Психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов
Проблема и цель. В центре внимания авторов проблема смыслопонимания медиатекста в условиях развивающейся информационной культуры. Цель статьи – определить психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов.
Методология. Исследование проведено на базе комплекса теоретических подходов и эмпирических методов, которые позволили выявить психолого-педагогические основы развития речевой культуры студентов в процессе порождения медиатекста и определить методы её развития при обучении спичрайтингу. Методология исследования строится на психолого-педагогических и психолингвистических подходах, в рамках которых осмыслена структура речевой деятельности, роль воображения в речевом процессе. Основным в оценке эффективности предложенных принципов и методов стал метод вычисления коэффициента взаимосвязанности элементов текста.
Результаты. Авторами предложено концептуально новое видение цели обучения спичрайтингу в контексте идеи смыслопонимания медиатекста и установлена необходимость формирования целевого, предметного и операционального компонентов спичрайтинга как вида медийного текста. Эти положения стали базовыми для выявления психолого-педагогических принципов развития речевой культуры в современной информационной среде. Их внедрение в образовательный процесс доказало результативность деятельностного подхода к обучению и постижению смыслов в ситуациях совместной продуктивной и творческой деятельности.
Заключение. Авторами определяются психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов (speechwriting).
медиатекст; спичрайтинг; PR-текст; информационная культура; речевая культура; смыслопонимание.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191461
Процентиль актуальности SciVal: 86.956 Visual-World Paradigm | Language Comprehension | Psycholinguistics
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065968313&origin=...
- Benitez-Burraco A., Boeckx C. Possible Functional Links Among Brain- And Skull-Related Genes Selected in Modern Humans // Frontiers in Psychology. – 2015. – Vol. 6. – P. 794. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00794
- Bruss K. S. Ghosting Authenticity: Characterization in Corporate Speechwriting // Journal of Business and Technical Communication. – 2011. – Vol. 25, Issue 2. – P. 159–183. DOI: https://doi.org/10.1177/1050651910389147
- Evans G. A. L., Ralph M. A. L., Woollams A. M. Seeing the Meaning: Top-Down Effects on Letter Identification // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – Р. 322. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00322
- Geraths C., Kennerly M. Pinvention: Updating Commonplace Books for the Digital Age // Communication Teacher. – 2015. – Vol. 29, Issue 3. – P. 166–172. DOI: https://doi.org/10.1080/17404622.2015.1028555
- Goldzwig S. R. The Anti-Intellectual Presidency: The Decline of Presidential Rhetoric from George Washington to George W. Bush (review) // Rhetoric & Public Affairs. – 2010. – Vol. 13, Issue 1. – P. 145–148. DOI: https://doi.org/10.1353/rap.0.0129
- Guerra E., Knoeferle P. Semantic Interference and Facilitation: Understanding the Integration of Spatial Distance and Conceptual Similarity During Sentence Reading // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – Р. 718. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00718
- Johnson T. B., Rabin K. PR faculty: What are their qualifications? // Public Relations Review. – 1977. – Vol. 3, Issue 1. – P. 38–48. DOI: https://doi.org/10.1016/S0363-8111(77)80017-9
- King C. M. The write stuff: teaching the introductory public relations writing course // Public Relations Review. – 2001. – Vol. 27, Issue 1. – P. 27–46. DOI: https://doi.org/10.1016/S0363-8111(01)00068-6
- Leuprecht C., Skillicorn D. B. Incumbency Effects in U.S. Presidential Campaigns: Language Patterns Matter // Electoral Studies. – 2016. – Vol. 43. – Р. 95–103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.electstud.2016.05.008
- Limpo T., Alves R. A. Teaching planning or sentence-combining strategies: Effective SRSD interventions at different levels of written composition // Contemporary Educational Psychology. – 2013. – Vol. 38, Issue 4. – P. 328–341. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2013.07.004
- Mosunova L. A. The Formation of the Information Culture of Students in the System of Electronic Education: A Theoretical and Experimental Study // Scientific and Technical Information Processing. – 2018. – Vol. 45, Issue 3. – P. 128–134. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688218030036
- Nykopp M., Marttunen M., Erkens G. Coordinating collaborative writing in an online environment // Journal of Computing in Higher Education. – 2018. – P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-018-9203-3
- O'Gara R. J. Public relations writing and media techniques: Dennis L. Wilcox and Lawrence W. Nolte New York: Longman, 494 pp., 1997 // Public Relations Review. – 1997. – Vol. 23, Issue 4. – P. 411. DOI: https://doi.org/10.1016/S0363-8111(97)90056-4
- Parkinson J., Demecheleer M., Mackay J. Writing like a builder: Acquiring a professional genre in a pedagogical setting // English for Specific Purposes. – 2017. – Vol. 46. – P. 29–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2016.12.003
- Richardson M. Ghosting Politics: Speechwriters, Speechmakers and the (Re)crafting of Identity // Сultural Studies Review. – 2017. – Vol. 23, № 2. – P. 3–17. DOI: http://dx.doi.org/10.5130/csr.v23i2.5472
- Rossette F. Discursive divides and Rhetorical Staging, or the transcending function of oratory // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 108. – P. 48–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.11.002
- Sekerina I. A., Campanelli L., Van Dyke J. A. Using the Visual World Paradigm to Study Retrieval Interference in Spoken Language Comprehension // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – Р. 873. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00873
- Sproule J. M. The Four Minute Men and Early Twentieth-Century Public Speaking Pedagogy // Rhetoric and Public Affairs. – 2010. – Vol. 13, № 2. – Р. 309-321. DOI: https://doi.org/10.1353/rap.0.0143
- Wanna J. Speechwriting for Government in Australia // Australian journal of public administration. – 2011. – Vol. 70, Issue 3. – P. 333–334. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8500.2011.00737_2.x
- Westbury С., Hollis G. Conceptualizing syntactic categories as semantic categories: Unifying part-of-speech identification and semantics using co-occurrence vector averaging // Behavior Research Methods. – 2018. – Р. 1–28. DOI: https://doi.org/10.3758/s13428-018-1118-4
- Yeari M., van den Broek Р. A computational modeling of semantic knowledge in reading comprehension: Integrating the landscape model with latent semantic analysis // Behavior Research Methods. – 2016. – Vol. 48, Issue 3. – Р. 880–896. DOI: https://doi.org/10.3758/s13428-016-0749-6
- Данилова Ю. Ю., Учиров П. С. Концепт ВЛАСТЬ как средство объективации языковой личности спичрайтера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 6 (17). – С. 46–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18018376
- Джалалов С. С., Рудакова И. А. Методы и приёмы обучения смысловому чтению обучающихся в учебнике на ценностносмысловой основе // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10, № 2. – С. 41–51. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2013.2.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20147439
- Дзялошинский И. М. Восприятие и понимание медиатекстов в системе коммуникативной компетентности личности // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2012. – № 3. – С. 12–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22879830
- Земская Ю. Н., Кузнецова Е. А. Спичрайтинг и копирайтинг: филология на службе у интегрированных маркетинговых коммуникаций // Филология и человек. – 2014. – № 4. – С. 137–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22518689
- Ковалева Н. Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. – 2017. – № 1. – С. 9–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28394524
- Месеняшина Л. А. Проблема формирования спичрайтерской компетенции // Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. – № 9 (391). – С. 119–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27470255
- Мосунова Л. А. Подготовка студентов-филологов к структурно-функциональному проектированию сочинения по литературе // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2006. – № 1. – С. 84–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9248370
- Руденко А. М., Котлярова В. В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 134–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29909173
- Федоров А. В. Теоретики медиакультуры зарубежных стран // Медиаобразование. – 2012. – № 3. – С. 127–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17668919
- Федорченко Л. В. Спичрайтинг как форма политического консалтинга в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2012. – № 2. – С. 155–161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18425998
- Хахалева А. Ю. Типологические признаки PR-дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2013. – № 668. – С. 81–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19002515
- Цукерман Г. А., Клещ Н. А. Понимание понятийного текста и владение понятиями // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – С. 19–27. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220302 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898528
- Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 15–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25510936