Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 93–108
УДК: 
159.9.072

Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования

Завьялова И. Ю. 1 (Челябинск, Россия), Солдатова Е. Л. 2 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
2 Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема функционального развития пожилыми людьми своей личности в условиях непрерывного образования взрослых.
Цель статьи – выявить структуру личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования.
Методология. Методологическим основанием работы являются: культурно-историческая концепция Л. С. Выготского; эпигенетическая концепция Э. Э. Эриксона; концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е. Л. Солдатовой. Методики исследования: тест структуры эго-идентичности Е. Л. Солдатовой (в модификации И. Ю. Завьяловой); методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарёвой; методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса–Даймонд в адаптации А. К. Осницкого. Выборка исследования: 306 человек в возрасте от 55 до 82 лет.
Результаты. В статье авторы конкретизировали психологическое содержание феномена эго-интеграции с позиции концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности. В модели эго-интеграции подтверждены значимые связи между автономной идентичностью, самопринятием, принятием других, эмоциональным комфортом, интернальностью в структуре эго интеграции. Эмпирическая модель психологического феномена «эго-интеграция» подтверждает теоретическую модель и гипотезу о значении автономной идентичности в его структуре.
Заключение. Делается вывод о том, что образование в пожилом возрасте может способствовать развитию личности. Определены ключевые направления в содержании образовательных программ, способствующие нормативному проживанию кризиса пожилого возраста и достижению эго-интеграции за счет развития личностных качеств, уточненных в исследуемой модели.

Ключевые слова: 

непрерывное образование; личностная зрелость; идентичность; интеграция; нормативный кризис; образование пожилых людей; модель

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165986

Процентиль актуальности SciVal: 77.435 Deaf | Hearing Impairment | Cochlea Prosthesis

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065098861&origin=...

Structure of personal maturity of older people participating in lifelong educational programs

Библиографическая ссылка:
Завьялова И. Ю., Солдатова Е. Л. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 93–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.06
Список литературы: 
  1. De Koning J., Stathi A., Richards S. Predictors of loneliness and different types of social isolation of rural-living older adults in the United Kingdom // Ageing and Society. – 2017. – Vol. 37 (10). – P. 2012–2043. DOI: https://doi.org/10.1017/S0144686X16000696
  2. Dezutter J., Toussaint L., Leijssen M. Forgiveness, Ego-Integrity, and Depressive Symptoms in Community-Dwelling and Residential Elderly Adults // The Journals of Gerontology: Series B. – 2016. – Vol. 71, Issue 5. – P. 786–797. DOI: https://doi.org/10.1093/geronb/gbu146
  3. Chipps J., Jarvis M. A. Social capital and mental well-being of older people residing in a residential care facility in Durban, South Africa // Aging and Mental Health. – 2016. – Vol. 20, Issue 12. – P. 1264–1270. DOI: https://doi.org/10.1080/13607863.2015.1105196
  4. Кязимов К. Г. Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 3. – C. 79–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36286063
  5. Chua R. L. E., de Guzman A. B. Do You See What I See? Understanding Filipino Elderly's Needs, Benefits, and Expectations from an Adult Continuing Education Program // Educational Gerontology. – 2014. – Vol. 40, Issue 1. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1080/03601277.2012.700810
  6. Hung J.-Y., Lu K.-S. Research on the Healthy Lifestyle Model, Active Ageing, and Loneliness of Senior Learners // Educational Gerontology. – 2014. – Vol. 40, Issue 5. – P. 353–362. DOI: https://doi.org/10.1080/03601277.2013.822200
  7. Dhirathiti N. S., Pichitpatja P. Characteristics and differences of lifelong learning policy implementation for the elderly in Thailand // Educational Research for Policy and Practice. – 2018. – Vol. 17, Issue 1. – P. 53–68. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10671-017-9219-x
  8. Gatti F. M., Brivio E., Galimberti C. “The future is ours too”: A training process to enable the learning perception and increase self-efficacy in the use of tablets in the elderly // Educational Gerontology. – 2017. – Vol. 43, Issue 4. – P. 209–224. DOI: https://doi.org/10.1080/03601277.2017.1279952
  9. von Humboldt S., Monteiro A., Leal I. How do older adults experience intergenerational relationships? Different cultures, ambivalent feelings // Educational Gerontology. – 2018. – Vol. 44, Issue 8. – P. 501–513. DOI: https://doi.org/10.1080/03601277.2018.1520528
  10. Istance D. Learning in Retirement and Old Age: an agenda for the 21st century // European Journal of Education. – 2015. – Vol. 50, Issue 2. – P. 225–238. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ejed.12120
  11. Забелина Н. В. Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе // Инновационная наука. – 2018. – № 3. – С. 96–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32642072
  12. Diaz-Lopez M. D., Aguilar-Parra J. M., Lopez-Liria R., Rocamora-Perez P., Vargas-Munoz M. E., Padilla-Gongora D. Skills for successful ageing in the elderly. Education, well-being and health // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 986–991. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.140
  13. Aroca J. A. S., De Haro A. E., Lopez S. M. D. M. A Estudio sobre una experiencia educativa con mujeres mayores en centros sociales. Implicaciones para el aprendizaje a lo largo de la vida // Revista Complutense de Educación. – 2018. – Vol. 29 (2). – P. 317–334. DOI: http://dx.doi.org/10.5209/RCED.52381
  14. Marcinkiewicz-Wilk A. Older people in the information society // Journal of Education Culture and Society. – 2016. – Vol. 7 (1). – P. 18–31. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs20161.18.31
  15. Fung H. H., Li T., Zhang X., Sit I. M. I., Cheng S.-T., Isaacowitz D. M. Positive Portrayals of Old Age Do Not Always Have Positive Consequences // The Journals of Gerontology: Series B. – 2015. – Vol. 70, Issue 6. – P. 913–924. DOI: https://doi.org/10.1093/geronb/gbu061
  16. Каргина А. Е., Морозова И. С., Сахарчук Н. Ю., Шамовская Т. В. Особенности личностного самоопределения взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 37–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.03
  17. Солдатова Е. Л., Погорелов Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. – 2018. – № 5. – С. 105–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35022002  DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-105-124
  18. Soldatova E. L., Shlyapnikova I. A. Ego-identity in the structure of personality maturity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 86. – P. 283–288. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.565
  19. Syed M., McLean K. C. Understanding identity integration: Theoretical, methodological, and applied issues // Journal of Adolescence. – 2016. – Vol. 47. – P. 109–118. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.adolescence.2015.09.005
  20. Blix B. H., Hamran T., Normann H. K. Roads not taken: A narrative positioning analysis of older adults' stories about missed opportunities // Journal of Aging Studies. – 2015. – Vol. 35. – P. 169–177. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jaging.2015.08.009
  21. Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 74–84 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19104459
  22. Dockendorff D. C. T. Healthy Ways of Coping With Losses Related to the Aging Process // Educational Gerontology. – 2014. – Vol. 40, Issue 5. – P. 363–384. DOI: https://doi.org/10.1080/03601277.2013.822203
  23. Ramírez-Fernández E., Ortega-Martínez A. R., Martos-Montes R. Strengths in the elderly as a factor that increases wellbeing // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. – 2015. – Vol. 5 (2). – P. 187–195. DOI: https://doi.org/10.30552/ejihpe.v5i2.111
  24. Kahlbaugh P., Huffman L. Personality, Emotional Qualities of Leisure, and Subjective Well-Being in the Elderly // The International Journal of Aging and Human Development. – 2017. – Vol. 85 (2). – P. 164–184. DOI: https://doi.org/10.1177/0091415016685329
  25. Perez-Fuentes M. D., Linares J. J. G., Jurado M. D. M., Martinez A., Martin A. B. B., Marquez M. D. S. Inteligencia emocional y salud en el envejecimiento: beneficios del programa PECI-PM // Actualidades en Psicología. – 2016. – Vol. 30, № 121. – P. 11–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15517/ap.v30i121.24048
  26. Wiesmann U., Ballas I., Hannich H. J. Sense of Coherence, Time Perspective and Positive Aging // Journal of Happiness Studies. – 2018. – Vol. 19, Issue 3. – P. 817–839. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10902-017-9850-5
  27. de Frias C. M., Whyne E. Stress on health-related quality of life in older adults: the protective nature of mindfulness // Aging & Mental Health. – 2015. – Vol. 19, Issue 3. – P. 201–206. DOI: https://doi.org/10.1080/13607863.2014.924090
  28. Завьялова И. Ю. Модификация методики диагностики статусов эго-идентичности личности для пожилых людей // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2016. – № 6. – С. 98–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26384589
  29. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17315991
Дата публикации 28.02.2019