Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 151–168
УДК: 
37.082 + 37.086 + 37.087

Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя

Писарева С. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Пучков М. Ю. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Ривкина С. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Тряпицына А. П. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме оценивания профессиональной компетентности современного учителя, позволяющего учитывать сложность и вариативность этой деятельности. Цель статьи – представить обоснование компетентностной модели оценки профессиональной деятельности учителя, являющейся альтернативной существующей модели аттестации учителей.
Методология. Исследование проводилось в рамках деятельностного подхода, позволившего проанализировать профессиональную деятельность учителей в единстве ценностно-мотивационного, содержательного и процессуального компонентов деятельности. Обращение к деятельностному подходу обусловило рассмотрение профессиональной деятельности как деятельности по решению профессиональных задач. Инструментами оценивания профессиональной компетентности учителя стали диагностическая работа и критериальная шкала оценивания урока. В апробации модели приняли участие 2 300 учителей русского языка и 2 295 учителей математики из 13 субъектов Российской Федерации, а также 197 экспертов.
Результаты. Представляемая компетентностная модель позволяет учитывать сущностные характеристики современной педагогической деятельности, ориентироваться на поддержку мотивации учителя к самосовершенствованию и снятию барьеров, препятствующих адекватному отношению к внешней оценке. В процессе исследования раскрыто смысловое наполнение понятия «профессиональная компетентность учителя»; обоснована системообразующая функция педагогической составляющей в структуре профессиональной компетентности; доказана целесообразность использования иерархии профессиональных задач для оценки профессиональной деятельности учителя; выявлены условия поэтапной организации оценки профессиональной деятельности учителя.
Заключение. В заключении приведена интерпретация полученных результатов, раскрыты риски апробации, затруднения учителей, сделан вывод о необходимости помощи учителю в освоении новой (ведущей) функции профессиональной деятельности – содействие образованию школьника.

Ключевые слова: 

уровневая оценка; модель уровневой оценки; уровень компетенции; профессиональная компетентность учителя; профессиональная задача.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538213

Процентиль актуальности SciVal: 94.487 Classroom Management | Self-Efficacy | Pre-service Teachers

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071420395&origin=...

Teachers' professional competence: The model of level-based assessment

Библиографическая ссылка:
Писарева С. А., Пучков М. Ю., Ривкина С. В., Тряпицына А. П. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 151–168. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.09
Список литературы: 
  1. De Boer E., Janssen F. J. J. M., van Driel J. H. Using an Attribution Support Tool to Enhance the Teacher Efficacy of Student Science Teachers // Journal of Science Teacher Education. – 2016. – Vol. 27, Issue 3. – P. 303–324. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-016-9461-8  
  2. Donovan M. K., Cannon S. O. The university supervisor, edTPA, and the new making of the teacher // Education Policy Analysis Archives. – 2018. – Vol. 26, № 28. DOI: http://dx.doi.org/10.14507/epaa.26.2849
  3. Cappannini O. M., Espíndola O. R. Obstacles in diagnostic assessment. A proposal for overcoming them by identifying models presented in the course // Educacion Quimica. – 2012. – Vol. 23, № 4. – P. 484–491. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0187-893X(17)30137-4
  4. Huber S. G., Skedsmo G. Teacher Evaluation – Accountability and Improving Teaching Practices // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2016. – Vol. 28, Issue 2. – P. 105–109. DOI: https://doi.org/10.1007/s11092-016-9241-1  
  5. Matthews P. H. N. Chomsky Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, Mass.: M.I.T. Press, 1965. Pp. x + 251. // Journal of Linguistics. – 1967. – Vol. 3, Issue 1. – P. 119–152. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022226700012998  
  6. Skaalvik E. M., Skaalvik S. Motivated for Teaching? Associations with School Goal Structure, Teacher Self-Efficacy, Job Satisfaction and Emotional Exhaustion // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 152–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.006 
  7. Kusumawardhani P. N. Does teacher certification program lead to better quality teachers? Evidence from Indonesia // Education Economics. – 2017. – Vol. 25, Issue 6. – P. 590–618. DOI: https://doi.org/10.1080/09645292.2017.1329405
  8. Meuwissen K. W., Choppin J. M. Preservice teachers’ adaptations to tensions associated with the edTPA during its early implementation in New York and Washington states // Education Policy Analysis Archives. – 2015. – Vol. 23, № 103. DOI: http://dx.doi.org/10.14507/epaa.v23.2078  
  9. Mohamadi Z., Malekshahi N. Designing and validating a potential formative evaluation inventory for teacher competences // Language Testing in Asia. – 2018. – Vol. 8. – P. 6. DOI: https://doi.org/10.1186/s40468-018-0059-2
  10. Skaalvik E. M., Skaalvik S. Still Motivated to Teach? A Study of School Context Variables, Stress and Job Satisfaction among Teachers in Senior High School // Social Psychology of Education. – 2017. – Vol. 20, Issue 1. – P. 15–37. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-016-9363-9.
  11. Uriegas B., Kupczynski L., Mundy M.-A. A comparison of traditional and alternative certification routes on classroom management // SAGE Open. – 2014. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244014553599
  12. Zee M., Koomen H. M. Y. Teacher Self-Efficacy and its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 4. – P. 981–1015. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315626801  
  13. Богуславский М. В. Центры повышения квалификации в сети федеральных экспериментальных площадок (парадигма, тенденции, эффективная модель и новые направления деятельности): монография. – М.: Институт образовательной политики «Эврика», 2001. – 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21199745  
  14. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография. – М.: Логос, 2010. – 300 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20243415
  15. Верещагина Н. О., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Соломин В. П., Тряпицына А. П. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза: монография. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27419331
  16. Кальяр М. Н., Ахмад Б., Кальяр Х. Влияет ли мотивация учителя на мотивацию учащегося. Опосредующая роль профессионального поведения педагога // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 91–119. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-91-119  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35618158
  17. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 36–67. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-36-67  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35618156
  18. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. – 2008. – № 4. – C. 81–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11714769
  19. Сергиенко А. Ю. Управление педагогическим образование в Сингапуре // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1 (29). – С. 23–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34973086
  20. Смолеусова Т. В. Методическая готовность учителей к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 27–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1504.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23917472
  21. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 180–195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35618161
Дата публикации 30.06.2019