Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 215–233
УДК: 
373

Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования

Черникова Е. Г. 1 (Челябинск, Россия), Пташко Т. Г. 1 (Челябинск, Россия), Перебейнос А. Е. 1 (Челябинск, Россия), Сиврикова Н. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме исследования личностных ценностей современных подростков, формирующихся в условиях современной среды российского общества. Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей личностных ценностей подростков малого и большого городов и рисков в процессе их формирования.
Методология. Методологическую основу исследования составили: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Исследование особенностей личностных ценностей подростков большого и малого городов проводилось по анкете, разработанной Е. Г. Черниковой. Для математической обработки результатов исследования применялся точный критерий Фишера. Выборку составили 192 подростка 8–9-х классов г. Челябинска и г. Пласт Челябинской области.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей. Они ценят и стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они прагматичны и эгоистичны, недостаточно внимания уделяют своему здоровью, в структуре их свободного времени первое место занимает общение в Интернете.

Выявлены достоверные различия в личностных ценностях подростков малого и большого городов. Подростки малого города больше ориентированы на спорт и меньше проводят времени в Интернете. Среди них больше тех, кто заинтересован в продолжении получения образования для реализации своих планов. Среди качеств, помогающих достичь жизненных целей, они ценят доброту, искренность, уверенность. Подростки из большого города больше времени проводят в виртуальном пространстве и менее активны в реальной жизни. Среди них меньше тех, кто читает художественную литературу и занимается спортом. Придавая значимость таким качествам, как общительность и ответственность, подростки большого города более уверены в достижении целей, в том числе в получении образования, поскольку они имеют в рамках социальной среды больше возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей.
Утверждается, что подростки, не имеющие устойчивой системы личностных ценностей, подвержены влиянию негативных факторов. Раскрыты следующие риски в процессе формирования личностных ценностей подростков: отсутствие идеала, медиавовлеченность, пассивность к чтению художественной литературы.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии особенностей личностных ценностей подростков, которые зависят от социальной среды большого и малого городов. На основе полученных результатов делается вывод о доминантных рисках в процессе формирования личностных ценностей подростков.

Ключевые слова: 

подростки; личностные ценности подростков; медиавовлеченность подростков; идеал; здоровый образ жизни; образование; выбор профессии; качества личности.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191475

Процентиль актуальности SciVal: 99.775 Social Networking Sites | Facebook | Instagram

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065976950&origin=...

Adolescents' personal values in towns and cities and risks in their development

Библиографическая ссылка:
Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 215–233. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15
Список литературы: 
  1. Барьядаева В. А. К вопросу о ценностях и их классификация // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 6. – С. 84–88 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12953407
  2. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – C. 63–70. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220307 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898533
  3. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 2 (10). – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13922159   
  4. Дементьева И. Ф. Факторы риска современного детства // Социологические исследования. – 2011. – № 10 (330). – С. 108–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17031024
  5. Закревская О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 655. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22528463  
  6. Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 1. – C. 28–37. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104472
  7. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14, № 3-1 (109). – С. 52–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24391947
  8. Перебейнос А. Е., Пташко Т. Г. Участие учащейся молодежи Урала в общественной, культурной и политической жизни во второй половине XIX – начале XX веков // Новый исторический вестник. – 2018. – № 3 (57). – С. 42–58. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283
  9. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 95–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648
  10. Рикель А. М., Доренская С. В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 4. – С. 205–225. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.4.10  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32468190
  11. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7, № 4 (25). – С. 292–296. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068
  12. Ростовская Т. К. Семья и семейный образ жизни в системе ценностей поколений // Человек в мире культуры. – 2015. – № 2. – С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25220390
  13. Селиванова З. К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. – 2013. – № 8 (352). – С. 80–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20189972
  14. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. – 2016. – № 8. – С.  61–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27261730
  15. Тазов П. Ю. Динамика ценностей российской молодежи 1960–2010 гг. в социокультурном анализе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1435. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25325176
  16. Унру О. В. Экспериментальное исследование системы ценностей подростков в детской общественной организации // Системная психология и социология. – 2015. – № 1 (13). – С. 73–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23875620  
  17. Черникова Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник Челябинского государственного университета. –  2014. – № 4 (333). – С. 169–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682881
  18. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере // Образование и наука. – 2014. – № 10. – С. 76–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22739421
  19. Areepattamannil S., Khine M. S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 73. – Р.  263–272. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2017.03.058
  20. Dahl V. Reducing adolescents' approval of political violence. The social influence of universalistic and immigrant-friendly peers // Zeitschrift fur Psychologie.– 2017. – Vol. 225, Issue 4. – P. 302–312. DOI: http://dx.doi.org/10.1027/2151-2604/a000298
  21. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? Cross-Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles // Journal of Youth and Adolescence. – 2018. – Vol. 47, Issue 4. – P. 760–774. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1
  22. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computer-mediated communication on the health and well-being of early adolescents // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. – 2017. – Vol. 12, Issue 1. – Article: 1335575. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17482631.2017.1335575
  23. Greenhow C., Askari E. Learning and teaching with social network sites: a decade of research in k-12 related education // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 2. – Р.  623–645. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10639-015-9446-9
  24. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. – 2000. – Vol. 65, № 1. – Р. 19–51. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2657288
  25. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple indices of Facebook use and academic performance // Computers in Human Behavior. – 2012. – Vol. 28, Issue  1. – P. 187–198. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2011.08.026
  26. Khan M. L., Wohn D. Y., Ellison N. B. Actual friends matter: An internet skills perspective on teens' informal academic collaboration on Facebook // Computers and Education. – 2014. – Vol.  79. – P. 138–147. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.001
  27. Manca S., Ranieri M. Is it a tool suitable for learning? A critical review of the literature on Facebook as a technology-enhanced learning environment // Journal of Computer Assisted Learning. – 2013. – Vol. 29, Issue 6. – P. 487–504. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12007
  28. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – P.  1981. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/FPSYG.2017.01981
  29. Naeemi S., Tamam E. The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13–16 // Child Indicators Research. – 2017. – Vol. 10, Issue 4. – P. 1095–1106. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12187-016-9438-3
  30. Obersta U., Renau V., Chamarro A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 60. – Р. 559–564. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.085
  31. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social Development. – 2017. – Vol. 26, Issue 4. – P. 846–859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230
  32. Scott D. A., Valley B., Simecka B. A. Mental Health Concerns in the Digital Age // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2017. – Vol. 15, Issue 3. – P. 604–613. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11469-016-9684-0
  33. Vasbo K. B., Silseth K., Erstad O. Being a Learner Using Social Media in School: The Case of Space2cre8 // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2014. – Vol. 58, Issue 1. – Р. 110–126. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00313831.2013.773555
Дата публикации 30.04.2019