Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема организации социально-педагогической работы с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа. Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа.
Методология. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования педагогов общеобразовательных организаций города Костромы (n = 36), педагогов организаций дополнительного образования города Костромы (n = 22), педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» города Сочи (n = 17). Опрос педагогов и специалистов образовательных организаций проводился с марта по октябрь 2018 г.
Результаты. Авторы выявили особенности организации социально-педагогической работы в условиях общеобразовательных организаций; в условиях организаций дополнительного образования; в условиях специализированного образовательного центра «Сириус». На основе сопоставления полученных данных определена специфика содержания и целевых ориентиров социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организациях различного типа. В статье охарактеризованы особенности, при учете которых можно повысить эффективность социально-педагогической работы и социально-педагогического сопровождения одаренных школьников.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о наличии особенностей в формах и методах, программах, целевых ориентирах организации социально-педагогической работы в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и ОЦ «Сириус». Эти особенности влияют на эффективность данного направления работы и успешность решения одаренными детьми задач социализации.
одаренность; одаренный ребенок; социализация; социальное развитие; социально-педагогическая работа; общеобразовательная организация; организация дополнительного образования.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165981
Процентиль актуальности SciVal: 58.958 Pedagogical Support | Mental State | Children with Disabilities
URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065083092&origin=...
- Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 6. – С. 68–76. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220606
- Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. – 2013. – № 2. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20192475
- Борисанова Д. А., Краснорядцева О. М. Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 24–33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.02
- Грушецкая И. Н., Щербинина О. С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 136–144. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.15
- Курасов Н. В., Ледовских И. А., Ручкова Н. А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. − 2015. − № 3. − С. 52−58. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.052
- Леутина А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. – 2014. – № 3. – С. 152–173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22450509 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173
- Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 4. – С. 15–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22754007
- Мешкова Н. В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. – 2015. – № 1. – С. 26–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23733139
- Осипенко Л. Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 212–231. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.13
- Панов В. И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – № 4. – С. 129–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561
- Попова Л. В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. – C. 101–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708
- Хазова С. А., Смирнов В. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 5. – С. 39–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541
- Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – № 2. – С. 102–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960099
- Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative // The International Journal of Human Resource Management. – 2016. – Vol. 27, Issue 12. – P. 1252–1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107
- Calero M. D., García-Martin M. B. Temporal stability of IQ and learning potential in gifted children: diagnostic implications // Anales De Psicología / Annals of Psychology. – 2014. – Vol. 30 (2). – P. 512–521. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.30.2.163801
- Čotar Konrad S., Kukanja Gabrijelčič M. Professional competences of preschool teachers for working with gifted young children in Slovenia // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. – 2015. – Vol. 3 (2). – P. 65–78. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2015214279
- Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure? // Intelligence. – 2018. – Vol. 71. – P. 32–40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003
- Oral E. Examination of pre-school teachers’ self-efficacy beliefs and self-efficacy regarding gifted education // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. – 2017. – Vol. 5 (4). – P. 49–58. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2017.69
- Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. – 2017. – Vol. 37, № 4. – Article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521
- Robertson S., Pfeiffer S. Development of a Procedural Guide to Implement Response to Intervention (RtI) With High-Ability Learners // Roeper Review. – 2016. – Vol. 38, Issue 1. – P. 9–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783193.2015.1112863
- Vogelaar B., Resing W. C. M. Changes over time and transfer of analogy-problem solving of gifted and non-gifted children in a dynamic testing setting // Educational Psychology. – 2018. – Vol. 38, Issue 7. – P. 898–914. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01443410.2017.1409886