Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 157–170
УДК: 
159.922+159.922.7/8

Факторная структура раннего материнского копинга с позиции разноуровневого психосоциального развития ребенка

Корытова Г. С. 1 (Томск, Россия), Корытова А. И. 1 (Томск, Россия), Еремина Ю. А. 2 (Томск, Россия)
1 Томский государственный педагогический университет
2 Областное государственное учреждение здравоохранения "Областная детская больница" г. Томска
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема систематизированных представлений об особенностях копинг-поведения матери, воспитывающей ребенка раннего возраста. Цель статьи – определение факторной структуры раннего материнского копинга с позиции разноуровневого психосоциального развития ребенка.
Методология. Методологической основой изучения копинг-поведения матерей стало сочетание позиций интегративного, а также современного отечественного субъектного подходов к изучению копинг-поведения. В ходе исследования были задействованы эмпирические методы, в том числе психологическое тестирование, диагностическая беседа. Обработка полученных данных осуществлялась посредством процедур математико-статистического анализа – описательной статистики, факторного анализа (метод главных компонент с нормализованным квартимакс-вращением).
Результаты. Обосновано, что материнство на ранних его этапах предъявляет особые требования к ресурсам совладающего со стрессом поведения (копинга) женщин. Приводится обоснование структурной принадлежности материнского выгорания системе раннего материнского копинга. Полученные посредством процедуры факторизации результаты статистически достоверно продемонстрировали наличие системы объясняющих устойчивых факторов, отражающих в зависимости от уровня психосоциального развития ребенка структуру раннего материнского копинга. Авторами сформировано эмпирически обоснованное представление о типах копинг-поведения матерей, занятых воспитанием детей раннего возраста.
Заключение. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что матери, воспитывающие детей раннего возраста с разным уровнем психосоциального развития, имеют различную структурно-содержательную организацию раннего материнского копинга.

Ключевые слова: 

совладание; копинг-поведение; ранний материнский копинг; родительское выгорание, материнское выгорание; ребенок раннего возраста; уровень психосоциального развития.

URL WoS/RSCI:  https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165990

Процентиль актуальности SciVal: 79.452 Parenting | Self-Efficacy | Infant Care

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065077823&origin=...

Factor structure of early maternal coping in terms of different levels of child psychosocial development

Библиографическая ссылка:
Корытова Г. С., Корытова А. И., Еремина Ю. А. Факторная структура раннего материнского копинга с позиции разноуровневого психосоциального развития ребенка // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 157–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.10
Список литературы: 
  1. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. – 309 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19406526
  2. Куфтяк Е. В. Психология семьи: регуляция и защита: монография. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2011. – 384 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20115823
  3. Feurer C., Hammen C. L., Gibb B. E. Chronic and Episodic Stress in Children of Depressed Mothers // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2016. – Vol. 45, Issue 3. – P. 270–278. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2014.963859
  4. Базалева Л. А., Смирнова А. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей // European Social Science Journal. – 2014. – № 2-1. – С. 378–384. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21343828
  5. Базалева Л. А. Содержательная характеристика материнских нагрузок в отношениях с детьми // Человек. Искусство. Вселенная. – 2017. – № 1. – С. 228–234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30755541
  6. Lebert-Charron A., Dorard G., Boujur E., Wendland J. Maternal burnout syndrome: contextual and psychological associated factors // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – P. 885. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00885
  7. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика: монография. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. – 159 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20113509
  8. Roskam I., Raes M.-E., Mikolajczak M. Exhausted parents: development and preliminary validation of the parental burnout inventory // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – P. 163. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00163
  9. Mikolajczak M., Brianda M., Avalosse H., Roskam I. Consequences of parental burnout: Its specific effect on child neglect and violence // Child abuse and neglect. – 2018. – Vol. 80. – P. 134–145. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.03.025
  10. Mikolajczak M., Raes M.-E., Avalosse H., Roskam I. Exhausted parents: Sociodemographic, child-related, parent-related, parenting and family functioning correlates of parental burnout // Journal of Child and Family Studies. – 2018. – Vol. 27 (2). – P. 602–614. DOI https://doi.org/10.1007/s10826-017-0892-4
  11. Mouton B., Roskam I. Confident mothers, easier Children: a quasi-experimental manipulation of mothers’ self-efficacy // Journal of Child and Family Studies. – 2015. – Vol. 24 (8). – P. 2485–2495. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-014-0051-0
  12. Nayak S., Shetty P. K. A study on challenges faced by mothers and the coping strategies adopted by them during the postpartum period // Journal of South Asian Feder Obst Gynae. – 2017. – Vol. 9 (4). – P. 348–355. DOI: https://doi.org/10.5005/jp-journals-10006-1527
  13. Compas B. E., Jaser S. S., Dunbar J. P., Watson K. H., Bettis A. H., Gruhn M. A., Williams  E.  K. Coping and emotion regulation from childhood to early adulthood: points of convergence and divergence // Australian Journal of Psychology. – 2014. – Vol. 66 (2). – P. 71–81. DOI: https://doi.org/10.1111/ajpy.12043 
  14. Корытова Г. С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 13–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21138885
  15. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5. – С. 175–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19072493
  16. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 29–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10440722
  17. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23199548
  18. Еремина Ю. А. Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного года до трех лет // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 2. – С. 37–47. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-2-37-47
  19. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Факторная структура копинг-поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста с нормативным уровнем психосоциального развития // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65. – С. 22–39. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/65/2
  20. Amirkhan J. H. A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indication // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 59 (5). – P. 1066–1074. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066
  21. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы: монография. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 61 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20108405
  22. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса: монография. – М.: Питер, 2009. – 329 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20099382
  23. Маленова А. Ю., Боровикова А. В. Влияние эмоциональных состояний на удовлетворенность браком и копинг-поведение супругов в период раннего родительства // Вестник Омского университета. Серия: Психология – 2008. – № 2. – С. 32–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21545767
  24. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29057144
Дата публикации 28.02.2019