Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 121–137
УДК: 
378.147

Развитие аналитико-синтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу

Шмигирилова И. Б. 1 (Петропавловск, Казахстан), Чугунова А. А. 1 (Петропавловск, Казахстан), Пустовалова Н. И. 1 (Петропавловск, Казахстан)
1 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема развития аналитико-синтетической деятельности студентов вуза. Цель статьи заключается в выявлении особенностей развития аналитико-синтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу.
Методология. Особенности формирования аналитико-синтетической деятельности рассматриваются в единстве системно-деятельностного, культурно-антропологического и средового подходов. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, анализ вузовской практики и собственного педагогического опыта, экспериментальные методы, методы статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Установлены факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса в направлении развития аналитико-синтетической деятельности обучающихся. Определены особенности организации обучения математическому анализу, ориентированные на повышение эффективности развития аналитико-синтетической деятельности. Построена модель процесса решения математической задачи в аспекте аналитико-синтетической деятельности.
Заключение. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в обучении студентов и старших школьников различным дисциплинам естественнонаучного цикла.

Ключевые слова: 

аналитико-синтетическая деятельность; мыслительные операции; обучение математическому анализу; система задач; решение задач; обучение в вузе; профессиональная подготовка учителя.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538211

Процентиль актуальности SciVal: 93.371 Linear Algebra | Mathematics Education | Computer Algebra System

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071445469&origin=...

The development of students' analytical and synthetic activities in studying mathematical analysis

Библиографическая ссылка:
Шмигирилова И. Б., Чугунова А. А., Пустовалова Н. И. Развитие аналитико-синтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 121–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.07
Список литературы: 
  1. Battilotti G. Symmetry vs. duality in logic: An interpretation of Bi-logic to model cognitive processes beyond inference // International Journal of Cognitive Informatics and Natural Intelligence. – 2014. ‒ Vol. 8, Issue 4. ‒ Р. 83‒97. DOI: https://doi.org/10.4018/ijcini.2014100105
  2. Dhatsuwan A., Precharattana M. BLOCKYLAND: A Cellular Automata-Based Game to Enhance Logical Thinking // Simulation and Gaming. ‒ 2016. ‒ Vol. 47, Issue 4. ‒ P. 445‒464. DOI: https://doi.org/10.1177/1046878116643468
  3. Козачек Н. А., Эпова Е. В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2014. ‒ № 6 (59). – С. 145‒151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22675375
  4. Welling H. Four mental operations in creative cognition: The importance of abstraction // Creativity Research Journal. ‒ 2007. ‒ Vol. 19, Issue 2-3. – P. 163‒177. DOI: https://doi.org/10.1080/10400410701397214
  5. Ahmad S., Prahmana R. C. I., Kenedi A. K., Helsa Y., Arianil Y., Zainil M. The instruments of higher order thinking skills // Journal of Physics: Conference Series. – 2017. – Vol. 943. ‒ P. 012053. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/943/1/012053
  6. Duran M., Dokme I. The Effect of the Inquiry-Based Learning Approach on Student’s Critical Thinking Skills // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2016. – Vol. 12, Issue 12. – P. 2887–2908. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2016.02311a
  7. Florea N. M., Hurjui E. Critical thinking in elementary school children // Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences. ‒ 2015. ‒ Vol. 180. ‒ P. 565–572. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.161
  8. Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология. ‒ 2014. ‒ № 1 (49). – С. 25‒36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21267665
  9. Condor M., Chira M. The importance of mental operations in forming notions // Euromentor journal – Studies about education. – 2011. – № 1. – P. 134–139. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=272154
  10. Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. – 2016. ‒ Т. 13, № 1. – С. 19‒28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26002158
  11. Aksu G., Koruklu N. Determination the effects of vocational high school students’ logical and criticalthinking skills on mathematics success // Eurasian Journal of Educational Research. ‒ 2015. ‒ Issue 59. ‒ P. 181‒206. DOI: http://dx.doi.org/10.14689/ejer.2015.59.1 URL: http://ejer.com.tr/public/assets/catalogs/en/nkoruklu59.pdf
  12. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям: монография. – М.: Когито-Центр, 2012. ‒ 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20247680
  13. Seyhan H. G. The Efficacy of Problem-Based Learning in an Instrumental Analyse Laboratory // Higher Education Studies. ‒ 2016. ‒ Vol. 6, № 4. ‒ P. 100‒118. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/hes.v6n4p100
  14. Далингер В. А. Развитие мышления учащихся средствами математики // Научное мнение. – 2011. – № 9. – С. 43‒50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17271258
  15. Ayllón M. F., Góme I. A., Ballesta-Claver J. Mathematical thinking and creativity through mathematical problem posing and solving // Propósitos y Representaciones. ‒ 2016. ‒ Vol. 4, № 1. ‒ P. 169‒218. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2016.v4n1.89
  16. Temel S. The effects of Problem-Based learning on prospective teachers’ critical thinking dispositions and perceptions of Problem-Solving ability // South African Journal of Education. ‒ 2014. ‒ Vol. 34, № 1. ‒ Art. 769. DOI: https://dx.doi.org/10.15700/201412120936
  17. Бочкарева Л. В. Применение стратегических задач для развития аналитико-синтетической компетентности у студентов технических специальностей в процессе обучения теории вероятностей и математической статистики // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 275. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285629
  18. Токарева Л. И. Усвоение учащимися приемов аналитико-синтетической деятельности при решении геометрических задач // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. ‒ 2014. ‒ № 16. ‒ С. 278‒283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28101361
  19. Малахова Е. И. Формирование методов и приемов аналитико-синтетической деятельности как компонента метапредметного содержания образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. ‒ № 1. – С. 212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18829145
  20. Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. ‒ 2016. ‒ № 1 (130). ‒ С. 4‒20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25430413
  21. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): монография. – М.: МПСИ, 2003. – 320 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19901662
  22. Колдунова И. Д. Конструирование аналитико-синтетических задач по теории алгоритмов // Педагогическое образование в России. ‒ 2015. ‒ № 4. – С. 133‒139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23588901
  23. Bezusova T. A., Richter T. V., Sugrobova N.  Y., Chugainova L. V., Shestakova L. G. Types of Work in Forming Analytic and Synthetic Activity Skills in Teaching the Algebra Course // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13, № 11. – P. 7257–7267. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/79443
  24. Ермош Е. Н. Развитие мыслительных способностей студентов в процессе обучения // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2017. ‒ № 2 (15). – С. 45–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30304049
  25. Чугунова А. А., Шмигирилова И. Б. Аналитико-синтетическая деятельность в контексте компетентностного подхода к образованию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2013. ‒ № 4 (15). – С. 217‒220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21097976
  26. Кацура А. В., Акзигитов А. Р., Геращенко В. В., Мусин Р. М., Дахин А. Н. Общемыслительная деятельность школьников на уроках алгебры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. ‒ 2018. ‒ Т. 8, № 4. ‒ С. 158‒171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.10
  27. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. ‒ 2018. ‒ Т. 22, № 2. ‒ С. 237–247. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247
  28. Bauer-Ramazani C., Graney J. M., Marshall H. W., Sabieh C. Flipped Learning in TESOL: Definitions, Approaches, and Implementation // TESOL Journal. ‒ 2016. ‒ Vol. 7, Issue 2. ‒ P. 429–437. DOI: https://doi.org/10.1002/tesj.250  
Дата публикации 30.06.2019