Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 58–80
УДК: 
378.364.4

Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза

Алпысбаева М. Б. 1 (Караганда, Казахстан), Карманова Ж. А. 1 (Караганда, Казахстан), Боброва В. В. 1 (Караганда, Казахстан), Шарзадин А. М. 1 (Караганда, Казахстан), Маженова Р. Б. 1 (Караганда, Казахстан)
1 Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема подготовки студентов специальности «Социальная работа» к профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в выявлении возможности формирования конфликтологической компетенции у студентов специальности «Социальная работа» в процессе вузовского обучения посредством внедрения предложенной педагогической системы.
Методология. В качестве методологических подходов в исследовании выступают системный, проблемно-деятельностный, компетентностный, целостный, информационный. Авторы применяют методы: опросники, эссе, анкетирование, учебные тесты, изучение продуктов деятельности; а также анализ и обобщение научных исследований по проблеме формирования конфликтологической компетенции в системе высшего образования.
Результаты. В статье на основании анализа различных подходов в исследовании конфликтологической компетенции выявлено, что данный феномен практически не исследован, а в педагогике – только определяется как научная проблема. Авторами даны определения понятиям «конфликтологическая компетенция студентов», «формирование конфликтологической компетенции у студентов». Предложена педагогическая система формирования конфликтологической компетенции у студентов специальности «Социальная работа», имеющая теоретическое обоснование, поскольку базируется на методологических подходах, принципах, педагогических условиях. Педагогическим условиям авторы дают определение и предлагают их с учетом формирующего воздействия на все компоненты конфликтологической компетенции студентов. Дана характеристика структурным компонентам и этапам педагогической системы. Представлена система измерителей конфликтологической компетенции студентов, описаны результаты экспериментального исследования по внедрению в образовательный процесс вуза предложенной педагогической системы.
Заключение. Делается вывод, что при подготовке студентов специальности «Социальная работа» необходимо учитывать, что конфликтологическая компетенция является составляющей профессиональной компетенции, а при ее формировании в системе вузовского обучения эффективно использовать предложенную педагогическую систему.

Ключевые слова: 

конфликт; конфликтологическая компетенция; профессиональная компетенция; социальная работа; компетенции социальных работников; образовательный процесс вуза.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538208

Процентиль актуальности SciVal: 98.330 Pharmacy Students | Teamwork | Health Occupations

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071499703&origin=...

Development of conflict management competency in social work undergraduate students

Библиографическая ссылка:
Алпысбаева М. Б., Карманова Ж. А., Боброва В. В., Шарзадин А. М., Маженова Р. Б. Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 58–80. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.04
Список литературы: 
  1. Зиновьева В. И., Наумова Н. И. Развитие специальности «Социальная работа» в образовательном пространстве Казахстана // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 425. – С. 74–77. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/425/9 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32646332
  2. Davis A., Reber D. Advancing Human Rights and Social and Economic Justice: Developing Competence in Field Education // Journal of Human Rights and Social Work. – 2016. – Vol. 1, Issue 3. – P. 143–153. DOI: https://doi.org/10.1007/s41134-016-0016-x
  3. Aleinikov A. V., Pinkevich A. G. An Information Paradigm for the Analysis of Social Conflicts // Scientific and Technical Information Processing. – 2017. – Vol. 44, Issue 1. – P. 57–63. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688217010063
  4. Connaway R. S. Teamwork and Social Worker Advocacy: Conflicts and Possibilities // Community Mental Health Journal. – 1975. – Vol. 11, Issue 4. – P. 381–388. DOI: https://doi.org/10.1007/BF01419660
  5. Nadkarni V. V., Sinha R. Transforming Social Work Education in India: Integrating Human Rights // Journal of Human Rights and Social Work. – 2016. – Vol. 1, Issue 1. – P. 9–18. DOI: https://doi.org/10.1007/s41134-016-0002-3
  6. Lopez-Garcia I. M., Brenes L. S. Educational Innovation for the Preparation of Social Workers in a Spanish University // Trabajo Social. – 2018. – Vol. 20, № 2. – P. 95–116. DOI: https://doi.org/10.15446/ts.v20n2.74307
  7. Cavalcante M. T. L., Riberas G., Rosa G. Fostering innovation in social work and social education degrees: multilingual environment and tools for social change // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2016. – Vol. 13. – Р. 31. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-016-0031-0
  8. Steen J. A., Mann M., Gryglewicz K. The Human Rights Philosophy: Support and Opposition Among Undergraduate Social Work Students // Journal of Teaching in Social Work. – 2016. – Vol. 36, Issue 5. – P. 446–459. DOI: https://doi.org/10.1080/08841233.2016.1234534
  9. Mattison D., Weaver A., Zebrack B., Fischer D., Dubin L. Educating Social Workers for Practice in Integrated Health Care: A Model Implemented in a Graduate Social Work Program // Journal of Social Work Education. – 2017. – Vol. 53, Issue sup1: Practice in Integrated Care Environments. – P. S72–S86. DOI: https://doi.org/10.1080/10437797.2017.1288594
  10. Thomas R. L. The Right to Quality Education for Refugee Children Through Social Inclusion // Journal of Human Rights and Social Work. – 2016. – Vol. 1, Issue 4. – Р. 193–201. DOI: https://doi.org/10.1007/s41134-016-0022-z
  11. Banks S. Social Workers’ Duties: Policies, Procedures and the New Managerialism // Ethics and Values in Social Work. Practical Social Work. – London: Palgrave, 1995. – P. 118–141. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-24145-3_7
  12. Boddy J., Dominelli L. Social Media and Social Work: The Challenges of a New Ethical Space // Australian Social Work. – 2017. – Vol. 70, Issue 2. – P. 172–184. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2016.1224907
  13. Лешер О. В., Яббарова Л. В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 7. – С. 170–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15199869
  14. Shcherbakova O., Tatarinceva A. Conflictological culture of personality in a professional environment (by the example of pedagogues and engineers) // Society. Integration. Education. – 2016. – Vol. I. – Р. 524–530. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2016vol1.1512
  15. Борисова Е. С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 28–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29430062
  16. Гридчин А. А., Цыганкова Е. Н. Актуальные проблемы управления конфликтными ситуациями в школьном социуме // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 3 (121). – С. 19–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32607371
  17. Никулина И. В., Соловова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя вуза // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 2. – С. 95–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32481796
  18. Бисембаева А. К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 3. – С. 84–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916227
  19. Шерешкова Е. А., Ошнурова М. Г. Проблема конфликтологической культуры психологов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № Т2. – С. 216–220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25779512
  20. Leonov N. I., Glavatskikh M. M. Changing the image of a conflict situation while training school students in mediation skills // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Т. 10, № 2. – P. 165–178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34933315
Дата публикации 30.06.2019