Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 182–196
УДК: 
811.51

Когнитивные аспекты реконструкции образа человека труда (по данным хантыйского языка)

Каксин А. Д. 1 (Абакан, Россия)
1 Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме отражения в языке результатов когнитивной деятельности человека, направленной на познание самого себя. Цель статьи – определить когнитивные аспекты реконструкции образа человека труда по данным хантыйского языка.
Методология. Материалом для исследования послужили словари хантыйского языка, образцы разговорной речи, а также фрагменты из произведений художественной литературы. Основной применяемый метод – описательный.
Результаты. В результате исследования выявлены принципы языкового воплощения образа человека труда, наиболее полно реализуемые в хантыйском языке. Этими принципами являются: опора на лексико-семантическое словообразование как естественный способ категоризации, создание семантической и структурной соотнесенности между единицами текста и их подчинение целевой установке автора. Доказано, что модели номинации и характеристики человека труда в хантыйском языке обусловлены результатами когнитивной деятельности ханты. В этническом сознании закреплен именно такой прототип: человек труда – деятельный, подвижный, тесно связанный с конкретным предметом и местом.
Заключение. Автором выявлены лексические и конструктивные (проявляющиеся в тексте) единицы в хантыйском языке, обобщающие представление о человеке, занятом производительным трудом. Обоснована функциональность и прагматичность средств, выражающих идею «человек труда».

Ключевые слова: 

когнитивная деятельность; ментальность; концептуализация; образ человека; семантика; лексическое значение; синтаксические единицы; хантыйский язык.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256961

Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074629034&origin=...R+IS+2019+AND+NOT+DOCTYPE%28ip%29&relpos=23&citeCnt=0&searchTerm=

Reconstructing the image of ‘the person of work’ in the Khanty language: Cognitive aspects

Библиографическая ссылка:
Каксин А. Д. Когнитивные аспекты реконструкции образа человека труда (по данным хантыйского языка) // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 182–196. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.11
Список литературы: 
  1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. – 1995. – № 1. – С. 37–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18801389
  2. Араева Л. А., Крейдлин Г. Е., Проскурина А. В. Язык телеутов (Работа по описанию языка коренного малочисленного народа России) // Сибирский филологический журнал. – 2017. – № 4. – С. 288–292. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/18137083/61/27 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30743894
  3. Байыроол А. В., Широбокова Н. Н. О частице ‘болза’ в тувинском языке // Сибирский филологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 222–232. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/18137083/60/19 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=29947502
  4. Богословская З. М., Шувалова М. А., Александров О. А. Обыденная метаязыковая рефлексия немцев Сибири: на материале полевых экспедиций в Новосибирской области // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 6. – С. 250–262. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794039
  5. Буркова С. И. Способы выражения именной множественности в русском жестовом языке // Сибирский филологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 174–184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23598868
  6. Валиулина С. В. Языковая репрезентация молчания в невербальном дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-1 (62). – С. 99–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23196760
  7. Готовцева Л. М., Николаева Т. Н., Прокопьева А. К. Базовые бинарные концепты как фрагменты языковой картины мира якутов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – № 3 (17). – С. 21–30. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/2307-6119-2017-3-21-30 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30554650
  8. Калашникова Л. А., Костина Е. А. Психолого-педагогические подходы к понятию «социальная зрелость личности» в зарубежной и отечественной науке // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 18–28. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583945
  9. Кашкин Е. В. Глаголы с семантикой закрывания и открывания в западных говорах хантыйского языка // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – № 4 (18). – С. 16–28. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/2307-6119-2017-4-16-28 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32244518
  10. Кашкин Е. В., Кошкарева Н. Б., Буркова С. И., Казакевич О. А., Кузнецова А. И., Коряков Ю. Б. Полисемия признаковой лексики и ее отражение в диалектологическом атласе уральских языков Ямало-Ненецкого автономного округа: качественный признак ‘скользкий’ // Сибирский филологический журнал. – 2015. – № 1. – С. 209–220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23031695
  11. Кобенко Ю. В. Язык и среда: перспективы средового подхода в лингвистике // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – № 2 (16). – С. 32–44. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/2307-6119-2017-2-32-44 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29899101
  12. Крапивкина О. А. Лингвосемиотический анализ концепта и понятия (на материале текстов научного и научно-популярного дискурса) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 209–222. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962710
  13. Крюкова Е. А. Лингвистическая школа А.П. Дульзона: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям // Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. – № 4 (42). – С. 18–21. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/19988613/42/3 https://elibrary.ru/item.asp?id=26674644
  14. Прокофьева В. Ю., Черенкова Ю. В. Поэтическое представление локуса Россия через абстрактное имя (на материале русской поэзии XX в.) // Вестник славянских культур. – 2014. – № 2 (32). – С. 130–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21638561
  15. Селютина И. Я., Уртегешев Н. С. Фонетические изменения в позициях сандхи в аналитических формах тюркского глагола как феномен исторической памяти этноса // Сибирский филологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 136–158. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/18137083/59/10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29418898
  16. Tatevosov S. Event Structure And The Nenets Verb: Notes On The Actionality And Argument Realization Of The Iterative // Linguistica Uralica. – 2017. – Т. 53, № 3. – С. 197–225. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2017.3.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31087583
  17. Цыпанов Е. А. Семантическая оппозиция керка/коркагорт/гурт в пермских языках // Linguistica Uralica. – 2016. – Т. 52, № 4. – С. 266–272. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2016.4.03
  18. Чертыкова М. Д. Структурно-семантическая парадигма хакасских фразеосочетаний по типу имя + сал- “положить” и имя + тут- “держать” // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2018. – № 2 (20). – С. 64–74. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/2307-6119-2018-2-64-74 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35331280
  19. Ainsworth Z.-J. Declension Classes in Livonian – a Language-User Abstractive Approach // Linguistica Uralica. – 2019. – Т. 55, № 1. – С. 1–21. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2019.1.01
  20. Dalrymple M., Nikolaeva I. Objects and Information Structure. Cambridge Studies in Linguistics. – Cambridge University Press, 2011. – 262 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511993473
  21. De Costa P.I., Norton B. Introduction: Identity, Transdisciplinarity, and the Good Language Teacher // The Modern Language Journal. – 2017. – Vol. 101, Issue S1. – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1111/modl.12368
  22. Greenberg M. T., Domitrovich C. E., Weissberg R. P., Durlak J. A. Social and emotional learning as a public health approach to education // The Future of Children. – 2017. – Vol. 27, № 1. – P. 13–32. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/foc.2017.0001  URL: https://www.jstor.org/stable/44219019
  23. Habicht K., Hennoste T., Jürine A., Metslang H., Ogren D., Pärismaa L., Sokk O. Language Change Mirroring Social Change: Constructions with saama ’get’ and Non-Finite Verb Forms in Different Periods and Registers of Written ­Estonian // Linguistica Uralica. – 2018. – Т. 54, № 3. – С. 169–190. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2018.3.02
  24. Lovat T. Values education as good practice pedagogy: Evidence from Australian empirical research // Journal of Moral Education. – 2017. – Vol. 46, Issue 1. – P. 88–96. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1268110
  25. Maticsák S. Lexical Innovations in the Erzya-Mordvin Translations of The Lord’s Prayer // Linguistica Uralica. – 2017. – Т. 53, № 1. – С. 1–19. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2017.1.01
  26. Timár B. The Expression of Volition in Meadow Mari // Linguistica Uralica. – 2018. – Т. 54, №  4. – С. 259–269. DOI: http://dx.doi.org/10.3176/lu.2018.4.02
Дата публикации 31.08.2019