Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 169–184
УДК: 
378.01+316.74

Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда

Микиденко Н. Л. 1 (Новосибирск, Россия), Сторожева С. П. 1 (Новосибирск, Россия), Харламов А. В. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Сибирский государственный университете телекоммуникаций и информатики
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования востребованных знаний, навыков и личностных качеств выпускников инженерных образовательных вузов для инновационных отраслей экономики. Цель исследования – выявить особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях совре-менного рынка труда.
Методология. Исследование основано на теории компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Позиции студентов по вопросам о компетенциях, востребованных рынком труда, и приоритетов компетенций, формируемых во время учебы в вузе, выявлены на основании проведенного авторами анкетного опроса студентов-бакалавров отраслевого университета. При интерпретации результатов использованы методы описания, сравнения, классификации и интерпретации данных.
Результаты. Выявлены представления студентов о сформированности их профессиональных компетенций и готовности к профессиональной деятельности, выявлены мнения студентов о ключевых компетенциях специалиста-инженера, проведено сравнение позиций студентов с мнениями работодателей. Показано, что для обучающихся сохраняется представление о профессиональных компетенциях как более востребованных на рынке труда, в то время как работодатели переносят акценты на компетенции самоорганизации, критического мышления, коммуникабельности и креативности и способности к непрерывному образованию. Поэтому при формировании образовательных программ требуется дальнейшее согласование взаимных ожиданий рынка труда и образовательных субъектов.
Заключение. Авторами обобщаются особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: 

инженерное образование; компетентностный подход; профессиональные компетенции; общекультурные компетенции; компетенции инженерного образования; рынок труда; отрасль связи и телекоммуникаций

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071442698&origin=...

The competence-based model of higher engineering education: Features of implementation in the modern labor market

Библиографическая ссылка:
Микиденко Н. Л., Сторожева С. П., Харламов А. В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 169–184. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.10
Список литературы: 
  1. Артемьева В. А., Веселова Е. К., Дворецкая М. Я., Коржова Е. Ю. Социальная ответственность и инновационность личности студентов с опытом и без опыта работы по специальности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433779
  2. Вишневский Ю. Р., Боронина Л. Н., Банникова Л. Н. Инженерное образование и воспроизводство инженерных кадров: практика и актуальные проблемы // Инженерное образование. – 2017. – № 21. – С. 18–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29988086
  3. Банникова Л. Н., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р. Реализация новых моделей в подготовке инженеров-исследователей: социологический анализ // Высшее образование в России. – 2016. – № 11. – С. 88–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27330105
  4. Бондырева И. Б. Особенности инженерного труда // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 1 (27). – С. 18–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25895339
  5. Боронина Л. Н., Банникова Л. Н., Балясов А. А. Особенности и противоречия формирования профессионального потенциала будущих инженеров в контексте инновационного развития региональной экономики // Качество. Инновации. Образование. – 2018. – № 5 (156). – С. 20–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36498596
  6. Брусакова И. А. Профессиональные компетенции инновационного инженера // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2016. – Т. 1. – С. 84–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26530177
  7. Бурганова Н. Т. Профессиональные компетенции инженера // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2016. – № 3 (70). – С. 42–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26687631
  8. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю., Дидковская Я. В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 152–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32361920
  9. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. – 2018. – № 9 (413). – С. 40–48. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957-5  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367657
  10. Зотов В. В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе // Вестник Тамбовского университета. Серия: общественные науки. – 2017. – Т. 3, № 2 (10). – С. 28–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29273645
  11. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 54–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32361915
  12. Маркеева А. В. Социальные последствия развития Интернета вещей (IOT) // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2016. – Т. 12, № 2. – С. 236–240. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28151046
  13. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. – 2016. – № 6 (386). – С. 102–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26187035
  14. Пальянов А. А., Римская О. Н. Новые компетенции инженера для космической отрасли // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С. 55–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28436627
  15. Рудской А. И., Боровков А. И., Романов П. И., Колосова О. В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 2. – С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32481785
  16. Юшко Ю. В., Галиханов М. Ф., Кондратьев В. В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 1. – С. 65–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36826099
  17. Aginako-Arri Z., Garmendia-Mujika M., Bezanilla-Albisua M. J., Solaberrieta-Mendez E. Professional skills development in engineering education at the university of the Basque country: problem or project based on learning? // DYNA. – 2019. – Vol. 94. – P. 22–25. DOI: http://dx.doi.org/10.6036/8720
  18. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. – 1962. – Vol. 70, № 5, Part 2. – Р. 9–49. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/258724
  19. Borrego M., Douglas E. P., Amelink C. T. Quantitative, qualitative, and mixed research methods in engineering education // Journal of Engineering Education. – 2009. – Vol. 98, Issue 1. – P. 53–66. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/j.2168-9830.2009.tb01005.x
  20. Božić M., Čizmić S., Šumarac-Pavlović A., Escalas-Tramullas M. T. Problem-based learning in telecommunications: internship-like course bridging the gap between the classroom and industry // International journal of electrical engineering and education. – 2014. – Vol. 51, Issue 2. – P. 110–120. DOI: http://dx.doi.org/10.7227/IJEEE.51.2.3 
  21. Felgueiras M.C., Rocha J.S., Caetano N. Engineeringeducation towards sustainability // Energy Procedia. – 2017. – Vol. 136. – P. 414-417. DOI: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2017.10.266
  22. Laar E. van, Deursen A. J. A. M. van, Dijk J. A. G. M. van, Haan J. de. 21st-century digital skills instrument aimed at working professionals: Conceptual development and empirical validation // Telematics and Informatics. – 2018. – Vol. 35, Issue 8. – P. 2184-2200. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.08.006
  23. Nyemba W.R., Carter K.F., Mbohwa Ch., Chinguwa S. A systems thinking approach to collaborations for capacity building and sustainability in engineering education // Procedia Manufacturing. – 2019. – Vol. 33. – P. 732–739. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.04.092
  24. Pei-Li Yu, Shih-Chieh Fang, Yu-Lin Wang. Improving IT professionals job skillsdevelopment: The use of management styles and individual cultural value orientation // Asia Pacific Management Review. – 2016. – Vol. 21, Issue 2. – P. 63–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2015.07.002
  25. Prince M. J., Felder R. M. Inductive teaching and learning methods: Definitions, comparisons, and research bases // Journal of engineering education. – 2006. – Vol. 95, Issue 2. – P. 123–138. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2006.tb00884.x  
  26. Rampasso I. S., Anholon R., Silva D., Cooper Ordoñez R. E., Santa-Eulália L. A. An analysis of the difficulties associated to sustainability insertion in engineering education: Examples from HEIs in Brazil // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 193. – P. 363–371. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.05.079
  27. Tejedor G., Segalàs J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sustainability: How discourses are approached in engineering education // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 175. – P. 29–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.11.085
  28. Warnock J. N., Mohammadi-Aragh M. J. Case study: use of problem-based learning to develop students' technical and professional skills // European Journal of Engineering Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 2. – P. 142–153. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03043797.2015.1040739     
Дата публикации 30.06.2019