Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 185–199
УДК: 
378

Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании

Кочетков М. В. 1 (Москва; Саяногорск, Россия), Носков М. Ф. 2 (Саяногорск, Россия)
1 Московский педагогический государственный университет; Саяно-Шушенский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»
2 Саяно-Шушенский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. В исследовании раскрывается актуальная проблема развития образования в соответствии с инновационными вызовами времени. Цель статьи – определить критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании.
Методология. Основывается на социокультурном подходе, предполагающем отношение к образованию как к опережающему, прогнозирующему институту развития общества, что в контексте тематики исследования обусловлено согласованностью педагогической дефиниции «инновация» с теми смысловыми акцентами данной категории, которые характерны для её употребления в концептуальных документах развития страны.
Результаты. В контексте мировых социокультурных тенденций эксплицировано наиболее общее определение инновации – как всего нового и эффективного в аспекте сохранения и развития антропологического потенциала. Для сферы образования предложено ориентироваться на более узкое понимание инноватики в соответствии с теми социальными и технологическими задачами, которые фигурируют в концептуальных документах развития российского общества. Ещё два критерия заключаются в эффективности и существенной новизне педагогического новшества. Для иллюстрации теоретических выводов на примере авторского «нетрадиционного» подхода к обучению (в западном варианте наиболее близкой является технология «перевёрнутый класс») раскрыты признаки инновационного обучения.
Заключение. Определены критерии педагогической инновации в контексте российской инновационно-ориентированной социокультурной реальности. Они состоят в методической новизне, образовательной эффективности и соответствии задачам «прорыва» в развитии российского государства. В аспекте мировых тенденций понимания категории «инновация» в отечественных педагогических исследованиях рекомендовано применять термины «новация», «новаторство», «новшество», «творение».

Ключевые слова: 

перевёрнутое обучение; нетрадиционное обучение; практическое занятие; смешанное обучение; инновация; творчество

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071420779&origin=...

Flipped classroom technology in engineering education: Criteria of educational innovation

Библиографическая ссылка:
Кочетков М. В., Носков М. Ф. Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 185–199. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.11
Список литературы: 
  1. Зеер Э. Ф., Новосёлов С. А., Сыманюк Э. Э. Институциональный подход к инновациям в образовании // Инновации в образовании. – 2010. – № 1. – C. 52–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12996488
  2. Зеер Э. Ф., Новосёлов С. А., Сыманюк Э. Э. Инновации как форма интеграции педагогической науки и образовательной практики // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 155–163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16441681
  3. Домрачева С. А. К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях // Вестник Марийского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 97–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20340040
  4. Воейкова О. Б., Лячин В. И. Категориальное определение инновационного пространства // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.  Ф.  Решетнева. – 2015. – Т. 16, № 4. – С. 1014–1021. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25109533
  5. Linton J. Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation // Foresight and STI Governance. – 2018. – Vol. 12, № 3. – P. 6–12. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12
  6. Luttenberger S., Macher D., Maidl V., Rominger C., Aydin N., Paechter M. Different patterns of university students' integration of lecture podcasts, learning materials, and lecture attendance in a psychology course // Education and Information Technologies. – 2018. – Vol. 23, Issue 1. – Р. 165–178. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10639-017-9592-3
  7. Inzelt A., Csonka L. The Approach of the Business Sector to Responsible Research and Innovation (RRI) // Foresight and STI Governance. – 2017. – Vol. 11, № 4. – P. 63–73. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.63.73  
  8. Havas A. Social and Business Innovations: Are Common Measurement Approaches Possible? // Foresight and STI Governance. – 2016. – Vol. 10, № 2. – P. 58–80. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.58.80
  9. Zemtsov S., Muradov A., Wade I., Barinova V. Determinants of regional innovation in Russia: Are People or Capital More Important? // Foresight and STI Governance. – 2016. – Vol. 10, № 2. – P. 29–42. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.29.42
  10. Сухомлин В. А. Полная победа инноваций над российским образованием // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2009. – № 1. – С. 16–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12157592
  11. Наговицын Р. С., Замолоцких Е. Г., Рассолова Е. А., Фарниева М. Г., Оборотова С. А. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35223272
  12. Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. – 2016. – № 1 (5). – С. 6–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25864138
  13. Darren P. M. C. , Brady-Van den Bos М. Too much, too soon? A critical investigation into factors that make Flipped Classrooms effective // Higher Education Research and Development. – 2018. – Vol. 37, Issue 4. – Р. 683–697. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2018.1455642
  14. Тихонова Н. В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 2 (127). – С. 74–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32768839
  15. Леган М. В. Организация и оценка качества смешанного обучения магистрантов по модели «перевернутый класс» // Качество. Инновации. Образование. – 2017. – № 3 (142). – С. 9–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29457869
  16. Алтыникова Н. В., Герасёв А. Д., Ряписов Н. А., Майер Б. О., Гижицкая С. А. Новосибирский государственный педагогический университет: курс на инновации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (11). – С. 5–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18832050
  17. Schaeffer P. R., Fischer B., Queiroz S. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems // Foresight and STI Governance. – 2018. – Vol. 12, № 2. – P. 50–61. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2018.2.50.61
  18. Kergroach S. Industry 4.0: New Challenges and Opportunities for the Labour Market // Foresight and STI Governance. – 2017. – Vol. 11, № 4. – P. 6–8. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.6.8
  19. Brookhart S. M., Guskey T. R., Bowers A. J., McMillan J. H., Smith J. K., Smith L. F., Stevens M. T., Welsh M. E. A Century of Grading Research: Meaning and Value in the Most Common Educational Measure // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 4. – Р. 803–848. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0034654316672069
  20. Khan R. How frugal innovation promotes social sustainability // Sustainability. – 2016. – Vol. 8, Issue 10. – Р. 1034. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su8101034
  21. Латуха О. А. Обучение менеджменту устойчивого развития руководителей организации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 225–236. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.16 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35223290
  22. Мельникова О. Ю., Жигадло А. П. Экологическая компетентность бакалавров социально-экономического профиля в контексте принципов образования для устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 139–153. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35223284
  23. Anra Y., Yamin M. Relationships between Lecturer Performance, Organizational Culture, Leadership, and Achievement Motivation // Foresight and STI Governance. – 2017. – Vol. 11, № 2. – P. 92–97. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2017.2.92.97
  24. Eghbal F., Hoveida R., Seyadat S. S., Samavatyan H., Yarmohammadian M. H. The Effect of Talent Management Process on the Research Performance of Faculty Members with the Mediating Role of Organizational Justice // Foresight and STI Governance. – 2017. – Vol. 11, № 2. – P. 83–91. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/2500-2597.2017.2.83.91
  25. Кочетков М. В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента: монография. – М.: РАО, 2004. – 264 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19911408
  26. Кочетков М. В. Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности: монография. – Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2013. – 289 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24061459
  27. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2 (91). – С. 237–247. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35161764
  28. McLaughlin J. E., Roth M. T., Glatt D. M., Gharkholonarehe N., Davidson C. A., Griffin L. M., Esserman D. A., Mumper R. J. The flipped classroom: A course redesign to foster learning and engagement in a health professions school // Academic Medicine. – 2014. – Vol. 89, Issue 2. – P. 236–243. DOI: http://dx.doi.org/10.1097/ACM.0000000000000086
  29. Zupon K. Flipped Classrooms and Student Achievement // Culminating Projects in Information Media. – 2017. – Vol. 13. URL: http://repository.stcloudstate.edu/im_etds/13
Дата публикации 30.06.2019