Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.6, С.183-199
УДК: 
378.1+519.1+331.5

Проектирование продуктивного механизма управления миграционными образовательными потоками на основе экономико-математического моделирования

Лучко О. Н. 1 (Омск, Россия), Мухаметдинова С. Х. 1 (Омск, Россия), Патласов О. Ю. 2 (Омск, Россия)
1 Омская гуманитарная академия
2 Омский региональный институт
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема управления миграционными образовательными потоками на основе экономико-математического моделирования. Цель статьи заключается в выявлении инструментов продуктивного механизма управления образовательной миграцией как составляющей миграционного баланса.
Методология. В процессе исследования использовались методы анкетирования и экспертной оценки, а также экономико-математические методы и инструментарий когнитивного моделирования в соответствии с методологией Р. Аксельрода, который применяется при анализе открытых систем со сложно формализуемыми связями между компонентами с учетом влияния внешней среды.
Результаты. Проведен анализ современных тенденций миграционных процессов в условиях глобализации и образовательной миграции как их неотъемлемой составляющей. Выявлены особенности образовательных миграционных потоков в Омском регионе и их влияние на миграционный баланс. Определены управляющие факторы, наиболее существенно влияющие на миграционный баланс как результирующий фактор, зависящий от интенсивности образовательной миграции и степени их взаимного влияния с учетом воздействия внешней среды. Выявлены особенности влияния различных управляющих факторов в Омском регионе (более качественное высшее образование в России, географическая близость, случаи дискриминации по национальному признаку и наличие языковых барьеров в Республике Казахстан и др.) на уровень миграционного баланса. Представлена когнитивная модель миграционного баланса, на основе которой с использованием специализированного программного обеспечения была проведена серия имитационных экспериментов, позволившая спрогнозировать влияние изменений степени воздействия различных управляющих факторов на миграционный баланс. Средствами когнитивного моделирования разработаны прогнозы динамики миграционного баланса в зависимости от развития образовательных миграционных процессов. Сформулированы предложения по проектированию продуктивного механизма управления миграционными образовательными потоками в условиях Омского региона.
Заключение. Обобщаются инструменты продуктивного механизма управления образовательной миграцией как составляющей миграционного баланса.

Ключевые слова: 

Образовательная миграция, образовательный баланс, приграничный регион, социальный опрос, управляющие факторы, результирующий фактор, когнитивное моделирование.

Список литературы: 
  1. Söhn J. Back to School in a New Country? The Educational Participation of Adult Immigrants in a Life-Course Perspective // Journal of International Migration and Integration. – 2016. – Vol. 17, Issue 1. – P. 193–214. DOI: https://doi.org/10.1007/s12134-014-0401-1  
  2. Акумова Н. В., Иванов Г. С. Современное состояние трудовой миграции в контексте общей миграции в России // Право и образование. – 2013. – № 10. – С. 114–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20298428
  3. King R., Mata-Codesal D., Vullnetari J. Migration, Development, Gender and the ‘Black Box’ of Remittances: Comparative Findings from Albania and Ecuador // Comparative Migration Studies. – 2013. – Vol. 1, Issue 1. – P. 69–96. DOI: https://doi.org/10.5117/CMS2013.1.KING
  4. Патласов О. Ю. Маркетинг-менеджмент рынка труда: монография. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. – 640 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24494212
  5. Kogan I. Potenziale nutzen! // KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. – 2012. – Vol. 64, Issue 1. – P. 67–89. DOI: https://doi.org/10.1007/s11577-012-0157-6
  6. Böhme M. H. Migration and educational aspirations – Another channel of brain gain? // IZA Journal of Migration. – 2015. – Vol. 4. – P. 12. DOI: https://doi.org/10.1186/s40176-015-0036-9 
  7. Guveli A., Ganzeboom H. B. G., Platt L., Nauck B., Baykara-Krumme H., Eroğlu Ş., Bayrakdar S., Sözeri E. K., Spierings N. Educational Attainment // Intergenerational Consequences of Migration. – London: Palgrave Macmillan, 2016. – P. 71–89. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137501424_5
  8. Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. – 2012. – Т. 3, № 3. – С. 42–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17992924
  9. Tran L. T., Pham L. International students in transnational mobility: intercultural connectedness with domestic and international peers, institutions and the wider community // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2016. – Vol. 46, Issue 4. – P. 560–581. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2015.1057479 
  10. Fenoll A. A., Kuehn Z. Compulsory Schooling Laws and Migration Across European Countries // Demography. – 2017. – Vol. 54, Issue 6. – P. 2181–2200. DOI: https://doi.org/10.1007/s13524-017-0615-x.
  11. Van de Werfhorst H. G., Heath A. Selectivity of Migration and the Educational Disadvantages of Second-Generation Immigrants in Ten Host Societies // European Journal of Population. – 2018.  – P. 1–32. DOI: https://doi.org/10.1007/s10680-018-9484-2
  12. Захарченко М. И. Региональные аспекты учебной // Казанская наука. – 2016. – № 7. – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26460137
  13. Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т. 321, № 6. – С. 187–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796105
  14. Лучко О. Н., Патласов О. Ю., Мухаметдинова С. Х. Инструментарий когнитивного моделирования в анализе векторной образовательной миграции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 232–248. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.14 
  15. Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 3 (29). – С. 98–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30483776
  16.  Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченкова И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11, № 1-2. – С. 124–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19113902
  17.  Каргина Е. В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 2 (17). – С. 102–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21955222  
  18. Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Моделирование динамики развития системы высшего образования приграничного с Республикой Казахстан региона России в условиях векторной образовательной миграции (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 72–79. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2017.30.72   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574836
  19. Лучко О. Н., Маренко В. А. Построение модели образовательного процесса с применением когнитивных технологий // Информационная среда образования и науки. – 2013. – № 17. – С. 38–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20961308
  20. Лучко Н., Маренко В. А. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений: монография. – Омск; Новосибирск: Омский государственный институт сервиса: Сибирское отделение РАН, 2014. – 119 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24063435
Дата публикации 31.12.2018