Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 96–107
УДК: 
378.09

Педагогические условия эффективного формирования рефлексивной компетенции студентов при обучении математике

Бондаренко Т. А. 1 (Магнитогорск, Россия), Каменева Г. А. 1 (Магнитогорск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме формирования рефлексивной компетенции студентов технического вуза. Цель статьи – определить педагогические условия, направленные на эффективное формирование рефлексивной компетенции студентов.
Методология. Методологической основой рассматриваемого процесса выступают компетентностный и рефлексивно-деятельностный подходы. В качестве основных методов исследования авторы использовали анализ и обобщение научной литературы, понятийный анализ, анализ нормативных документов, тестирование, опрос, статистические методы первичной обработки материалов, обобщение опыта в области преподавания математики в техническом вузе.
Результаты. Авторы выявили связь между понятиями «профессиональная компетентность» и «рефлексивная компетенция» студентов. Обосновали необходимость развития рефлексивной компетенции студентов как одной из основополагающих профессиональных компетенций. Выявили внешние и внутренние педагогические условия как обстоятельства процесса обучения, влияющие на подготовку студентов к последующей профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность процесса подготовки. В статье показаны этапы процесса формирования; представлены уровни сформированности рефлексивной компетенции и показатели, характеризующие каждый уровень. Авторами описан диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень рефлексивной компетенции студентов. Выявлена взаимосвязь между достигнутым уровнем сформированности рефлексивной компетенции и успешностью студентов в учебно-познавательной деятельности. Отмечается, что для успешного формирования рефлексивной компетенции как составляющей профессиональных компетенций выпускников технического вуза необходимо специальным образом организовать сознательную рефлексивно-познавательную деятельность студентов.
Заключение. Авторами представлен комплекс педагогических условий, способствующий эффективному формированию рефлексивной компетенции студентов.

Ключевые слова: 

рефлексивная компетенция; профессиональная компетентность; рефлексивно-познавательная деятельность; комплекс педагогических условий; условия формирования компетенции; уровень сформированности компетентности; рефлексивно-деятельностный подход.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191467

Процентиль актуальности SciVal: 94.504 Electronic Portfolio | Reflective Writing | Journal Entries

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065998153&origin=...

Effective formation of students' reflective competence in the process of studying mathematics: Educational conditions

Библиографическая ссылка:
Бондаренко Т. А., Каменева Г. А. Педагогические условия эффективного формирования рефлексивной компетенции студентов при обучении математике // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 96–107. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.07
Список литературы: 
  1. Fullana J., Pallisera M., Colomer J., Fernández Peña R., Pérez-BurrielM. Reflective learning in higher education: a qualitative study on students’ perceptions // Studies in Higher Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 6. – P. 1008–1022. DOI:  https://dx.doi.org/10.1080/03075079.2014.950563
  2. Gnevek O. V., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Shepilova N. A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. – 2017. – Vol. 97, Issue 21. – P. 195–217. DOI: http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-85034770764&partnerID=MN8TOARS
  3. Goldblatt H., Band-WintersteinT.From understanding to insight: using reflexivity to promote students’ learning of qualitative research // Reflective Practice. – 2016. – Vol. 17, Issue 2. – P. 100–113. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/14623943.2015.1134471
  4. Griggs V., Holden R., Lawless A., Rae J. From reflective learning to reflective practice: assessing transfer // Studies in Higher Education. – 2018. – Vol. 43, Issue 7. – P. 1172–1183. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/03075079.2016.1232382
  5. LamR.Promoting self-regulated learning through portfolio assessment: testimony and recommendations // Assessment and Evaluation in Higher Education. – 2014. – Vol. 39, Issue 6. – P. 699–714. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/02602938.2013.862211
  6. Martin C. S., Polly D., KisselB.Exploring the impact of written reflections on learning in the elementary mathematics classroom // The Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 110, Issue 5. – P. 538–553. DOI: https://doi.org/10.1080/00220671.2016.1149793
  7. O’Shea P., Kearney M.A cognitive strategy scaffolding approach to facilitating reflection in engineering students // Australasian Journal of Engineering Education. – 2016. – Vol. 21, Issue 1. – P. 17–26. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/22054952.2016.1214097
  8. Qvortrup A., Keiding T. B. Portfolio assessment: production and reduction of complexity // Assessment and Evaluation in Higher Education. – 2015. – Vol. 40, Issue 3. – P. 407–419. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/02602938.2014.918087
  9. Ryan M., Carmichael M.-A. Shaping (reflexive) professional identities across an undergraduate degree programme: a longitudinal case study // Teaching in Higher Education. – 2016. – Vol. 21, Issue 2. – P. 151–165. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13562517.2015.1122586
  10. Weinstock M., Kienhues D., Feucht F. C., RyanM. Informed Reflexivity: Enacting Epistemic Virtue // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52, Issue 4. – P. 284–298. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/00461520.2017.1349662
  11. Yusupova Z. F., Shakurova M. M., Saygushev N. Y., Vedeneyeva O. A., Kashina S. G. Managerial tools of academic knowledge formation process // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, Issue 2. – P. 403–409. URL:  http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-84963740838&partnerID=MN8TOARS
  12. Баранова О. И.Рефлексивный дневник студента педагогического вуза в аспекте акмеологического подхода // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 471–475. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25305905
  13. Белова Е. А. Особенности использования электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4 (81). – С. 117–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25013398
  14. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 3 (84). – С. 374–381. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26693435
  15. Головин А. А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. – 2014. – № 5. – С. 53–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22991779
  16. Ефремов А. С. Использование рефлексивного подхода при подготовке будущих учителей информатики // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – C. 263. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458066
  17. Ильина Т. Б. Теоретические проблемы изучения профессионально важных качеств педагогов в поликультурном образовательном пространстве // Казанская наука. – 2014. – № 2. – C.  200–203. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21303668
  18. Куцеева Е. Л., Куцеев В. В. Рефлексия – феномен сознания в педагогическом процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – T. 9, № 1 (35). – C. 120–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216811
  19. Лаврентьева Е. А. Методологическая рефлексия и ее роль в профессиональной деятельности педагога // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 3 (35). – C. 4–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28362339
  20. Милованова Г. В., Харитонова И. В., Фомина С. Н., Дайкер А. Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 2 (87). – С. 218–229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29222033
  21. Трегубова Т. М., Антипов П. Л. Технологии формирования самообразовательной компетенции студента вуз в условиях международной образовательной интеграции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – C. 386. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664273
  22. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770728
  23. Чикина Т. Е. Система упражнений для практических занятий по математике как компонент учебно-профессиональной адаптации первокурсников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – C. 359. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25389940
  24. Шварева О. В.Развитие рефлексии как компонента педагогической компетенции бакалавров социальной педагогики средством кейс-метода и кейс-стади // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 2 (54). – C. 15–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21702215
  25. Шорина А. В. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. – C. 113–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29198368  
Дата публикации 30.04.2019