрода, который применяется при анализе открытых систем со сложно формализуемыми связями между компонентами с учетом влияния внешней среды.
Результаты. Проведен анализ современных тенденций миграционных процессов в условиях глобализации и образовательной миграции как их неотъемлемой составляющей. Выявлены особенности образовательных миграционных потоков в Омском регионе и их влияние на миграционный баланс. Определены управляющие факторы, наиболее существенно влияющие на миграционный баланс как результирующий фактор, зависящий от интенсивности образовательной миграции и степени их взаимного влияния с учетом воздействия внешней среды. Выявлены особенности влияния различных управляющих факторов в Омском регионе (более качественное высшее образование в России, географическая близость, случаи дискриминации по национальному признаку и наличие языковых барьеров в Республике Казахстан и др.) на уровень миграционного баланса. Представлена когнитивная модель миграционного баланса, на основе которой с использованием специализированного программного обеспечения была проведена серия имитационных экспериментов, позволившая спрогнозировать влияние изменений степени воздействия различных управляющих факторов на миграционный баланс. Средствами когнитивного моделирования разработаны прогнозы динамики миграционного баланса в зависимости от развития образовательных миграционных процессов. Сформулированы предложения по проектированию продуктивного механизма управления миграционными образовательными потоками в условиях Омского региона.
Заключение. Обобщаются инструменты продуктивного механизма управления образовательной миграцией как составляющей миграционного баланса.
Образовательная миграция, образовательный баланс, приграничный регион, социальный опрос, управляющие факторы, результирующий фактор, когнитивное моделирование
93.973 Labour Market Integration | Emigrants and Immigrants | Earnings Gap
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Söhn J. Back to School in a New Country? The Educational Participation of Adult Immigrants in a Life-Course Perspective // Journal of International Migration and Integration. – 2016. – Vol. 17, Issue 1. – P. 193–214. DOI: https://doi.org/10.1007/s12134-014-0401-1
- Акумова Н. В., Иванов Г. С. Современное состояние трудовой миграции в контексте общей миграции в России // Право и образование. – 2013. – № 10. – С. 114–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20298428
- King R., Mata-Codesal D., Vullnetari J. Migration, Development, Gender and the ‘Black Box’ of Remittances: Comparative Findings from Albania and Ecuador // Comparative Migration Studies. – 2013. – Vol. 1, Issue 1. – P. 69–96. DOI: https://doi.org/10.5117/CMS2013.1.KING
- Патласов О. Ю. Маркетинг-менеджмент рынка труда: монография. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. – 640 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24494212
- Kogan I. Potenziale nutzen! // KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. – 2012. – Vol. 64, Issue 1. – P. 67–89. DOI: https://doi.org/10.1007/s11577-012-0157-6
- Böhme M. H. Migration and educational aspirations – Another channel of brain gain? // IZA Journal of Migration. – 2015. – Vol. 4. – P. 12. DOI: https://doi.org/10.1186/s40176-015-0036-9
- Guveli A., Ganzeboom H. B. G., Platt L., Nauck B., Baykara-Krumme H., Eroğlu Ş., Bayrakdar S., Sözeri E. K., Spierings N. Educational Attainment // Intergenerational Consequences of Migration. – London: Palgrave Macmillan, 2016. – P. 71–89. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137501424_5
- Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. – 2012. – Т. 3, № 3. – С. 42–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17992924
- Tran L. T., Pham L. International students in transnational mobility: intercultural connectedness with domestic and international peers, institutions and the wider community // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2016. – Vol. 46, Issue 4. – P. 560–581. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2015.1057479
- Fenoll A. A., Kuehn Z. Compulsory Schooling Laws and Migration Across European Countries // Demography. – 2017. – Vol. 54, Issue 6. – P. 2181–2200. DOI: https://doi.org/10.1007/s13524-017-0615-x.
- Van de Werfhorst H. G., Heath A. Selectivity of Migration and the Educational Disadvantages of Second-Generation Immigrants in Ten Host Societies // European Journal of Population. – 2018. – P. 1–32. DOI: https://doi.org/10.1007/s10680-018-9484-2
- Захарченко М. И. Региональные аспекты учебной // Казанская наука. – 2016. – № 7. – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26460137
- Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т. 321, № 6. – С. 187–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796105
- Лучко О. Н., Патласов О. Ю., Мухаметдинова С. Х. Инструментарий когнитивного моделирования в анализе векторной образовательной миграции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 232–248. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.14
- Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 3 (29). – С. 98–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30483776
- Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченкова И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11, № 1-2. – С. 124–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19113902
- Каргина Е. В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 2 (17). – С. 102–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21955222
- Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Моделирование динамики развития системы высшего образования приграничного с Республикой Казахстан региона России в условиях векторной образовательной миграции (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 72–79. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2017.30.72 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574836
- Лучко О. Н., Маренко В. А. Построение модели образовательного процесса с применением когнитивных технологий // Информационная среда образования и науки. – 2013. – № 17. – С. 38–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20961308
- Лучко Н., Маренко В. А. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений: монография. – Омск; Новосибирск: Омский государственный институт сервиса: Сибирское отделение РАН, 2014. – 119 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24063435