Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 200–221
УДК: 
378+37.08+314

Факторы и тренды развития инновационных процессов в высших учебных заведениях в условиях международной экономической интеграции

Искакова А. Б. 1 (Алматы, Казахстан), Нурумжанова К. А. 2 (Павлодар, Казахстан), Сенькина Г. Е. 3 (Смоленск, Россия), Козыбай А. К. 1 (Алматы, Казахстан), Джарасова Г. С. 4 (Атырау, Казахстан), Каирбаева А. К. 2 (Павлодар, Казахстан)
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
2 Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
3 Смоленский государственный университет
4 Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема реализации и развития инновационных процессов в вузах в условиях экономической интеграции. Целью исследования является выявление совокупности факторов, влияющих на реализацию инновационных процессов, и формулирование научных трендов, повышающих эффективность развития их в вузах.
Методология. Применялась методология выявления научных проблем на основе анализа и обобщения научных исследований по проблематике исследования, а также факторный анализ, в задачу которого входили отбор, интерпретация и систематизация факторов влияния на инновационные процессы в вузах с применением методов столбиковых диаграмм с использованием программы IBM SPSS Statistics 24 для Windows.
Результаты. Во-первых, выявлена система внешних и внутренних факторов, определяющая современное состояние проблемы внедрения инноваций в вузах в условиях экономической интеграции. Во-вторых, систематизация выявленных факторов позволила сформулировать три преимущественных научных тренда эффективного развития инноваций: 1) ускорение диффузии знаний из сектора вузовской науки в сферу реальной экономики на основе приоритета прикладных исследований и внедрения в учебный процесс инновационных проблемно-ориентированных, проектных образовательных технологий; 2) сближение парадигм функционирования университетов и экономических сфер для институционализации и интеграции экономических и психолого-педагогических закономерностей в современных формах инновационной инфраструктуры; 3) обновление функций и содержания образования в образовательных программах вузов для конверсии знаний и компетенций специалистов в производительную силу технологических инноваций на производстве.
Заключение. В результате исследования доказана необходимость институционализации инновационных процессов в университетах на основе выявленных факторов и трендов, опирающихся не только на экономические закономерности и результаты, как это было ранее, а на интегрированные социально-экономические и психолого-педагогические закономерности и результаты.

Ключевые слова: 

инновации; научные тренды; инновационные технологии; инновационный процесс; инновационная инфраструктура; экономическая интеграция.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538216

Процентиль актуальности SciVal: 99.498 Education For Sustainability | Higher Education Institutions | Sustainability Science and Engineering

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071476578&origin=...

Development of innovation processes in higher education institutions in the context of international economic integration: Factors and trends

Библиографическая ссылка:
Искакова А. Б., Нурумжанова К. А., Сенькина Г. Е., Козыбай А. К., Джарасова Г. С., Каирбаева А. К. Факторы и тренды развития инновационных процессов в высших учебных заведениях в условиях международной экономической интеграции // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 200–221. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.12
Список литературы: 
  1. Реморенко И. М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – С. 54–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16853195 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-3-54-72
  2. Тимиргалиев И. Н. Инновационная деятельность в Республике Казахстан как драйвер экономического роста страны // Экономические науки. – 2018. – № 164. – С. 21–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35682414
  3. Калиш Я. В. Договор о Евразийском экономическом союзе // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. – 2014. – № 12 (299). – С. 15–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22655913
  4. Перепелица Д. Г. Проблемы и перспективы формирования финансовой инфраструктуры общего экономического пространства ЕАЭС // Федерализм. – 2018. – № 1 (89). – С. 159–172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32819279
  5. Федорчук Ю. М. Инвестиционное обеспечение инновационного развития высшего профессионального образования: монография. – Саратов: КУБиК, 2012. – 295 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=24437415
  6. Зеленская Т. В., Соколова Е. Л. Инновационная инфраструктура: функции, уровни и формы // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. – 2012. – № 2 (42). – С. 162–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17911567
  7. Ильин А. С. Мотивация педагога к инновационной деятельности как психолого-педагогическая проблема // Инновации в образовании. – 2012. – № 6. – С. 116–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17732119
  8. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 43–56. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.03
  9. Барр Н. Высшее образование: способы и источники финансирования (пер. с англ. М. Семеновой) // Вопросы образования. – 2005. – № 2. – С. 129–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21849388
  10.  Chernova E., Akhobadze T., Malova A., Saltan A. Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 37–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053449 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-37-82
  11. Плотников Д. А., Плотников А. Н. Инвестирование наукоемких высокотехнологичных предприятий // Гетеромагнитная микроэлектроника. – 2015. – № 18. – С. 102–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24228034
  12. Нуреев Р. М., Симаковский С. А. Сравнительный анализ инновационной активности российских регионов // Terra Economicus. – 2017. – Т. 15, № 1. – С. 130–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28847544
  13. Rybnicek R., Königsgruber R. What makes industry – university collaboration succeed? A systematic review of the literature // Journal of Business Economics. – 2019. – Vol. 89, Issue 2. – P. 221–250. DOI: https://doi.org/10.1007/s11573-018-0916-6
  14. Шиверских М. Р. Взаимодействие предпринимательской и академической культуры в экономике знаний // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 70–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15566225 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2010-4-70-84
  15. Криворучко В. А., Шпигарь Н. Н. Формирование и развитие электронной информационно-образовательной среды и инструментария оценки ИКТ-компетентности педагогических работников вуза // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. – 2017. – № 1 (1). – С. 20–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37077882
  16. Issing L. J., Schaumburg H. Education technology as a key to educational innovation: state of the Art Report from Germany // TechTrends. – 2001. – Vol. 45, Issue 6. – P. 23–28. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02772017
  17. Деброк Л. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного взаимодействия (пер. с англ.) // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – C. 44–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36566165 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-44-59
  18. Минияров В. М., Эстерле А. Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 26–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28341214 DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-26-37
  19. Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 184–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28879314 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-184-206
  20. Ávila L. V., Filho W. L., Brandli L., Macgregor C. J., Molthan-Hill P., Özuyar P. G., Moreira R. M. Barriers to innovation and sustainability at universities around the world // Journal of Cleaner Production. – 2017. – Vol. 164. – P. 1268–1278. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.025
  21. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. – 2014. – № 3 (112). – С. 3–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21398979
  22. Колчина Н. О., Де Мартино М. Маркетинговые инструменты продвижения инноваций в системе высшего образования // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2 (83). – С. 176–187. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.176-187 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100376
  23. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Гуркина О. А., Новикова Е. М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 2. – С. 22–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26376208 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210204
  24. Иванова Р. П. Устойчивое развитие инновационной экономики в условиях активизации интеграционных процессов // Управление устойчивым развитием. – 2018. – № 2 (15). – С. 13–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35590293
Дата публикации 30.06.2019