Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 57–75
УДК: 
159.9

Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности

Сизикова Т. Э. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема влияния рефлексии на самоорганизацию личности. Цель статьи – определить особенности влияния полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности.
Методология. Статья является теоретической, опирается на аналитический обзор исследований рефлексии и постнеклассические принципы теории самоорганизации.
Результаты. Автором проведен анализ современных исследований рефлексии, относящихся к структурному, функциональному, феноменологическому, атрибутивному и субстратному подходам. Выделена ориентировочно-исследовательская онтология рефлексии. Раскрыты характеристики целостности рефлексии: интенциональность как полинаправленность рефлексии и полимодальность рефлексии. Автор рассматривает самоорганизацию личности как результат рефлексии, которая представляет собой триангулярную сеть модальностей, пронизанных интенциональностью. В статье раскрывается зависимость тех или иных особенностей самоорганизации личности от доминирования одной из модальностей рефлексии. Автором в рамках триангулярных отношений модальностей выделяются двадцать две стратегии самоорганизации личности.
Заключение. В статье делается вывод, что полимодальность рефлексии обусловливает стратегии самоорганизации личности. В восемнадцати модальностях рефлексии на основе их разноуровневых триангулярных отношений формируются двадцать две стратегии самоорганизации личности.

Ключевые слова: 

целостностность рефлексии; полимодальность рефлексии; интенциональность рефлексии; стратегии самоорганизации личности; триангулярная сеть модальностей рефлексии.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165984

Процентиль актуальности SciVal: 97.174 Theory of Mind | False Belief | Mindreading

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065095714&origin=...

The influence of polymodality of reflection on personality self-organization

Библиографическая ссылка:
Сизикова Т. Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 57–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.04
Список литературы: 
  1. Белкина В. Н., Ревякина И. И. Возрастная динамика развития рефлексии на разных стадиях педагогической профессионализации // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1. – С. 120–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18920492
  2. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – № 1. – С. 45–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23798405
  3. Глебов В. А. Сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20992231
  4. Дударева В. Ю., Семенов И. Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – № 1. – С. 101–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11719867
  5. Зинченко В. П. Опыт думания о думании. К восьмидесятилетию В. В. Давыдова (1930–1998) // Вопросы философии. – 2010. – № 11. – С. 75–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15263423
  6. Ибатуллина Г. М. Рефлексия и принципы жанрового моделирования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 12-1. – С. 92–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20684074
  7. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17315991
  8. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. – Томск: Томский государственный университет, 2005. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20087935
  9. Клочко В. Е. Современная психология: системный смысл парадигмального сдвига // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 15–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12689063
  10. Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Предпосылки и возможности формирования дисциплинарной онтологии в психологии // Вестник Северо-Восточного федерального университета. – 2013. – № 5. – С. 85–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21271409
  11. Лазорак О. В. Гуманитарная направленность в образовании студентов технических специальностей: экзистенциальный аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-8. – С. 1801–1805. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20682988
  12. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 4. – С. 110–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593
  13. Лукьянов О. В., Волынец К. В. Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 400. – С. 277–281. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25109842
  14. Маланов С. В. Онтология психических явлений: механизмы переработки информации или ориентировочно-исследовательская активность? // Методология и история психологии. – 2006. – №. 1. – С. 147–159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19011628
  15. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. – М.: Когито-Центр, 2010. – 304 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20240194
  16. Сизикова Т. Э. Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 68. – С. 6–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482980  
  17. Стайпек А. А., Лукьянов О. В. Реляционность целей в групповой экзистенциальной психотерапии // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 63. – С. 49–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29011184
  18. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18916860
  19. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17275107
  20. Улановский А. М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. – 2008. – №. 2. – С. 129–139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19011718
  21. Шаров А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – № 1. – С. 71–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25518149
  22. Шигабетдинова Г. М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 2-1. – С. 415–422. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21755346
  23. Clegg J. W. The Importance of Feeling Awkward: A Dialogical Narrative Phenomenology of Socially Awkward Situations // Qualitative Research in Psychology. – 2012. – Vol. 9 (3). – Р. 262–278. DOI: https://doi.org/10.1080/14780887.2010.500357
  24. Cunliffe A. L. Reflexive dialogical practice in management learning // Management Learning. – 2002. – Vol. 33 (1). – P. 35–61. DOI: https://doi.org/10.1177/1350507602331002
  25. Devine R. T., Hughes C. Relations between false belief understanding and executive function in early childhood: A meta-analysis // Child Dev. – 2014. – Vol. 85 (5). – P. 1777–1794. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12237
  26. Fernández P. R, Ettinger J. J, Gibson E. Can processing demands explain toddlers’ performance in false – belief tasks? Response to Setoh et al // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2017. – Vol. 114 (19). – P. E3750. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1701286114
  27. Guignard S., Apostolidis T., Bertoldo R., Goula K. Looking to the future for being well-seen: further evidences about the normative feature of the future time perspective // Revue international de psychologie sociale. – 2015. – Vol. 28 (2). – Р. 7–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31896026
  28. Hannush M. J. Toward a phenomenology of addiction: Embodiment, Technology, Transcendence, written by Frank Schalow // Journal of Phenomenological Psychology. – 2018. – Vol. 49, Issue 1. – P. 113–131. DOI: https://doi.org/10.1163/15691624-12341340
  29. Hashem I. A. T., Yaqoob I., Anuar N. B., Mokhtar S., Gani A., Khan S. U. The rise of "big data" on cloud computing: Review and open research issues // Information Systems. – 2015. – Vol. 47. – P. 98–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.is.2014.07.006
  30. Karpov A. O. The problem of separation the notions of “knowledce” and “information” in the knowledge society and its education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 804–810. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.152
  31. Langager A. L., Roald T. Bodily and Therapeutic Movement // Journal of Phenomenological Psychology. – 2018. – vol. 49 (1). – P. 43–63. DOI: https://doi.org/10.1163/15691624-12341336
  32. Lukianova N. A., Fell E. V. Meaning making in communication processes: the role of a human agency // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 614–617. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.047
  33. Ma W. J., Jazayeri M. Neural coding of uncertainty and probability // Annu Rev Neuroscience. – 2014. – vol. 37. – P. 205–220. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-071013-014017
  34. Michael H., Herzog T. K., Scharnowski F. Time Slices: What Is the Duration of a Percept? // PLOS Biology. – 2016. – Vol. 14, Issue 4. – e1002433. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1002433.g003
  35. Mruck K., Breuer F. Subjectivity and Reflexivity in Qualitative Research–The FQS Issues // Forum: Qualitative Social Research. – 2003. – Vol. 4 (2). – Art. 23. DOI: http://dx.doi.org/10.17169/fqs-4.2.696
  36. Peters F. Theories of Consciousness as Reflexivity // The Philosophical Forum. – 2013. – Vol. 44 (4). – P. 341–372. DOI: https://doi.org/10.1111/phil.12018
  37. Rachel L. S. Embedding reflexivity within experiential qualitative psychology // Qualitative Research in Psychology. – 2010. – Vol. 7 (3). – P. 233–243. DOI: https://doi.org/10.1080/14780880802699092
  38. Rettie H., Emiliussen J. Practical impressions of interpretative phenomenological analysis from the novice’s standpoint // Nurse researcher. – 2018. – Vol. 26 (2). DOI: http://dx.doi.org/10.7748/nr.2018.e1589
  39. Thiboutot C. Psychotherapy for the Other: Levinas and the Face-to-Face Relationship, written by Kevin C. Krycka, George Kunz, & George G. Sayre // Journal of Phenomenological Psychology. – 2017. – Vol. 48, Issue 1. – P. 155–160. DOI: https://doi.org/10.1163/15691624-12341325
  40. Voloshina S. V., Demeshkina Т. A. The Autobiographical Story as a Means of Modeling Global Events // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 563–568. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.029
  41. Whitehead P. M., Smith T. G. Overcoming the Impassable Gulf: Phenomenologizing Psychophysics // Journal of Phenomenological Psychology. – 2018. – Vol. 49, Issue 1. – P. 64–82. DOI: https://doi.org/10.1163/15691624-12341337
Дата публикации 28.02.2019