Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 82–101
УДК: 
167.17

Эксплицирование логико-гносеологической атрибутики из педагогического текста как фактор, влияющий на методологическую грамотность педагога-исследователя

Садыкова А. Р. 1 (Москва, Россия), Левченко И. В. 2 (Москва, Россия), Усова Н. А. 2 (Москва, Россия), Икренникова Ю. Б. 3 (Москва, Россия), Коржуев А. В. 4 (Москва, Россия), Рязанова Е. Л. 4 (Москва, Россия)
1 Московский городской педагогический университет
2 Государственное автономное образовательное учреждение города Москвы «Московский городской педагогический университет»
3 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
4 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема логико-гносеологического контента педагогического знания и методов его нахождения. Цель статьи – выявление того, как влияет освоение умения эксплицирования логико-гносеологической атрибутики из текста на методологическую грамотность педагога-исследователя.
Методология. В процессе исследования использован комплекс методов, включающий: а) анализ научной литературы по теме статьи, рефлексию содержания педагогического знания и научно-педагогических методов исследования c выявлением актуального не исследованного сегмента педагогической теории; б) выдвижение в качестве гипотезы предположения о влиянии освоения педагогом-исследователем умений экспликации логико-гносеологической атрибутики из научного текста на уровень его методологической грамотности; в) теоретический компонентный анализ причинной обусловленности повышения уровня методологической грамотности педагога-исследователя; г) локальный педагогический эксперимент, подтверждающий правомерность гипотезы.
Результаты. Выявлено, что деятельность педагога-исследователя, связанная с распознаванием и логико-содержательным продолжением обучающимся аспирантом находимых в анализируемых текстах эмпирических выводов, теоретических обоснований, сравнений, сущностного анализа феноменологических проявлений, результатов анализа факторов, оказывающих влияние на характер протекания изучаемого процесса, способствует повышению уровня методологической грамотности исследователя в области образования. Это выражается в способности грамотно дефинитивно кодировать педагогическое поле, осуществлять его классифицирование, соблюдать при формулировке выводов законы достаточного основания, тождества, противоречия, исключенного третьего.
Заключение. Методологическая грамотность педагога-исследователя причинно детерминирована (на уровне одной из значимых причин) умением эксплицирования логико-гносеологического контента из анализируемого научного текста: а) определения достаточности, содержательной и логической корректности, правильной адресуемости к рассматриваемым феноменам теоретических и эмпирических обоснований; б) корректного анализа влияющих на феномены педагогики факторов; в) проецирования исследовательского рассмотрения в сущностный формат.

Ключевые слова: 

логико-гносеологический контент педагогики; эксплицирование смыслов в тексте; обоснование эмпирическое; обоснование теоретическое; обоснование контекстуальное; логическое опровержение выводов; корректная педагогическая аналитика.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538209

Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071425618&origin=...

Explication of logical-gnoseological content of academic texts as a factor affecting the methodological competence of educational researchers

Библиографическая ссылка:
Садыкова А. Р., Левченко И. В., Усова Н. А., Икренникова Ю. Б., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Эксплицирование логико-гносеологической атрибутики из педагогического текста как фактор, влияющий на методологическую грамотность педагога-исследователя // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 82–101. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.05
Список литературы: 
  1. Alexander P. A. Reflection and Reflexivity in Practice Versus in Theory: Challenges of Conceptualization, Complexity, and Competence // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52, Issue 4. – P. 307–314. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2017.1350181
  2. Barczyński B. J., Kalina R. M. Science of Martial Arts – Example of the Dilemma in Classifying New Interdisciplinary Sciences in the Global Systems of the Science Evaluation and the Social Consequences of Courageous Decisions // Procedia Manufacturing. – 2015. – Vol. 3. – P. 1203–1210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.199
  3. Coney C. L. Critical Thinking in its Contexts and in Itself // Educational Philosophy and Theory. – 2015. – Vol. 47, Issue 5. – P. 515–528. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2014.883963
  4. Karpov A. O. The Problem of Separating the Notions of “Knowledge” and “Information” in the Knowledge Society and its Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 804–810. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.152
  5. Коржуев А. В., Антонова Н. Н. Логико-гносеологический формат педагогического познания и доказательная педагогика // Высшее образование в России. –2018. – Т. 27, № 10. – C. 136–145. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-136-145 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36319339
  6. Садыкова А. Р., Никитина Э. К., Коржуев А. В., Икренникова Ю. Б. Курс История и философия науки" для педагогической аспирантуры (методологические размышления) // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 2. – С. 79–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37026034
  7. Brezinka W. Philosophy of Educational Knowledge: An Introduction to the Foundations of Science of Education, Philosophy of Education and Practical Pedagogics. – Dordrecht: Springer, 1992. – 303 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-011-2586-4
  8. Lundie D. The Givenness of the Human Learning Experience and its Incompatibility with Informational Analytics // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, Issue 4. – P. 391–404. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1052357
  9. Alexander H. A. What is critical about critical pedagogy? Conflicting conceptions of criticism in the curriculum // Educational Philosophy and Theory. – 2018. – Vol. 50, Issue 10. – P. 903–916. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1228519 
  10. Pritchard D. Epistemic Virtue and the Epistemology of Education // Journal of Philosophy of Education. – 2013. – Vol. 47, Issue 2. – P. 236–247. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12022
  11. Shepperd J. Heidegger on Transforming the Circumspect Activity of Spatial Thought // Educational Philosophy and Theory. – 2016. – Vol. 48, Issue 8. – P. 752–763. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1165011
  12. Leś T. The research potential of educational theory: On the specific characteristics of the issues of education // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, Issue 14. – P. 1428–1440. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1313716
  13. Wettersten J. On the unification of psychology, methodology, and pedagogy: Selz, Popper, and Agassi // Interchange. – 1987. – Vol. 18, Issue 4. – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1007/BF01812234
  14. Kornienko A. A. The Concept of Knowledge Society in the Ontology of Modern Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 378–386. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.540
  15. Mallaband B., Wood G., Buchanan K., Staddon S., Mogles N. M., Gabe-Thomas E. The reality of cross-disciplinary energy research in the United Kingdom: A social science perspective // Energy Research and Social Science. – 2017. – Vol. 25. – P. 9–18. DOI: http://doi.org/10.1016/j.erss.2016.11.001
  16. Koskinen H. J. Antecedent Recognition: Some Problematic Educational Implications of the Very Notion // Journal of Philosophy of Education. – 2018. – Vol. 52, Issue 1. – P. 178–190. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12276
  17. Сапунов М. Б.О проблеме реальности в истории и философии науки // Высшее образование в России. – 2012. – № 2. – С. 147–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17357739
  18. Зуев В. В.На пути к теории биологической таксономии // Философия науки и техники. – 2016. – Т. 21, № 1. – C. 36–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189732
  19. Коржуев А. В., Соколова А. С. Методы выявления незавершенных актуальных фрагментов педагогического знания // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 3 (88). – С. 535–545. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30031198
  20. Korzhuev A. V., Madzhuga A. G., Kislyakov P. A., Amirov A. F., Sokolova A. S., Ikrennikova Y. B. Semantic Content of Pedagogic Knowledge and the Problem of Comprehension // Ponte. – 2017. – Т. 73, № 10. – P. 274–280. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31065205
  21. Snaza N. Aleatory entanglements: (Post)humanism, hospitality, and attunement – A response to Hugo Letiche // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14, Issue 3. – P. 256–272. DOI: https://doi.org/10.1080/15505170.2017.1398700
  22. Letiche H. Bewildering pedagogy // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14, Issue 3. – P. 236–255. DOI: https://doi.org/10.1080/15505170.2017.1335662
Дата публикации 30.06.2019