Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 188–206
УДК: 
34:378

Особенности российского правового образования в контексте социокультурной эволюции прав человека

Краснова Н. Н. 1 (Горно-Алтайск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Горно-Алтайский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Автором исследуется проблема формирования правового образования в современных условиях социокультурного развития общества. Цель статьи: определить особенности российского правового образования в контексте социокультурной эволюции прав человека.
Методология. Применены методы теоретического анализа социально-педагогической и социально-правовой литературы, сравнительно-правовой метод, метод экстраполяции научных результатов в сферу правового образования. Методологическую основу исследования составили принцип развития, системный подход.
Результаты. Автором исследовано правовое образование разных стран, в том числе российское в контексте социокультурной эволюции прав человека. Выявлено, что правовое образование заключает в себе и универсальные международные принципы прав человека, и социокультурную специфику их проявления в конкретной стране. Автором обоснована необходимость российского социокультурного подхода к пониманию прав человека, в том числе, в виде Северо-Евразийской Декларации прав человека и народов. В истории выделены четыре основные этапа эволюции проблемы прав человека: 1) человек в праве; 2) человек как субъект права; 3) права́ человека; 4) права́ человека и право-обязанное, свободо-ответственное поведение человека в обществе. В российском правовом образовании следует переходить от третьего к четвертому этапу эволюции прав человека. Автором отмечается, что в отечественном образовании необходим поиск баланса универсального, социокультурного и историко-эволюционного подходов в преподавании общеправовых дисциплин у подростков и молодежи.
Заключение. Автором обобщаются главные особенности российского правового образования в контексте социокультурной эволюции прав человека.

Ключевые слова: 

права человека; общее правовое образование; права человека в образовании; эволюция прав человека; этапы эволюции; универсализм прав человека; социокультурная специфика.

URL WoS/RSCI:  https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165992

Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065090007&origin=...

Special features of Russian legal education in terms of the evolution of human rights

Библиографическая ссылка:
Краснова Н. Н. Особенности российского правового образования в контексте социокультурной эволюции прав человека // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 188–206. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.12
Список литературы: 
  1. Baxi U. Human Rights in a Posthuman World: Critical Essays. – New Delhi: Oxford University Press, 2012. – xvi. – 249 р. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198061762.001.0001
  2. Cole W. M. Too much of a good thing? Economic growth and human rights, 1960 to 2010 // Social Science Research. – 2017. – Vol. 67. – P. 72–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.08.002
  3. Davis H. Human rights law. Ed Howard Davis. – Oxford: Oxford University Press, 2013. – 523 p. URL: https://global.oup.com/academic/product/human-rights-law-directions-9780198765882? lang=en&cc=cz
  4. Gopalan S., Paris M-L. Small Goes Global: The Internationalisation of Legal Education in Ireland // Jamin C., van Caenegem W. (eds) The Internationalisation of Legal Education. (Ius Comparatum – Global Studies in Comparative Law). – vol 19. – Cham: Springer, 2016. – P. 155–173. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-319-29125-3_9  
  5. Grigonis S. EU in the face of migrant crisis: Reasons for ineffective human rights protection // International Comparative Jurisprudence. – 2016. – Vol. 2, Issue 2. – P. 93–98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.icj.2017.01.003
  6. Malle S. Russia and China in the 21st century. Moving towards cooperative behavior // Journal of Eurasian Studies. – 2017. – Vol. 8 (2). – P. 136–150. DOI: https://doi.org/10.1016/j.euras.2017.02.003  
  7. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol. 11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
  8. Smith R. K. M. Texts and Materials on International Human Rights. – New York: Routledge, 2013. – 576 р. URL: https://www.routledge.com/Texts-and-Materials-on-International-Human-Rights-3rd-Edition/Smith/p/book/9780415621908
  9. Zheng W., Muir D. Embracing leadership: a multi-faceted model of leader identity development // Leadership and Organization Development Journal. – 2015. – Vol. 36 (6). – P. 630–656. DOI: https://doi.org/10.1108/LODJ-10-2013-0138
  10. Ан С. А., Наливайко Н. В, Панарин В. И., Паршиков В. И, Ушакова Е. В.Новые горизонты философии образования в анализе проблем управления образованием в условиях глобализирующегося мира // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – № 4. – С. 1364–1372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32465199 DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20170405
  11. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. – № 6. – С. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17261097
  12. Багдасаров В. Ю. Русская правовая мысль и теория правотворчества: прошлое и современность: монография. – Ставрополь: Тэсэра, 2014. – 128 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23122143
  13. Бусурманов Ж. Д. Евразийская декларация прав человека и народов – поиск разрешения межцивилизационных противоречий XXI века // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2015. – № 3. – С. 382–388. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24075978
  14. Замятина О. Н. Правовая культура как вид социальной культуры в системе высшего образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 134. – С. 125–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32388559
  15. Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация: Устои и перспективы: монография. – Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2010. – 133 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=19670597
  16. Искакова Г. К. Социокультурный контекст прав человека: диалог культур «Восток-Запад» // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2008. – № 4. – С. 36–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11686546
  17. Карташкин В. А. Универсализация прав человека и традиционные ценности человечества // Современное право. – 2012. – № 8. – С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17936047
  18. Мусаев М. А. Правовой гуманизм и его формы // Юридическая наука: история и современность. – 2016. – № 4. – С. 24–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26484682
  19. Орлова О. В. Политико-правовая самореализация личности в гражданском обществе // Образование и право. – 2017. – № 12. – С. 57–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32286499
  20. Павленко Е. М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека // Российское государствоведение. – 2016. – № 2. – С. 15–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26538923
  21. Паршиков В. И., Табакаев Ю. В., Краснова Н. Н., Кузьменко К. А. Системно-диалектический анализ отношений человека и общества в условиях переходности с позиций управления, права и образования // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – № 4. – С. 1373–1379. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32465200 DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20170406  
  22. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634
  23. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Права человека как ценность развития личности в обществе знания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 80–91. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.06 
  24. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Формирование правовой культуры личности в обществе знания: концептуальные основания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 73–86. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.05
  25. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
  26. Пфаненштиль И. А. Геополитические аспекты глобализации в контексте цивилизационных перспектив человечества // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – № 1. – С. 40–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25781489  DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20160106
  27. Третьяков А. Л. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодежи // Управленческое консультирование. – 2016. – № 7. – С. 128–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26630302
Дата публикации 28.02.2019