Генетические и функциональные закономерности развития учебной деятельности школьника
Проблема и цель. В статье представлено исследование проблемы развития и функционирования учебной деятельности школьника в процессе общего школьного образования. Цель статьи – определить генетические и функциональные закономерности развития учебной деятельности школьника.
Методология. Основой для проведения исследования является системный и системогенетический подход к пониманию структуры, генезиса и функционирования деятельности человека В. Д. Шадрикова. В исследовании использованы как традиционные в психологии организационные и эмпирические методы, так и методы системно-структурного анализа деятельности: анализ системных индексов и функциональной роли элементов в структуре.
Результаты. Выделены два длительных по времени периода развития психологической системы учебной деятельности школьника, в течение которых происходит накопление психологических ресурсов системы (1–7 классы) и переход системы в состояние оптимального функционирования (8–11 классы). В статье исследуются механизмы развития психологической системы учебной деятельности школьника, определяется неравномерность и гетерохронность развития компонентов системы, выявляются общие для всего уровня общего образования и специфичные для отдельных его периодов особенности развития учебной деятельности школьника. Обосновывается, что развитие учебной деятельности в процессе общего образования соответствует основным закономерностям системогенеза деятельности, а результатом общего образования является формирование специфического типа учебной деятельности школьника.
Заключение. Делаются выводы о том, что развитие психологической системы учебной деятельности школьника представляет собой процесс последовательного и длительного решения обучающимся психологических задач разного типа – перестройка компонентного состава деятельности, принятие и освоение нормативных способов деятельности, их перевод в индивидуальные способы обучения и пр. Обобщаются результаты исследования, которые соотносятся с практикой системогенетического анализа разных видов и типов деятельности человека.
системогенез; психологическая система деятельности; учебная деятельность школьника; периоды развития; непрерывность развития.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256954
Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074628052&origin=...
Development of schoolchildren’s learning: Genetic and functional mechanisms
- Шадриков В. Д. Психология деятельности человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 464 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23734352
- Нижегородцева Н. В., Карпова Е. В., Ансимова Н. П. Проблемы системогенеза учебной деятельности: монография. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009. – 420 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24856004
- Вартанова И. И. Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 6. – С. 67–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36647644
- Ветошева В. И., Артемова О. Д. Особенности мотивации учебной деятельности у подростков, обучающихся в лицее и в общеобразовательной школе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 3. – С. 151–164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36332854
- Борисова И. В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 5. – С. 22–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36944525
- Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 99–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773813
- Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 64. – С. 149–157. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/17267080/64/10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29418866
- Васенина Е. А., Петухова М. В., Харунжева Е. В., Соболева Е. В. Эксперимент и межличностное взаимодействие как факторы активизации познавательной деятельности школьника в процессе обучения информатике // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 2. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34961310
- Вербицкий А. А., Ферапонтова М. В., Бутовская Е. В. Личностные качества подростков и юношей в контексте нравственного выбора // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 2. – С. 89–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35353322
- Сорокоумова Е. А., Молостова Н. Ю., Ферапонтова М. В. Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения Z // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 1. – С. 146–152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29109854
- Yeo D. J., Fazio L. K. The optimal learning strategy depends on learning goals and processes: Retrieval practice versus worked examples // Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 111, Issue 1. – Р. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/edu0000268
- Bouwer R., Koster M., van den Bergh H. Effects of a strategy-focused instructional program on the writing quality of upper elementary students in the Netherlands // Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 110, Issue 1. – Р. 58–71. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/edu0000206
- Alioon Y., Delialioğlu Ö. The effect of authentic m‐learning activities on student engagement and motivation // British Journal of Educational Technology. – 2019. – Vol. 50, Issue 2. – P. 655–668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559
- Zamary A., Rawson K. A. Which Technique is most Effective for Learning Declarative Concepts—Provided Examples, Generated Examples, or Both? // Educational Psychology Review. – 2018. – Vol. 30, Issue 1. – Р. 275–301. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10648-016-9396-9
- Proctor H., Weaver H. Family, school and the mass production of parenting advice // British Journal of Educational Studies. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/00071005.2019.1584265
- Santamaria L. Digital personalization in early childhood: Impact on childhood // British Journal of Educational Studies. – 2018. – Vol. 66, Issue 3. – P. 403–406. DOI: https://doi.org/10.1080/00071005.2018.1443717
- Benvenuti M., Toledo T., Simões R., Bizarro L. Comparing illusion of control and superstitious behavior: Rate of responding influences judgment of control in a free-operant procedure // Learning and Motivation. – 2018. – Vol. 64. – P. 27–33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lmot.2017.10.002
- Muro A., Soler J., Cebolla À., Cladellas R. A positive psychological intervention for failing students: Does it improve academic achievement and motivation? A pilot study // Learning and Motivation. – 2018. – Vol. 63. – P. 126–132. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lmot.2018.04.002
- Карпов А. В., Карпова Е. В. Закономерности системогенеза игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 135–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26250853
- Ансимова Н. П. Изменение нормативного способа постановки учебной цели в зависимости от вида цели и ее места в классификации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12, № 4. – С. 80–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28210269
- Нижегородцева Н. В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 216–223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27339610
- Schmidt J., Rosenberg J., Beymer P. A person‐in‐context approach to student engagement in science: Examining learning activities and choice // Journal of Research in Science Teaching. – 2018. – Vol. 55, Issue 1. – P. 19–43. DOI: https://doi.org/10.1002/tea.21409
- Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22331536
- Поварёнков Ю. П. Уточненная характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 4–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35215074