Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 76–92
УДК: 
159.95+378.6

Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике

Утюганов А. А. 1 (Новосибирск, Россия), Яницкий М. С. 2 (Кемерово, Россия), Серый А. В. 2 (Кемерово, Россия)
1 Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
2 Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема становления системы ценностно-смысловых ориентаций личности в образовательном пространстве вуза с учетом специфики характера и направленности формируемых профессионально значимых ценностей. Цель статьи – определить психологическое содержание и особенности применения в образовательной практике нарративных технологий формирования ценностно-смысловых ориентаций личности.
Методология. Методологическими основаниями исследования выступили основные принципы постнеклассической педагогики; психолого-педагогические подходы к анализу биографии, жизненной истории и жизненного пути; базовые положения современной нарративной педагогики и психологии. В качестве конкретного инструмента разработки нарративной технологии использовался метод педагогического проектирования. Результативность нарративной педагогической технологии оценивалась при помощи специальной анкеты, направленной на изучение уровня осознанности, внутреннего принятия и реализованности профессионально важных ценностей.
Результаты. В результате анализа основных положений нарративной педагогики и психологии раскрыто психологическое содержание нарратива как метода формирования ценностно-смысловых ориентаций личности и определены особенности применения соответствующей нарративной технологии в образовательной практике вуза. Автора-ми доказана возможность повышения уровня осознания, внутреннего принятия и реализованности профессионально значимых ценностей посредством применения данной педагогической нарративной технологии. Авторами характеризуется психологическое содержание нарратива как метода формирования ценностно-смысловых ориентаций личности, содержащееся в прояснении значения личных и профессиональных ценностей и смыслов, актуализации их субъективной значимости, синхронизации временных локусов смысла, определении характера и направленности временной перспективы личности.
Заключение. Раскрываются особенности применения данной технологии в образовательном пространстве вуза, выражающиеся в поэтапном применении педагогических приемов и методов, основанных на психологических механизмах формирования системы ценностно-смысловых ориентаций личности – интериоризации, идентификации и интернализации.

Ключевые слова: 

ценностные ориентации; личностные смыслы; нарратив; нарративная психология; нарративная педагогика; нарративные технологии; высшее образование.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165985

Процентиль актуальности SciVal: 90.917 Episodic Memory | Narrative Identity | Life Story

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065076455&origin=...

Narrative technologies in developing personal value and meaning orientations: Psychological content and application in education

Библиографическая ссылка:
Утюганов А. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 76–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05
Список литературы: 
  1. Bove A., Tryon R. The Power of Storytelling: The Experiences of Incarcerated Women Sharing Their Stories // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. – 2018. – Vol. 62(15). – P. 4814–4833. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X18785100
  2. Carpenter N., Angus L., Paivio S., Bryntwick E. Narrative and emotion integration processes in emotion-focused therapy for complex trauma: an exploratory process-outcome analysis // Person-Centered and Experiential Psychotherapies. – 2016. – Vol. 15, Issue 2. – P. 67–94. DOI: https://doi.org/10.1080/14779757.2015.1132756
  3. Crowther S., Ironside P., Spence D., Smythe L. Crafting Stories in Hermeneutic Phenomenology Research: A Methodological Device // Qualitative Health Research. – 2017. – Vol. 27(6). – P. 826–835. DOI: https://doi.org/10.1177/1049732316656161
  4. Dunlop W. L., Guo J., McAdams D. P. The Autobiographical Author Through Time: Examining the Degree of Stability and Change in Redemptive and Contaminated Personal Narratives // Social Psychological and Personality Science. – 2016. – Vol. 7(5). – P. 428–436. DOI: https://doi.org/10.1177/1948550616644654
  5. Galazhinsky E. V., Klochko V. Y. System Anthropological Psychology: Methodological Foundations // Psychology in Russia: State of the Art. – 2012. – Vol. 5. – P. 81–98. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2012.0005
  6. Gillespie J. M., Allport G. W. Youth's outlook on the future: A cross-national study. – New York, NY, US: Doubleday & Co., 1955. – 61 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/13193-000
  7. Lilgendahl J. P., McAdams D. P. Constructing Stories of Self-Growth: How Individual Differences in Patterns of Autobiographical Reasoning Relate to Well-Being in Midlife // Journal of Personality. – 2010. – Vol. 79, Issue 2. – P. 391–428. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2010.00688.x
  8. McAdams D. P. The psychology of life stories // Review of General Psychology. – 2001. – Vol. 5 (2). – P. 100–122. DOI: https://doi.org/10.1037/1089-2680.5.2.100
  9. McAdams D. P., Guo J. Narrating the Generative Life // Psychological Science. – 2015. – Vol. 26(4). – P. 475–483. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797614568318
  10. Paivio S. C., Angus L. E. Narrative processes in emotion-focused therapy for trauma. – Washington, DC, US: American Psychological Association, 2017. – 278 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0000041-000
  11. Saavedra R. A., Pérez L. G., Vitoria R. V., Reina J. A. Interculturalidad, Inclusion Social y Valores. Un acercamiento cualitativo desde la mirada de los proyectos educativos escolares // Fronteiras. – 2017. – Vol. 6 (4). – P. 89–110. DOI: https://doi.org/10.21664/2238-8869.2017v6i4.p89-110
  12. Vasyagina N. N., Vasyagina S. A., Seryy A. V. Features of professional and personal orientation of the teacher // Astra Salvensis. – 2018. – Vol. 6 (S2). – P. 141–153. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85049772368&origin=resultslist
  13. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Кому и как разрабатывать методологию психологии? // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 55. – С. 6–45. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/55/1
  14. Бухаров А. О. Нарративные методы обучения в современной школе // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 2. – C. 45–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17343586
  15. Знаков В. В. Постижение, непостижимое и экзистенциальный опыт как методологические проблемы психологии понимания // Вестник Московского университета. Cерия 14. Психология. – 2017. – № 1. – С. 18–35. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2017.01.17
  16. Знаков В. В. Теория психического как процесса и процессуальная логико-смысловая картина мира // Психологический журнал. – 2018. – № 2. – С. 37–47. DOI: https://doi.org/10.7868/S0205959218020046
  17. Знаков В. В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 40. – С. 118–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16872684
  18. Казанцева Е. В. Психологический субстрат нарративной схемы // Психолог.  –  2018. – № 1. – С. 39–48. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8701.2018.1.24412
  19. Костоусов А. Г., Утюганов А. А., Яницкий М. С., Иванов М. С. Представления о безопасности у курсантов военного вуза и ценностно-смысловые предикторы их сформированности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 37–54. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1705.03
  20. Неклюдова С. В., Кабрин В. И. Феноменологическое исследование формирования нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 68. – С. 62–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482983 DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/68/4
  21. Утюганов А. А. Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск Национальной гвардии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 1. – С. 115–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28839251
Дата публикации 28.02.2019