Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 7–26
УДК: 
373.51 + 378.147.88

Реализация принципа преемственности в подготовке студентов педагогических вузов

Примчук Н. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Аранова С. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема реализации преемственности в современной системе образования. Цель статьи заключается в выявлении особенностей реализации принципа преемственности в подготовке студентов педагогических вузов.
Методология. В качестве методологического основания в исследовании избран деятельностный подход. Авторами применяются методы анкетирования, наблюдения за деятельностью учителя на уроке, структурированное интервью и фокус-групповое обсуждение с участием учителей, студентов и преподавателей вуза – кураторов практики; а также анализ и обобщение научных исследований по проблеме реализации преемственности в современной системе образования.
Результаты. В статье выявлены пути реализации обновленного понимания принципа преемственности в обучении; обоснован новый формат построения практики на основе задачного подхода к разработке содержания и организации командной работы студентов, учителей и преподавателей вуза; обобщены результаты рефлексивного оценивания студентами итогов практики.
Заключение. Авторами обобщаются особенности реализации принципа преемственности в подготовке студентов педагогических вузов в процессе учебной практики.

Ключевые слова: 

принцип преемственности; подготовка будущих учителей; практика студентов; профессиональные задачи; профессиональные пробы; метапредметные компетенции; пространственно-средовое взаимодействие.

URL WoS/RSCI:  https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165980

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065068147&origin=...

Facilitating continuity in university-based initial teacher education

Библиографическая ссылка:
Примчук Н. В., Аранова С. В. Реализация принципа преемственности в подготовке студентов педагогических вузов // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.01
Список литературы: 
  1. Аранова С. В. Анализ понятийного аппарата исследований проблемы визуализации учебной информации // Научное мнение. – 2018. – № 2. – С. 29–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32733828
  2. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 66–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32530200
  3. Колыхалов М. И., Пушкарева Е. А. Процессы глобализации и регионализации в развитии современного общества: интеграция исследовательских подходов в социально-гуманитарном знании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 94–108.  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.06
  4. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 230–260 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28879317 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-230-259
  5. Лебедев О. Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. – 2013. – № 1. – С. 007–024. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19026450
  6. Наливайко Н. В. Глобализация и изменение ценностных ориентиров российского образования // Философия образования. – 2012. – № 6. – С. 27–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18152673
  7. Осипова С. И., Терещенко Ю. А., Климович Л. В. Фундаментальное образование для «цифрового поколения» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18319055
  8. Тряпицына А. П. Писарева С. А. Ориентиры обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей // Человек и образование. – 2016. – № 3. – С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29006702
  9. Перминова Л. М. От классических к постнеклассическим представлениям в дидактике и обучении // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 7–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13065758
  10. Плотникова А. Л., Борисова Е. С. Футурологический взгляд на будущее российского образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – № 5. – С. 13–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32780525
  11. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08
  12. Хасан Б. И., Ватащак И. С. Противоречия интересов и целевых установок в профессиональном самоопределении // Социология. – 2014. – № 4. – С. 32–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27721065
  13. Ходенко Н. М. Влияние развивающих сред на личностное самоопределение старшеклассников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 276–284. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19084887
  14. Якиманская И. С. Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 1. – С. 61–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20843549
  15. Boevé A. J., Meijer R. R., Bosker R. J., Vugteveen J., Hoekstra R., Albers C. J. Implementing the flipped classroom: an exploration of study behaviour and student performance // Higher Education. – 2017. – Vol. 74, Issue 6. – P. 1015–1032. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0104-y
  16. Badri M., Nuaimi A. А., Guang Y., Rashedi A. А. School performance, social networking effects, and learning of school children: Evidence of reciprocal relationships in Abu Dhabi // Telematics and Informatics. – 2017. – Vol. 34, Issue 8. – P. 1433–1444. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.06.006
  17. Beneyto-Seoane M., Collet-Sabé J. Análisis de la actual formación docente en competencias TIC. Por una nueva perspectiva basada en las competencias, las experiencias y los conocimientos previos de los docentes // Profesorado, Revista de Currículum y Formación del Profesorado. – 2018. – Vol. 22, № 4. – P. 91–110. DOI: https://doi.org/10.30827/profesorado.v22i4.8396
  18. Blömeke S., Busse A., Kaiser G., König J., Suhl U. The relation between content-specific and general teacher knowledge and skills // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 56. – P. 35–46. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.02.003
  19. Bølling M., Otte C. R., Elsborg P., Nielsen G., Bentsen P. The association between education outside the classroom and students’ school motivation: Results from a one-school-year quasi-experiment // International Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 89. – P. 22–35. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.03.004
  20. Bouw E., Zitter I., de Bruijn E. Characteristics of learning environments at the boundary between school and work – A literature review // Educational Research Review. – 2019. – Vol. 26. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.12.002
  21. Bronkhorst L. H., Akkerman S. F. At the boundary of school: Continuity and discontinuity in learning across contexts // Educational Research Review. – 2016. – Vol. 19. – P. 18–35. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2016.04.001
  22. Chu B. C., Guarino D., Mele C., O'Connell J., Coto P. Developing an Online Early Detection System for School Attendance Problems: Results From a Research-Community Partnership // Cognitive and Behavioral Practice. – 2018. – In Press. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cbpra.2018.09.001
  23. Edwards M. R., Clinton M. E. A study exploring the impact of lecture capture availability and lecture capture usage on student attendance and attainment // Higher Education. – 2018. – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0275-9
  24. Foster J., Yaoyuneyong G. Teaching innovation: equipping students to overcome real-world challenges // Higher Education Pedagogies. – 2016. – Vol. 1, Issue 1. – P. 42–56. DOI: https://doi.org/10.1080/23752696.2015.1134195
  25. Kim L. E., Klassen R. M. Teachers' cognitive processing of complex school-based scenarios: Differences across experience levels // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73. – P. 215–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.006
  26. Koeslag-Kreunen M. G., Van der Klink M. R., Van den Bossche P., Gijselaers W. H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams // Higher Education. – 2018. – Vol. 75, Issue 2. – P. 191–207. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-017-0126-0
  27. Krantz J., Fritzén L. From expert to novice? The influence of management by documents on teachers’ knowledge base and norms // Professions and Professionalism. – 2017. – Vol. 7, № 3. – P. e2113. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.2113
  28. With M. Are Teachers Increasingly Leaving the Profession? // Professions and Professionalism. – 2017. – Vol. 7 (2). – P. e1723. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.1723
  29. Matthews K. E., Dwyer A., Hine L., Turner J. Conceptions of students as partners // Higher Education. – 2018. – Vol. 76, Issue 6. – P. 957–971. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0257-y
  30. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences // Higher Education. – 2016. – Vol. 72, Issue 6. – P. 797–811. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9976-5
  31. Narendran R., Almeida S., Coombes R., Hardie G., Quintana-Smark E., Zaher N., Wang H.-L., Chowdhury A., Stevenson B. The role of self-determination theory in developing curriculum for flipped classroom learning: A Case Study of First-Year Business Undergraduate Course // Journal of University Teaching and Learning Practice. – 2018. – Vol. 15, Issue 5. – Art. 6. URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol15/iss5/6
  32. Parding K., Berg-Jansson A., Sehlstedt T., McGrath – Champ S., Fitzgerald S. Differentiation as a Consequence of Choice and Decentralization Reforms—Conditions for Teachers’ Competence Development // Professions and Professionalism. – 2017. – Vol. 7, № 2. – P. e1855. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.1855
  33. Rotgans J. I., Rajalingam P., Ferenczi M. A., Low-Beer N. A students’ model of team-based learning // Health Professions Education. – 2018. – In Press. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hpe.2018.10.003
  34. Samuelsson К. Teacher Collegiality in Context of Institutional Logics: A Conceptual Literature Review // Professions and Professionalism. – 2018. – Vol. 8, № 3. – P. e2030. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.2030
  35. Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 278–290. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.018
  36. Skalicky J., Pedersen K. W., van der Meer J., Fuglsang S., Dawson P., Stewart S. A framework for developing and supporting student leadership in higher education // Studies in Higher Education. – 2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1522624
  37. Sripongwiwata S., Bunterma T., Tangb K. N. An investigation of learning stressors among secondary school students: A case study in northeast Thailand // Kasetsart Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 39, Issue 2. – P. 197–206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.06.002
  38. Surma T., Vanhoyweghen K., Camp G., Kirschner P. A. The coverage of distributed practice and retrieval practice in Flemish and Dutch teacher education textbooks // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 74. – P. 229–237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.007
Дата публикации 28.02.2019