Развитие дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий
2 автор-корреспондент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
Проблема и цель. В статье исследуется проблема усиления практико-ориентированной подготовки будущих бакалавров в условиях направленного развития дополнительных коммуникативных компонентов их ИКТ-компетентности. Цель исследования – определить условия развития дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Методология. Методологическую основу исследования составили деятельностный, средовой, компетентностный подходы в обучении. Целенаправленно организуемый совмещенный образовательный процесс с участием студентов и работающих учителей строился на основе систематического использования сетевых коммуникаций. Динамика развития ИКТ-компетентности будущих бакалавров определялась в ходе педагогического эксперимента на основе методов: тестирование; оценка результатов выполнения ситуационных заданий; анкетирование; выявление индивидуального уровня демонстрируемых студентом педагогических способностей и творческой активности методом наблюдения.
Результаты. В ходе исследования авторами выявлены специальные коммуникативные ИТК-компетенции и соответствующие им образовательные результаты; разработана методика дистанционного творческого взаимодействия студентов и учителей, совместно реализующих учебно-методические и исследовательские проекты. Проведенное исследование показало,
что созданные дидактические условия практико-ориентированной подготовки бакалавров образования на основе организации дистанционного сотрудничества с практикующими учителями по освоению и применению в реальном образовательном процессе школ современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивают положительную динамику развития ИКТ-компетентности будущих бакалавров. Экспериментальным путем доказана эффективность предложенного подхода для развития специальных коммуникативных ИКТ-компетенций будущих бакалавров образования, а также выявлена их положительная мотивация к практическому ознакомлению с инновационными аспектами работы современной школы и характером учительского труда.
Заключение. Обобщаются условия эффективного развития дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
бакалавр образования; ИКТ-компетентность; виртуальные творческие группы; дистанционные технологии; практико-ориентированная подготовка; информационно-образовательная среда; социальное партнерство.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191468
Процентиль актуальности SciVal: 98.749 Technology Integration | Pre-service Teachers | IPAD
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065988363&origin=...
Distant student-teacher interaction based on modern information and communication technologies
- Almerich G., Orellana N., Suárez-Rodríguez J., Díaz-García I. Teachers’ information and communication technology competences: A structural approach // Computers and Education. – 2016. – Vol. 100. – P. 110–125. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.05.002
- Alt D. Science teachers' conceptions of teaching and learning, ICT efficacy, ICT professional development and ICT practices enacted in their classrooms // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73. – P. 141–150. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.03.020
- Avidov-Ungar O., Forkosh-Baruch A. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 73. – P. 183–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.03.017
- Chen X., Breslow L., De Boer J. Analyzing productive learning behaviors for students using immediate corrective feedback in a blended learning environment // Computers and Education. – 2018. – Vol. 117. – P. 59–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.09.013
- Durksen T. L., Klassen R. M., Daniels L. M. Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers’ professional learning // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 53–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.011
- Golitsyna I. Educational Process in Electronic Information-educational Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 939–944. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.132
- Hao Y., Lee K. S. Teachers’ concern about integrating Web 2.0 technologies and its relationship with teacher characteristics // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 48. – P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.01.028
- Lemon N., Wilson A., Oxworth C., Zavros-Orr A., Wood B. Lines of School-University Partnership: Perception, Sensation and Meshwork Reshaping Of Pre-Service Teachers’ Experiences // Australian Journal of Teacher Education. – 2018. – Vol. 43 (10). – P. 81–97. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.v43.n10.5
- McDonald M., Kazemi E., Kavanagh S. S. Core Practices and Pedagogies of Teacher Education: A Call for a Common Language and Collective Activity // Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 64 (5). – P. 378–386. DOI: https://10.1177/0022487113493807
- Mtebe J. S., Mbwilo B., Kissaka M. M. Factors Influencing Teachers’ Use of Multimedia Enhanced Content in Secondary Schools in Tanzania // International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2016. – Vol. 17 (2). DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v17i2.2280
- Ojeda P. B. A., Aguilar M. F. G., Zeran E. S. Initial Teacher Training and Information and Communication Technologies at University of Magallanes-Chilean Patagonia // Digital Education Review. – 2016. – № 30. – P. 135–146. DOI: http://dx.doi.org/10.1344/der.2016.30.123-134
- Powell C. G., Bodur Y. Teachers’ perceptions of an online professional development experience: Implications for a design and implementation framework // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 77. – P. 19–30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.09.004
- Prenger R., Poortman C. L., Handelzalts A. Factors influencing teachers’ professional development in networked professional learning communities // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 77–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.014
- Quartz K. H., Weinstein R. S., Kaufman G., Levine H., Mehan H., Pollock M., Priselac J. Z., Worrell F. C. University-Partnered New School Designs: Fertile Ground for Research-Practice Partnerships // Educational Researcher. – 2017. – Vol. 46 (3). – P. 143–146. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X17703947
- Tondeur J., Aesaert K., Prestridge S., Consuegra E. A multilevel analysis of what matters in the training of pre-service teacher's ICT competencies // Computers and Education. – 2018. – Vol. 122. – P. 32–42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.03.002
- Turvey K., Hayler M.Collaboration and personalisation in teacher education; the case of blogging // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 42–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.003
- Tsai Y., Lin C., Hong J., Tai K. The effects of metacognition on online learning interest and continuance to learn with MOOCs // Computers and Education. –2018. – Vol. 121. – P. 18–29. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.02.011
- Xie K., Tosto D., Chen G. S., Vongkulluksn W. V. A systematic review of design and technology components of educational digital resources // Computers and Education. – 2018. – Vol. 127. – P. 90–106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.011
- Zuiker S. J., Ang D. Virtual environments and the ongoing work of becoming a Singapore teacher // The Internet and Higher Education. – 2011. – Vol. 14 (1). – P. 34–43. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2010.05.006
- Абыкенова Д. Б., Асаинова А. Ж. Проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности магистранта как будущего научно-педагогического работника: опыт Казахстана // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 34–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28416055
- Атанасян С. Л. Особенности информатизации образовательной деятельности в педагогических вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2009. – № 2. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12293090
- Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 32–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413084
- Кузнецов А. А., Суворова Т. Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 94–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25654677
- Лапчик М. П. ИКТ-компетентность бакалавров образования // Информатика и образование. – 2012. – № 2 (231). – С. 29–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17760900
- Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова С. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4 – С. 26–39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962680