Основные факторы формирования учебной автономии в современном иноязычном образовании (на примере Казахстана) [In English]
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. Модернизация системы образования Казахстана, непрерывность образования и личностно-ориентированная программа, детерминирующие развитие современного высшего образования, актуализировали проблему подготовки специалистов, способных к учебной автономии, обладающих навыками самостоятельной работы. Цель исследования – определить основные факторы формирования учебной автономии в современном иноязычном образовании.
Методология. Для проведения исследования использовался количественный метод. Для определения исходного состояния сформированности учебной автономии у студентов было разработано специальное анкетирование, которое включало вопросы как открытого, так и закрытого типов. В анкетировании, которое было добровольным и анонимным, приняли участие студенты заочной формы обучения. Задача опроса – выявить, обладают ли студенты качествами и навыками, присущими автономии. Если нет, то какие факторы препятствуют этому? Как взаимодействуют преподаватель и студент в условиях автономности и цифровизации учебного процесса? Насколько эффективно используют современные студенты технологии Web 2.0 в своем профессиональном обучении?
Результаты. Авторами были определены навыки и умения, характерные для учебной автономии. В ходе анализа результатов проведенного анкетирования авторы констатировали низкий уровень сформированности учебной автономии у студентов заочной формы обучения. Выявлены факторы, препятствующие формированию учебной автономии: доминантная позиция преподавателя, недостаточно эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, слабое взаимодействие преподавателей и студентов. Авторами обобщены организационно-педагогические мероприятия, реализация которых повлияет на эффективность
формирования учебной автономии. К ним относятся: разработка онлайн-курсов; включение их в качестве обязательного компонента в учебный план; качественное методическое сопровождение курса преподавателем; стимулирование студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в качестве продуцента.
Заключение. Обобщаются следующие факторы формирования учебной автономии в современном иноязычном образовании: студентоцентрированное обучение; внедрение инновационных методик обучения и оценивания; предоставление студентам возможностей для взаимодействия, творческой активности, личностного саморазвития и проявления ответственности.
система высшего образования; форма обучения; учебная автономия; личностно-ориентированный подход; взаимодействие; стратегии обучения; информационно-коммуникационные технологии; сервисные ресурсы Web 2.0.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191469
Процентиль актуальности SciVal: 72.382 Learner Autonomy | Autonomous Learning | Self-Access
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065959660&origin=...
- Lengkanawati N. S. Learner autonomy in the Indonesian EFL settings // Indonesian Journal of Applied Linguistics. – 2017. – Vol. 6, № 2. – P. 222–231. DOI: http://dx.doi.org/10.17509/ijal.v6i2.4847
- Yuliani Y., Lengkanawati N. S. Project-based learning in promoting learner autonomy in an EFL classroom // Indonesian Journal of Applied Linguistics. – 2017. – Vol. 7, № 2. – P. 285–293. DOI: http://dx.doi.org/10.17509/ijal.v7i2.8131
- Yasmin M., Sohail A. Socio-cultural barriers in promoting learner autonomy in Pakistani universities: English teachers’ beliefs // Cogent Education. – 2018. – Vol. 5. – P. 1501888. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2018.1501888
- Ardi P. Promoting learner autonomy through schoology m-learning platform in an eap class at an Indonesian university // Teaching English with Technology. – 2017. – Vol. 17, Issue 2. – P. 55–76. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85018386332&origin=resultslist&sort
- Apeltauer E., Senyildiz A. Learner autonomy: Perceptions and attitudes of multilingual Turkish students training to become teachers // Moderna språk. – 2015. – Vol. 109, Issue 1. – P. 13–29. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84936873764&origin=resultslist&sort
- Fukuda S. T., Sakata H., Takeuchi M. Facilitating Autonomy to Enhance Motivation: Examining the Effects of a Guided-Autonomy Syllabus // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. – 2011. – Vol. 8, Issue 1. – P. 71–86. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-79960583230&origin=resultslist&sort
- Kulakli A., Mahony S. Knowledge creation and sharing with Web 2.0 tools for teaching and learning roles in so-called University 2.0 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 150. – P. 648–657. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.084
- Grosseck G. To use or not to use web 2.0 in higher education? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1, Issue 1. – P. 478–482. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.087
- Girgin E. G. A Web 2.0 tool for language teaching with flash content // Procedia Computer Science. – 2011. – Vol. 3. – P. 627–631. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2010.12.105
- Mansor A. Z. Top five creative ideas using Web 2.0 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 59. – P. 429–437. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.297
- Nugultham K. Using Web 2.0 for Innovation and Information Technology in Education Course // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 4607–4610. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.305
- Pieri M., Diamantini D. An E-learning Web 2.0 Experience // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 1217–1221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.371
- Reinders H., White C. 20 years of autonomy and technology: how far have we come and where to next? // Language Learning and Technology. – 2016. –Vol. 20, Issue 2. – P. 143–154. DOI: http://dx.doi.org/10125/44466
- Turula A. Learner autonomy as a social construct in the context of italki // Teaching English with Technology. – 2017. – Vol. 17, Issue 2. – P. 3–28. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85018413323&origin=resultslist&sort
- Mirzaee M., Gharibeh S. G. Web-based language learning perception and personality characteristics of university students // Teaching English with Technology. – 2016. – Vol. 16, Issue 2. – P. 57–70. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84975688078&origin=resultslist&sort
- Luo T. Web 2.0 for language learning: Benefits and challenges for educators // International Journal of Computer-Assisted Language Learning and Teaching. – 2013. – Vol. 3, Issue 3. – P. 1–17. DOI: http://dx.doi.org/10.4018/ijcallt.2013070101
- Lee L. Autonomous learning through task-based instruction in fully online language courses // Language Learning and Technology. – 2016. –Vol. 20, Issue 2. – P. 81–97. DOI: http://dx.doi.org/10125/44462
- Theunissen N., Stubbé H. iSELF: The development of an Internet-Tool for Self-Evaluation and Learner Feedback // Electronic Journal of e-Learning. – 2014. – Vol. 12, Issue 4. – P. 313–325. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84904963103&origin=resultslist&sort
- Nishioka H. Learning language with web 2.0 is so difficult!!! hearing voices of Japanese language learners at a Korean university // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. – 2016. – Vol. 13, Issue 1. – P. 131–149. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84975736120&origin=resultslist&sort=plf-f&src=s&nlo=&nlr=&nls=&sid=1960a030af5386eacc 9530ab463bb971&sot=a&sdt=cl&cluster=scopubyr%2c%222016%22%2ct&sl=23&s=SOURCE-ID+%2819900192534%29&relpos=9&citeCnt=0&searchTerm=
- Usluel Y. K., Mazman S. G. Adoption of Web 2.0 tools in distance education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1, Issue 1. – P. 818–823. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.146
- Barber W., King S. Teacher-Student Perspectives of Invisible Pedagogy: New Directions in Online Problem-Based Learning Environments // Electronic Journal of e-Learning. – 2016. – Vol. 14, Issue 4. – P. 235–243. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85011032032&origin=resultslist&sort
- Nakayama M., Mutsuura K., Yamamoto H. Student's reflections on their learning and note-taking activities in a blended learning course // Electronic Journal of e-Learning. – 2016. – Vol. 14, Issue 1. – P. 43–53. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84964703040&origin=resultslist&sort
- Straková Z., Cimermanová I. Developing Reflective Skills of Student Teachers in the Virtual Learning Environment // Electronic Journal of e-Learning. – 2018. – Vol. 16, Issue 2. – P. 107–121. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85059226541&origin=resultslist&sort
- Martins M. de L. How to effectively integrate technology in the foreign language classroom for learning and collaboration // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 77–84. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.629
- Marefat F., Hassanzadeh M. Applying form-focused approaches to L2 vocabulary instruction through podcasts // Language Learning and Technology. – 2016. – Vol. 20, Issue 3. – P. 107–127. DOI: http://dx.doi.org/10125/44484