Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 7–27
УДК: 
378

Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практикам

Смолянинова О. Г. 1 (Красноярск, Россия), Коршунова В. В. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема создания бесконфликтной образовательной среды, формирования культуры мирного взаимодействия субъектов образования в условиях конструктивного диалога. Цель статьи – выявление особенностей отношений участников образовательного пространства к медиативным практикам как инструменту урегулирования конфликтов.
Методология. Теоретические подходы и положения медиации, подход Б. Г. Ананьева. Для проведения исследования использовали метод определения семантического поля, экспресс-методики оценки социально-психологического климата О. С. Михайлюка, Л. Ю. Шалыто.
Результаты. Основные результаты заключаются в обобщении факторов, доминирующих тенденций развития конфликтов в образовании. Авторы выявили, что отсутствует однозначное отношение к медиации и обосновали факт, что включение медиатора необходимо. Акцентируется внимание на особенностях создания бесконфликтной образовательной среды. Подчеркивается, что конфликты среди участников образовательных отношений оказывают влияние на возрастающие риски пропаганды экстремистских идей, разжигания межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием молодежи в сети Интернет. Авторы отмечают, что формирование культуры мирного взаимодействия субъектов образования требует развития конструктивного диалога; медиативные практики имеют потенциал для развития безопасной образовательной среды. Авторами предлагаются рекомендации по использованию медиативных практик.
Заключение. Делаются выводы о том, что к конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования с участием медиатора, отнесены публичные конфликты, основанные на неприятии этнокультурных интересов.

Ключевые слова: 

медиативные практики; медиация в образовании; конфликтная компетенция; поликультурность; альтернативное разрешение споров; школьные службы медиации; восстановительные практики; школьная медиация; социальная практика

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071497864&origin=...

Mediation practices: Attitude of Krasnoyarsk educational space participants

Библиографическая ссылка:
Смолянинова О. Г., Коршунова В. В. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практикам // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 7–27. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.01
Список литературы: 
  1. Коновалов А. Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 18–30. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2014060303  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413100
  2. Максудов Р. Р. Базовые элементы концепции восстановительной медиации // Психология и право. – 2012. – № 4. – С. 165–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18355012
  3. Пузaновa Ж. В., Дaвыдoвa А. В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 3. – С. 119–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22111820
  4. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В. Медиация в образовании в контексте модернизации педагогического образования: опыт Сибирского федерального университета // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35683019 
  5. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Безызвестных Е. А., Попова Ю. В. Медиативные практики в образовании: поликультурный контекст: монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. – 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37293595 
  6. Шамликашвили Ц. А., Харитонов С. В., Графский В. П. Влияние на психологический климат коллектива образовательных учреждений обучения сотрудников основам медиации // Психология и право. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 151–165. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw.2017070412  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30725489
  7. Baron R. M., Kenny D. A. The moderator–mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of Personality and Social Psychology. – 1986. – Vol. 51 (6). – P. 1173–1182. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.51.6.1173
  8. Cronin-Lampe K., Cronin-Lampe R. Developing a restorative school culture: The blending of a personal and professional ‘pilgrimage’// Explorations: An E-Journal of Narrative Practice. – 2010. – Issue 2 (1). – P. 14–33. URL: http://www.pilgrimpractices.co.nz/explorations.pdf  URL: https://dulwichcentre.com.au/publications/e-journal/
  9. Dogahe H. A., Meydanghah H. R., Imani M. N. The effect of educational methods of supply chain management on conflict management ineducational environments // International Journal of Supply Chain Management. – 2019. – Vol. 8, № 1. – P. 18–26. URL: http://ojs.excelingtech.co.uk/index.php/IJSCM/article/view/2917
  10. Freire S. F. de C. D., Branco A. U. Dynamics between self and culture in school: A dialogical and developmental perspective // Learning, Culture and Social Interaction. – 2019. – Vol. 20. – P. 24–31. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.10.004
  11. Korshunova V. V. Practice-oriented approach to training tutors at the Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12, № 2. – P. 164–174. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0386  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37056800
  12. Ma G., Wu Q. Social capital and educational inequality of migrant children in contemporary China: A multilevel mediation analysis // Children and Youth Services Review. – 2019. – Vol. 99. – P. 165–171. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.002
  13. Moate J., Hulse B., Jahnke H., Owens A. Exploring the material mediation of dialogic space – A qualitative analysis of professional learning in initial teacher education based on reflective sketchbooks // Thinking Skills and Creativity. – 2019. – Vol. 31. – P. 167–178. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2018.12.003
  14. Smolyaninova O. G., Popova J. V. Specific issues of training intercultural mediators for education in Europe and Russia // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12, № 2. – P. 247–260. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0392  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37056806
  15. Turnuklu A., Kacmaz T., Turk F., Kalender A., Sevkin B., Zengin F. Helping students resolve their conflicts through conflict resolution and peer mediation training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1, Issue 1. – P. 639–647. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.113
  16. Watson N. T., Rogers K. S., Watson K. L., Liau-Hing Yep C. Integrating social justice-based conflict resolution into higher education settings: Faculty, staff, and student professional development through mediation training // Conflict Resolution Quarterly. – 2019. – Vol. 36, Issue 3. – P. 251–262. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/crq.21233
Дата публикации 30.06.2019