Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 42–57
УДК: 
378

Внеаудиторное общение студентов и преподавателей: восприятие и фактический опыт

Курьян М. Л. 1 (Нижний Новгород, Россия), Воронина Е. А. 1 (Нижний Новгород, Россия)
1 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме внеаудиторного взаимодействия студентов и преподавателей. Цель работы: определить особенности восприятия данного типа взаимодействия участниками и выявить наличие у них фактического опыта.
Методология. В качестве исследовательских методов были применены интерпретация, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение научной литературы по проблеме. Методологической основой исследования послужил психосоциологический подход, рассматривающий развитие типа поведения, отношения к окружающему миру участников социального взаимодействия, в частности академического, с точки зрения влияния межличностного контекста, в котором они находятся. Инструментом исследования стало анкетирование. Анкета содержала идентичные пункты с необходимыми вариациями формулировок для двух групп респондентов. В исследовании приняли участие 148 студентов бакалавриата и 35 преподавателей Национального исследовательского университета Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде.
Результаты. В работе выявлены особенности восприятия студентами и преподавателями внеаудиторного общения, получена информация о наиболее/наименее предпочитаемых формах и наиболее/наименее частых видах контактирования. На основе анализа данных определен дисбаланс между заявленной заинтересованностью во внеаудиторном общении у студентов и преподавателей и непосредственным опытом участия в нем. Подчеркивается, что предпочтения обеих групп респондентов так же, как и их опыт, во многом идентичны и характеризуются формализованной природой.
Заключение. Авторами делаются выводы о наличии особенностей в отношении студентов и преподавателей к внеаудиторному общению, которые определяют специфику его реализации.

Ключевые слова: 

внеаудиторное общение; высшее образование; качество образования; межличностное общение; образовательный опыт; студенты бакалавриата; преподаватель вуза; профессорско-преподавательский состав.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538207

Процентиль актуальности SciVal: 93.161 Community Colleges | African American Students | Black Person

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071500213&origin=...

Students and faculty interaction outside the classroom: Perception and actual experience

Библиографическая ссылка:
Курьян М. Л., Воронина Е. А. Внеаудиторное общение студентов и преподавателей: восприятие и фактический опыт // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 42–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.03
Список литературы: 
  1. Astin A. W. How College Affects Students. Volume 2: A Third Decade of Research (review) // The Review of Higher Education. – 2005. – Vol. 29, № 1. – P. 120–122. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/rhe.2005.0057  
  2. Casidy R. The role of perceived market orientation in the higher education sector // Australasian Marketing Journal (AMJ). – 2014. – Vol. 22, Issue 2. – P. 155–163. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ausmj.2014.02.001
  3. Chory R. M., Offstein E. H. “Your professor will know you as a person”. Evaluating and rethinking the relational boundaries between faculty and students // Journal of Management Education. – 2017. – Vol. 41, Issue 1. – P. 9–38.  DOI: https://doi.org/10.1177/1052562916647986
  4. Cotton S. R., Wilson B. Student–faculty interactions: Dynamics and determinants // Higher Education. – 2006. – Vol. 51, Issue 4. – P. 487–519. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-1705-4
  5. Cox B. E., Orehovec E. Faculty-student interaction outside the classroom: A typology from a residential college // The Review of Higher Education. – 2007. – Vol. 30, № 4. – P. 343–362. DOI: https://doi.org/10.1353/rhe.2007.0033
  6. Elhay A. A., Hershkovitz A. Teachers' perceptions of out-of-class communication, teacher-student relationship, and classroom environment // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24, Issue 1. – P. 385–406. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9782-7
  7. Ibad F. Personality and ability traits of teachers: student perceptions // Journal of Education and Educational Development. – 2018. – Vol. 5, № 2. – P. 162–177. DOI: http://dx.doi.org/10.22555/joeed.v5i2.2215
  8. Golde C. M., Pribbenow D. A. Understanding faculty involvement in residential learning communities // Journal of College Student Development. – 2000. –  Vol. 41, Issue 1. – P. 27–40. URL: http://chris.golde.org/filecabinet/facultyinvolvement.html
  9. Goldman Z. W., Goodboy A. K., Bolkan S. A Meta-Analytical Review of Students’ Out-of-Class Communication and Learning Effects // Communication Quarterly. – 2016. – Vol. 64, Issues 4. – P. 476–493. DOI: https://doi.org/10.1080/01463373.2015.1103293
  10. Grantham A., Robinson E. E., Chapman D. “That truly meant a lot to me”: A qualitative examination of meaningful faculty-student interactions // College Teaching. – 2015. – Vol. 63, Issue 3. – P. 125–132. DOI: https://doi.org/10.1080/87567555.2014.985285
  11. Hanson J. M., Paulsen M. B., Pascarella E. T. Understanding graduate school aspirations: the effect of good teaching practices // Higher Education. – 2016. – Vol. 71, Issue 5. – P.  735–752. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9934-2
  12. Hoffman E. M. Faculty and student relationships: Context matters // College Teaching. – 2014. – Vol. 62, Issue 1. – P. 13–19. DOI: https://doi.org/10.1080/87567555.2013.817379
  13. Kim Y. K., Sax L. J. Student–faculty interaction in research universities: Differences by student gender, race, social class, and first-generation status // Research in Higher Education. – 2009. – Vol. 50, Issue 5. – P. 437–459. DOI: https://doi.org/10.1007/s11162-009-9127-x
  14. Kim Y. K., Sax L. J. Are the effects of student–faculty interaction dependent on academic major? An examination using multilevel modeling // Research in Higher Education. – 2011. – Vol. 52, Issue 6. – P. 589–615. DOI: https://doi.org/10.1007/s11162-010-9209-9
  15. Kuh G. D., Hu S. The effects of student-faculty interaction in the 1990s // The Review of Higher Education. – 2001. – Vol. 24, № 3. – P.  309–332. DOI: https://doi.org/10.1353/rhe.2001.0005
  16. Parker E. Do non classroom interactions with faculty affect moral development among college students? // College Student Affairs Journal. – 2017. – Vol. 35, № 1. – P. 3–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/csj.2017.0001 
  17. Pascarella E. T. Student-faculty informal contact and college outcomes // Review of Educational Research. – 1980. – Vol. 50, Issue 4. – P. 545–595. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543050004545
  18. Pascarella E. T., Pierson C. T., Wolniak G. C., Terenzini P. T. First-generation college students: Additional evidence on college experiences and outcomes // The Journal of Higher Education. – 2004. – Vol. 75, Issue 3. – P. 249–284. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00221546.2004.11772256  
  19. Popa M. C. In Search of the Ideal Teacher – Students’ perspective // Education and Self Development. – 2018. – Vol. 13, Issue 3. – P. 16–24. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.3.03  
  20. Raufelder D., Nitsche L., Breitmeyer S., Keßler S., Herrmann E., Regner N. Students’ perception of “good” and “bad” teachers—Results of a qualitative thematic analysis with German adolescents // International Journal of Educational Research. – 2016. – Vol. 75. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2015.11.004
  21. Smith M. A. Making MY Grade: Privilege and Student–Faculty Interaction at a Twenty-First-Century U.S. Research University // Journal of Contemporary Ethnography. – 2016. – Vol. 45, Issue 5. – P. 553–579. DOI: https://doi.org/10.1177/0891241615587378
  22. Tan A. H. T., Muskat B., Zehrer A. A systematic review of quality of student experience in higher education // International Journal of Quality and Service Sciences. – 2016 – Vol. 8, Issue 2. – P. 209–228. DOI:  https://doi.org/10.1108/IJQSS-08-2015-0058
  23. Terenzini P. T., Pascarella E. T. Voluntary freshman attrition and patterns of social and academic integration in a university: A test of a conceptual model // Research in Higher Education. – 1977. – Vol. 6, Issue 1. – P. 25–43. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00992014
  24. Trolian T. L., Jach E. A., Hanson J. M., Pascarella E. T. Influencing academic motivation: The effects of student–faculty interaction // Journal of College Student Development. – 2016. – Vol. 57, № 7. – P. 810–826. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.2016.0080
  25. Wood L., Wilson R. C. Teachers with impact // Research Reporter. – 1972. – Vol. 7, № 2. – P. 1–4. URL: https://eric.ed.gov/?q=Research+Reporter+&ff1=souResearch+Reporter&ff2=autWilson%2c+Robert+C.&id=ED067006
  26. Young S. L., Pulido M. D., Brooks C. F. Reasons for Student Engagement in Extra-Class Communication // Communication Research Reports. – 2018. – Vol. 35, Issue 2. – P. 172–177. DOI: https://doi.org/10.1080/08824096.2017.1383234
  27. Духновский С. В. Анализ межличностной дистанции как новый ресурс гармонизации отношений в системе «Преподаватель – студент» // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – C. 25–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17762406
  28. Мороз В. В., Белая Г. В. Развитие мотивации достижения в процессе креативно-ценностного взаимодействия «Преподаватель – студент» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 824. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22878052
  29. Сергеева О. В. Исследование межличностных ролей преподавателя вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 131–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25828112
  30. Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Соколова Н. А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017.  – Т. 7, № 6. – С. 87–100. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794030
  31. Шарок В. В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 69. – С. 33–45. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/69/2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35656099
Дата публикации 30.06.2019