Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 254–271
УДК: 
372.879.6

Влияние шорских национальных подвижных игр на формирование двигательных навыков у школьников с учетом этнических особенностей

Токмашева М. А. 1 (Томск, Россия), Ильин А. А. 1 (Томск, Россия), Капилевич Л. В. 2 (Томск, Россия)
1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
2 Томский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования двигательных качеств школьников. Цель исследования – определение влияния шорских национальных подвижных игр на формирование двигательных навыков у школьников 6–7 классов с учетом этнических особенностей.
Методология. Использовались следующие методы: работа с научной литературой и информантами, метод контрольного педагогического тестирования и педагогического эксперимента, методы математической статистики.
Результаты. В статье представлены результаты работы по выявлению и описанию 30 шорских национальных подвижных игр и видов спорта, которые являются культурно-маркированными, отражают исторически сложившиеся у шорцев виды двигательной активности как восходящие к общетюркскому наследию (борьба на поясах, стрельба из лука, перетягивание каната), так и сложившиеся в конкретных горно-таежных условиях Южной Сибири (гонки на чурбаках, драка на мешках, набитых хвоей, ходьба на лыжах) и исследованию их влияния на формирование двигательных качеств школьников с учетом этнических особенностей. Мы определили перечень игр, имеющих направленность на решение определенных педагогических задач. Авторам удалось доказать положительное влияние шорских национальных подвижных игр на формирование двигательных навыков у школьников, что отражается в величинах прироста уровня физических способностей в экспериментальной и контрольной группах. Наибольший прирост показателей уровня физической подготовленности наблюдается у мальчиков экспериментальной группы, по всем тестам он достоверно превышал величину прироста в контрольной группе. Шорские школьницы экспериментальной группы показали высокие результаты в развитии таких физических способностей, как взрывная сила ног; быстрота; гибкость; силовая выносливость; общая выносливость, гибкость.
Заключение. Виды двигательной активности, связанные с шорскими национальными подвижными играми, оказывают достоверный позитивный эффект на развитие двигательных качеств у школьников 6–7 классов и являются эффективным и адекватным средством достижения основной цели физического воспитания – гармоничного развития личности школьника.

Ключевые слова: 

физическое воспитание; шорские национальные игры; тюркские народы Сибири; этнопедагогика.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538219

Процентиль актуальности SciVal: 90.111 Physical Education | Volleyball | Martial Arts

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071453286&origin=...

The influence of Shor traditional children's games on developing schoolchildren's motor skills taking into account their ethnic background

Библиографическая ссылка:
Токмашева М. А., Ильин А. А., Капилевич Л. В. Влияние шорских национальных подвижных игр на формирование двигательных навыков у школьников с учетом этнических особенностей // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 254–271. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.15
Список литературы: 
  1. Винокуров Е. Г., Попова Н. М., Кузьмина А. Н. Национальные особенности развития физической культуры и спорта в республике Саха (Якутия) // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 3. – С. 103–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28370539
  2. Винокурова С. С. К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 6. – С. 58–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21024747
  3. Дауров А. М. Этническая и спортивная национальная идентичность в условиях глобализации общества (антропологический контекст) // Молодые ученые. – 2015. – № 6. – С. 324–326. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25096411
  4. Жамъяндагва И., Баярлах Д. «Три игры мужей» и физическое образование // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 1. – С. 100–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30776120
  5. Кочнев В. П. Физические упражнения, игры и состязания коренных народов Якутии // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 10. – С. 024–026. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18235266
  6. Красильников В. П. Концепция традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 42–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14346905
  7. Кыласов А. В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 5. – С. 41–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18830637
  8. Мендот И. Э., Мендот Э. Э., Мендот Э. Э. Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 96–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20377327
  9. Поздеева С. И., Токмашева М. А. Использование национальных игр и видов спорта на уроках физической культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12 (140). – С. 207–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21062399
  10. Токмашева М. А., Чайковская Е. Н., Коновалова Н. Г. Организация занятий по физической культуре школьников шорской национальности // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 47–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17347134
  11. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Использование игр народов разных стран для разработки игротренинга в решении проблемы межкультурного взаимодействия (на примерах России, Средней Азии и Казахстана) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2013. – № 3 (13). – С. 99–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20586221
  12. Чайковская Е. Н. Обеспечение реализации этнокультурного компонента в региональных системах образования коренных малочисленных народов РФ: общее и частное // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 10. – С. 91–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19142392
  13. Burnett C. Paradigm lost: Indigenous games and neoliberalism in the South African context // Native Games: Indigenous Peoples and Sports in the Post-Colonial World (Research in the Sociology of Sport, Volume 7). – Emerald Group Publishing Limited, 2014. – P. 205–227. DOI: https://doi.org/10.1108/S1476-2854(2013)0000007015
  14. Chepyator-Thomson J. R. Public policy, physical education and sport in English-speaking Africa // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2014. – Vol. 19, Issue 5. – P. 512–521. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.2014.891579
  15. Girmen P. Children's games in Eskisehir folklore and their role in helping children acquire life skills // Milli Folklor. – 2012. – Vol. 24, Issue 95. – P. 263–273. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84872736666&
  16. Heine M. "The Sunday flag is up!" Western Arctic Aboriginal cultures and the sports of the fur traders // Journal of Sport History. – 2014. – Vol. 41, Issue 2. – P. 313–329. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84908564415&
  17. Heine M. K. No 'museum piece': Aboriginal games and cultural contestation in subarctic Canada // Native Games: Indigenous Peoples and Sports in the Post-Colonial World (Research in the Sociology of Sport, Volume 7). – Emerald Group Publishing Limited, 2013. – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1108/S1476-2854(2013)0000007005
  18. Joseph J. Culture, community, consciousness: The Caribbean sporting diaspora // International Review for the Sociology of Sport. – 2014. – Vol. 49, Issue 6. – P. 669–687. DOI: https://doi.org/10.1177/1012690212465735
  19. Kiran A., Knights J. Traditional Indigenous Games promoting physical activity and cultural connectedness in primary schools – Cluster Randomised Control Trial // Health Promotion Journal of Australia. – 2010. – Vol. 21, Issue 2. – P. 149–151. DOI: https://doi.org/10.1071/HE10149   URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-77955724123&
  20. McElligott R. “Boys indifferent to the manly sports of their race”: nationalism and children’s sport in Ireland, 1880–1920 // Irish Studies Review. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/09670882.2019.1584977
  21. Morales M. P. E. Exploring indigenous game-based physics activities in pre-service physics teachers' conceptual change and transformation of epistemic beliefs // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13, Issue 5. – P. 1377–1409. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00676a
  22. Williams J. ‘I didn’t even know that there was such a thing as aboriginal games’: a figurational account of how Indigenous students experience physical education // Sport, Education and Society. – 2018. – Vol. 23, Issue 5. – P. 462–474. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2016.1210118
Дата публикации 30.06.2019