Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 28–41
УДК: 
159.928.23

Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте

Шайдурова О. В. 1 (Красноярск, Россия), Гончаревич Н. А. 1 (Красноярск, Россия), Ростовцева М. В. 1 (Красноярск, Россия), Ковалевич И. А. 1 (Красноярск, Россия), Догадаев О. Н. 1 (Красноярск, Россия), Шестаков В. Н. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования позитивного самоотношения подростков. Цель статьи – выявить влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте.
Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход к исследованию самооценки, который предполагает понимание этого феномена как конструкта, являющегося аффективным компонентом самосознания (H. W. Marsh, R. J. Shavelson, J. J. Hubner, G. C. Stanton). В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева; методика «Локус контроля» Дж. Роттера; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; тест родительских отношений А. Я. Варги и В. В. Столина. В исследовании приняли участие 96 учащихся старших классов Емельяновской общеобразовательной школы Красноярского края. Исследование осуществлялось на выборке из 96 человек и проходило в три этапа: на первом этапе мы исследовали общий уровень самостоятельности, самоотношения, самоуверенности подростков; на втором этапе – степень осмысленности жизни подростками; на третьем, заключительном этапе, – влияние родительского стиля воспитания на самоотношение подростков.
Результаты. Выявлено, что высокий уровень родительского контроля значимо связан с такими факторами, как «внутренняя конфликтность» и «аутосимпатия»; экстернальностью; низкой смысложизненной ориентацией. Высокий уровень родительского контроля обусловливает процессы внутренней дезадаптации, острого переживания возрастного кризиса, неудовлетворенности собой, отсутствии веры в возможность самоизменения; низкой оценке своего внутреннего содержания у подростка и т. д.
Результаты исследования показали, что при авторитарном стиле воспитания родители ограничивают их самостоятельность, не обосновывая свои требования, сопровождая жестким контролем, суровыми запретами и выговорами, и это формирует у подростка механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страхе перед наказанием. Это свидетельствует о том, что подобная модель родительского отношения носит негативный характер, тормозя процессы сепарации и эмансипации, что влечет за собой трудности в социализации, адаптации и формировании гармоничной личности.
Заключение. Делается вывод о необходимости разработки комплексного методического обеспечения для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в отношении воспитания своих детей и формирования у них позитивного самоотношения.

Ключевые слова: 

самоотношение; самооценка; воспитание; родительское отношение; родительский контроль; смысложизненные ориентации.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538206

Процентиль актуальности SciVal: 95.552 Parenting Style | Filial Piety | Demandingness

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071450454&origin=...

 

Development of adolescents' positive self-attitude: The influence of parenting style

Библиографическая ссылка:
Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А., Ростовцева М. В., Ковалевич И. А., Догадаев О. Н., Шестаков В. Н. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 28–41. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.02
Список литературы: 
  1. Alonso-Stuyck P., Aliaga F. M. Demanda de autonomía en la relación entre los adolescentes y sus padres: Normalización del conflicto // Estudios Sobre Educacion. – 2017. – Vol. 33. – P. 77–101. DOI: https://doi.org/10.15581/004.33.77-101
  2. Barreto F. B., Safont L. G., Roncallo C. P., Acha J., de Miguel M. S. Family context assessment and positive parenting policies // Early child development and care. – 2018. – Vol. 188, Issue 11. – P. 1606–1619. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1499624
  3. Barth J. M., Dunlap S., Chappetta K. The influence of romantic partners on women in STEM majors // Sex Roles. – 2016. – Vol. 75, Issue 3-4. – P. 110–125. DOI: https://doi.org/10.1007/s11199-016-0596-z
  4. Cadavid-Ruiz N., Del Río P. An observational Analysis of executive Performance in School children // Psychology in Russia: State of the Art. – 2018. – Vol. 11, Issue 3. – P. 195–208. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0314
  5. Conover K., Daiute C. The process of self-regulation in adolescents: A narrative approach // Journal of Adolescence. – 2017. – Vol. 57. – P. 59–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.03.006
  6. Davies P. T., Martin M. J., Coe J. L., Cummings E. M. Transactional cascades of destructive interparental conflict, children's emotional insecurity, and psychological problems across childhood and adolescence // Development and Psychopathology. – 2016. – Vol. 28, Special Issue 3. – P. 653–671. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579416000237
  7. Eccles J. S. Understanding women’s educational and occupational choices: Applying the Eccles et al. model of achievement related choices // Psychology of Women Quarterly. – 1994. – Vol. 18, Issue 4. – P. 585–609. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-6402.1994.tb01049.x
  8. Gu X., Tse C.-S. Abstractness and desirableness in the human values system: self-transcendence values are construed more abstractly, but felt more closely than are self-enhancement values // Asian journal of social psychology. – 2018. – Vol. 21, Issue 4. – P. 282–294. DOI: https://doi.org/10.1111/ajsp.12335
  9. Kerpelman J. L., Pittman J. F. Erikson and the Relational Context of Identity: Strengthening Connections With Attachment Theory // Identity. –2018. – Vol. 18, Issue 4. – P. 306–314.  DOI: https://doi.org/10.1080/15283488.2018.1523726
  10. King K. M., McLaughlin K. A., Silk J., Monahan K. C. Peer effects on self-regulation in adolescence depend on the nature and quality of the peer interaction // Development and Psychopathology. – 2018. – Vol. 30, Issue 4. – P. 1389–1401. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579417001560
  11. Kirby J. N. The Role of Mindfulness and Compassion in Enhancing Nurturing Family Environments // Clinical psychology: science and practice. – 2016. – Vol. 23, Issue 2. – P. 142–157.  DOI: https://doi.org/10.1111/cpsp.12149
  12. Kruzhkova O. V., Vorobyeva I. V., Zhdanova N. E., Ljovkina A. O. Adolescent vandalism: the role of the parent-child relationship in the development of destructive behavior // Psychology In Russia: State Of The Art. – 2018. – Vol. 11, Issue 3. – P. 168–182. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0312
  13. Moreira H., Fonseca A., Canavarro M. C. Assessing Attachment to Parents and Peers in Middle Childhood: Psychometric Studies of the Portuguese Version of the People in My Life Questionnaire // Journal of child and family studies. – 2017. – Vol. 26, Issue 5. – P. 1318–1333. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0654-3
  14. Ozdemir Y., Vazsonyi A. T., Cok F. Parenting processes, self-esteem, and aggression: A mediation model // European journal of developmental psychology. – 2017. – Vol. 14, Issue 5. – P. 509–532. DOI: https://doi.org/10.1080/17405629.2016.1240674
  15. Piko B. F., Varga S., Mellor D. Are adolescents with high self-esteem protected from psychosomatic symptomatology? // European journal of pediatrics. – 2016. – Vol. 175, Issue 6. – P. 785–792. DOI: https://doi.org/10.1007/s00431-016-2709-7
  16. Sax L. J. “But I’m not good at math”: The changing salience of mathematical self-concept in shaping women’s and men’s STEM aspirations // Research in Higher Education. – 2015. – Vol. 56, Issue 8. – P. 813–842. DOI: https://doi.org/10.1007/s11162-015-9375-x
  17. Shavelson R. J., Hubner J. J., Stanton G. C. Self-concept: Validation of construct interpretations // Review of Educational Research. – 1976. – Vol. 46, Issue 3. – P. 407–441. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543046003407
  18.  Tani F., Pascuzzi D., Raffagnino R. The Relationship Between Perceived Parenting Style and Emotion Regulation Abilities in Adulthood // Journal of adult development. – 2018. – Vol. 25, Issue 1. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1007/s10804-017-9269-6
  19. Wang M.-T., Eccles J. S., Kenny S. Not lack of ability but more choice: Individual and gender differences in choice of careers in science, technology, engineering, and mathematics // Psychological Science. – 2013. – Vol. 24, Issue 5. – P. 770–775. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797612458937
  20. Доронцова О. А. Теоретическая модель формирования автономии в подростковом возрасте // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 49–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24902520
  21. Linver M. R., Urban J. B., MacDonnel M., Roberts E. D., Quinn J., Samtani S., Doubledee R., Gama L., Morgan D.  Mixed Methods in Youth Purpose: An Examination of Adolescent Self-Regulation and Purpose // Research in Human Development. – 2018. – Vol. 15, Issue 2. – P. 118–138. DOI: https://doi.org/10.1080/15427609.2018.1445925
  22. Suzuki A., Poon L., Kumari V., Cleare A. J.  Fear biases in emotional face processing following childhood trauma as a marker of resilience and vulnerability to depression // Child maltreatment. – 2015. – Vol. 20, Issue 4. – P. 240–250. DOI: https://doi.org/10.1177/1077559515600781
  23. Коваленко С. В. Психологические особенности системы базовых ценностей отношения к жизни в подростковом возрасте // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 89–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23639565
  24. Нижегородцева Н. В., Тарасова С. С. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 211–215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29289521
  25. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – Т. 17. – С. 100–111. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=27022356
Дата публикации 30.06.2019