Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 36–55
УДК: 
159.9

Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель

Микляева А. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Хороших В. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Волкова Е. Н. 2 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема исследования определяется противоречивостью сведений о психологическом благополучии одаренных подростков, представленных в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Цель исследования заключается в выявлении субъективных факторов, опосредующих психологическое благополучие одаренных подростков.
Методология. В исследовании применялись методы аналитического обзора литературы и теоретического моделирования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют процессуально-деятельностный подход к пониманию одаренности, а также концепция психологического благополучия К. Рифф и теория самодетерминации Р. Райана и Э. Деси.
Результаты. В качестве основных субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков выделены субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, проблемная нагруженность, доминирующий эмоциональный фон, характеристики Я-концепции. Элементом, модерирующим взаимосвязи между перечисленными факторами и психологическим благополучием одаренных подростков, является отношение к собственной одаренности. В качестве условий, определяющих специфику развития одаренных подростков и влияющих на их психологическое благополучие, выделены пол, возраст, вид одаренности и тип образовательной среды. Авторами предложена теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, которая может применяться для определения наиболее значимых направлений исследований психологического благополучия одаренных подростков, для операционализации частных исследовательских моделей в проблемном поле «психология под-ростковой одаренности», для сопоставления результатов различных эмпирических исследований, направленных на выявление взаимосвязей между одаренностью и психологическим благополучием в подростковом возрасте.
Заключение. Таким образом, в ходе исследования выявлены субъективные факторы, опосредующие психологическое благополучие одаренных подростков.

Ключевые слова: 

психологическое благополучие; одаренность; подростки; отношение к собственной одаренности; жизнестойкость; субъектность; самоэффективность; проблемные переживания; Я-концепция; эмоциональный фон.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256953

Процентиль актуальности SciVal: 95.672 Flourishing | Eudaimonia | Psychological Well-Being

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074638047&origin=...&src=s&nlo=&nlr=&nls=&imp=t&sid=eb723cda0391b61313a0f8b2d79c3ff8&sot=br&sdt=a&sl=62&s=SOURCE-ID%2821100904912%29+AND+PUBYEAR+IS+2019+AND+NOT+DOCTYPE%28ip%29&relpos=20&citeCnt=0&searchTerm=

The development of engineering students’ foreign language discursive competence: Motivational educational factors

Библиографическая ссылка:
Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 36–55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03
Список литературы: 
  1. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 68–76. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220606  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773809
  2. Булынко Н. А. Влияние самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2014. – № 3 (185). – С. 118–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29896111
  3. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9276431
  4. Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 1 (22). – С. 14. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32833350
  5. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 2. – С. 82–93. URL:    https://elibrary.ru/item.asp?id=16331526
  6. Климонтова Т. А. Самоотношение личности интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 1 (96). – С. 247–251. URL:    https://elibrary.ru/item.asp?id=22917629
  7. Печенкина А. П., Головей Л. А. Самоотношение одаренных подростков в связи с особенностями мотивационной сферы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2014. – Т. 2. – С. 217–221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21955950
  8. Подольский А. И., Карабанова О. А., Идобаева О. А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 2. – С. 9–20.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17284222 
  9. Регуш Л. А.Алексеева Е. В.Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Ундуск Е. Н.  Психологические проблемы российских подростков (1993-2013 г.г.): монография. –  СПб.: Элви-принт, 2017. –  297 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28081122
  10. Рысева А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 17, № 43-2. – С. 203–207.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11932501 
  11. Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 138–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722
  12. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 4. – С. 23–38.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28868308
  13. Щебланова Е. И., Цой А. Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2013. –  Т. 6, № 31. – С. 7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21631628
  14. Ablard K. E. Self-perceptions and needs as a function of type of academic ability and gender // Roeper Review. – 1997. – Vol. 20, Issue 2. – Р. 110–115. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199709553870
  15. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. – 1977. –  Vol. 84 (2). – P. 191–215. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
  16. Barendregt C. S., van der Laan A. M., Bongers I. L., van Nieuwenhuizen C. Longitudinal Relation Between General Well-Being and Self-Esteem: Testing Differences for Adolescents Admitted to Secure Residential Care and After Discharge  // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. – 2016. – Vol. 60, Issue 16. – P. 1836–1855. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X15588773
  17. Baudson T. G., Zeimes J. F.  The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented International. – 2016. – Vol. 31, Issue 1. – P. 19–32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675
  18. Bergold S., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R.  Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers?  // Frontiers In Psychology. – 2015. – Vol. 6. – P. 1623. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01623
  19. Boazman J., Sayler  M. Personal well-being of gifted students following participation in an early college-entrance program //  Roeper Review. – 2011. – Vol. 33, Issue 2. – P. 76–85.  DOI: https://doi.org/10.1080/02783193.2011.554153
  20. Bowers E. P.,  Li Y., Kiely M. K.,  Brittian A.,  Lerner J. V., Lerner R. M.  The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance // Journal of youth and adolescence. – 2010. – Vol. 39, Issue 7. – P. 720–735. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-010-9530-9
  21. Brounstein P. J., Holahan W., Dreyden J.  Change in self-concept and attributional styles among academically gifted adolescents // Journal of Applied Social Psychology. – 1991. – Vol. 21, Issue 3. – P.  198–218.  DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.1991.tb02723.x
  22. Chan D. W.  Positive and negative perfectionism among Chinese gifted students in Hong Kong: Their relationships to general self-efficacy and subjective well-being // Journal for the Education of the Gifted. – 2007.  – Vol. 31, Issue 1.  – P. 77–102. DOI:  https://doi.org/10.4219/jeg-2007-512
  23. Chen X.Fan X.Cheung H. Y., Wu J. The subjective well-being of academically gifted students in the Chinese cultural context // School Psychology International. – 2018. – Vol. 39, Issue 3. – Р. 291–311. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034318773788
  24.  De Caroli M. Е., SagoneЕ.  Generalized Self-efficacy and Well-being in Adolescents with High vs. Low Scholastic Self-efficacy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 141. – Р. 867–874. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.152
  25. Demirbas-Çelik N. Mental Well-Being Predictivity of Personal Meaning Profile in Various Age Groups // Journal of Education and Training Studies. –  2018. – Vol. 6, № 10. – P. 198–206. DOI: https://doi.org/10.11114/jets.v6i10.3490
  26. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. –  1984.  –  Vol. 95 (3).  – P. 542–575. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.95.3.542
  27. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol. 5. – Р. 1220–1225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.264
  28. Freer E., Evans P.  Psychological needs satisfaction and value in students’ intentions to study music in high school // Psychology of Music. –  2018. –  Vol. 46, Issue 6. –  Р. 881–895. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735617731613
  29. Góngora V. C., Solano A. C.  Well-being and life satisfaction in Argentinean adolescents // Journal of Youth Studies. –  2014.  –  Vol. 17, Issue 9. –  Р. 1277–1291. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13676261.2014.918251
  30. Jones T. W. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology.  – 2013. –  Vol. 30 (2).  – Р. 44–66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005
  31. Keyes C. L. M., Shmotkin D., Ryff C. D.  Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions // Journal of Personality and Social Psychology.  – 2002. – Vol. 82 (6). – Р. 1007–1022. DOI:  http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.82.6.1007
  32. Kroesbergen E. H., van Hooijdonk M., Van Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W.  The Psychological Well-Being of Early Identified Gifted Children // Gifted Child Quarterly. – 2016. – Vol. 60, Issue 1. – Р. 16–30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113  
  33. Krok  D. When is Meaning in Life Most Beneficial to Young People? Styles of Meaning in Life and Well-Being Among Late Adolescents // Journal of Adult Development.  – 2018. – Vol. 25, Issue 2. – Р. 96–106. DOI: https://doi.org/10.1007/s10804-017-9280-y
  34. Lea-Wood S. S., Clunies-Ross G.  Self-esteem of gifted adolescent girls in Australian Schools // Roeper Review. – 1995. – Vol. 17, Issue 3. – Р. 195–197. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199509553658
  35. Li T., Feng F.  Goal content, well-being, and psychological needs satisfaction in Chinese adolescents // Social Behavior and Personality: An international journal.  – 2018. – Vol. 46, № 4. – Р. 541–550.  DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.6831
  36. Lindwall M., Weman-Josefsson  K., Sebire S. J., Standage M. Viewing exercise goal content through a person-oriented lens: A self-determination perspective // Psychology of sport and exercise. – 2016. – Vol. 27. – Р. 85–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.06.011
  37. Litster K., Roberts J.  The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. – 2011. – Vol. 11, Issue 2. – Р. 130–140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x
  38. Maddi S. R. Hardiness: an Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. – 2004. – Vol. 44, Issue 3. – Р. 279–298. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022167804266101
  39. Malinauskas R., Dumciene A.  Psychological wellbeing and self-esteem in students across the transition between secondary school and university: A longitudinal study // Psihologija. – 2017. – Vol.  50, Issue 1. – Р. 21–36. DOI: https://doi.org/10.2298/PSI160506003M
  40. Martin L. T., Burns R. M., Schonlau M. Mental disorders among gifted and nongifted youth: A selected review of the epidemiologic literature // Gifted Child Quarterly. – 2010. – Vol. 54, Issue 1. – Р. 31–41. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986209352684
  41. Neihart M.  The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. – 1999. – Vol. 22, Issue 1. – Р. 10–17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199909553991
  42. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F.  The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children //  Journal for the Education of the Gifted. – 2018. – Vol. 41, Issue 2. – Р. 193–210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968 
  43. Pollet E., Schnell T.  Brilliant: But What For? Meaning and Subjective Well-Being in the Lives of Intellectually Gifted and Academically High-Achieving Adults // Journal of Happiness Studies. – 2017. – Vol. 18, Issue 5. – Р. 1459–1484.  DOI:https://doi.org/10.1007/s10902-016-9783-4
  44.  Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 141–166.DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.141
  45. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living well: A self-determination theory perspective on Eudaimonia // Journal of Happiness Studies. – 2008. – Vol. 9, Issue 1. – Р. 139–170.DOI:https://doi.org/10.1007/s10902-006-9023-4
  46. Renshaw T. L., Arslan G. Psychometric properties of the Student Subjective Wellbeing Questionnaire with Turkish adolescents: A generalizability study // Canadian  journal of school psychology. – 2016. – Vol. 31, Issue 2. – Р. 139–151. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573516634644
  47. Rinn A. N., Jamieson K. M., Gross C. M., McQueen K. S.  A canonical correlation analysis of the influence of social comparison, gender, and grade level on the multidimensional self-concepts of gifted adolescents // Social Psychology of Education. – 2009. – Vol. 12, Issue 2. – Р. 251–269. DOI:  https://doi.org/10.1007/s11218-008-9076-9
  48. Ritchie  L., Williamon А. Measuring Distinct Types of Musical Self-Efficacy // Psychology of Music. – 2011. – Vol. 39, Issue 3. – Р. 328–344. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735610374895
  49. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudaimonia  // Psychotherapy and psychosomatics. – 2014. – Vol. 83. – Р. 10–28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263
  50. Shek D. T. L., Lu-Yin L. Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a Six-Year Longitudinal Study // Applied Research in Quality of Life.  – 2018.  – Vol. 13, Issue 3.  – Р. 561–584. DOI:  https://doi.org/10.1007/s11482-017-9545-4  
  51. Snyder К. Е., Barger M. M.,  Wormington S. V., Schwartz-Bloom R., Linnenbrink-Garcia L.Identification as Gifted and Implicit Beliefs About Intelligence: An examination of potential moderators // Journal of advanced academics. – 2013. – Vol. 24, Issue 4. – Р. 242–258. DOI: https://doi.org/10.1177/1932202X13507971
  52. Sortheix F. M.,  Schwartz S. H.  Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries // European Journal of Personality. – 2017. – Vol. 31, Issue 2. – Р. 187–201. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2096
  53. Tatli C. Investigating of the subjective well-being of gifted adolescents // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2017. – Vol. 4, Issue 4. – P. 56–63. DOI: https://doi.org/10.18844/prosoc.v4i4.2595
  54. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students // Gifted Child Quarterly. – 1996. – Vol. 40, Issue 1. – Р. 15–23. DOI: https://doi.org/10.1177%2F001698629604000103
  55. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students’ learning activity // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2018. – Vol. XLIII. – P. 147–155. DOI:  https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21
  56. Viejo C., Gomez-Lopez M., Ortega-Ruiz R. Adolescents' Psychological Well-Being: A Multidimensional Measure // International journal of environmental research and public health. –2018. – Vol. 15 (10). – P. 2325. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph15102325
  57. Yang Y., Li P., Kou Y. Orientations to Happiness and Subjective Well-Being in Chinese Adolescents // Child Indicators Research. – 2017. – Vol. 10, Issue 4. – Р. 881–897. DOI:  https://doi.org/10.1007/s12187-016-9410-2
  58. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Differences. – 2011. – Vol. 51, Issue 5. – Р. 566–570. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.05.007
  59. Zimmerman B. J. Self-Efficacy: An Essential Motive to Learn // Contemporary Educational Psychology. – 2000. – Vol. 25, Issue 1. – P. 82–91. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1016
Дата публикации 31.08.2019