Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельность учащихся 5–6 классов
В статье рассматривается приоритетное направление реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, развитие ее индивидуальности, творческой активности, навыка самостоятельного движения в информационных полях. Системно-деятельностный подход к обучению, который положен в основу ФГОС ООО обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Согласно ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Эффективной формой ведения образовательной деятельности является проектная и исследовательская деятельности. В статье выделены общие и принципиально отличительные характеристики данных видов деятельности. Учитывая возрастные особенности обучающихся среднего звена, важно не упустить момент поддержания и развития интереса к изучению математики. Включение такого рода деятельности в образовательный процесс позволяет развить у учащихся мотивацию к учению, повысить познавательную активность учащихся на уроках математики, развить умение работать в качественно новой образовательной среде, сформировать исследовательские умения и выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося.
системно-деятельностный подход, проектная деятельность учащихся, исследовательская деятельность учащихся, компетенции
1. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в шести томах. – М. : Педагогика, 1978. – Т. 1–
с. 368.
2. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. – № 1. –
с. 7–17.
3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Эребус, 2006. – с. 264.
4. Прилепская Н. А. К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного
обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1. – C. 23–33.
5. Пушкарёва Е. А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 74–78
6. Рузавин Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с. 317.
7. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004. – Вып. 7(1) – С. 22–31.
8. Серегин Г. М. Постановка вопроса как одно из средств углубления понимания учебного материала // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 65–72.
9. Смолеусова Т. В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012.–№ 6.–С. 5–10.
10. Чернышенко Е. Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 20–26.