Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 3, С. 238–253
УДК: 
159.91+ 159.922

Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультурной среде

Чанчаева Е. А. 1 (Горно-Алтайск, Россия), Сидоров С. С. 1 (Горно-Алтайск, Россия), Остапович О. В. 1 (Горно-Алтайск, Россия), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Горно-Алтайский государственный университет"
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема школьной адаптации, интеллектуального и социально-психического развития школьника. Цель: выявить особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультурной среде.
Методология. Программа исследования включала оценку у детей следующих показателей: 1) концентрацию саливарного кортизола как показателя психоэмоционального напряжения организма; 2) уровень тревожности; 3) уровень самооценки; 4) когнитивные показатели: объем механической, смысловой и образной памяти; время концентрации внимания; скорость зрительно-моторных реакций.
Результаты. У 27 % первоклассников выявлены признаки высокого уровня тревожности, у 13 % – занижена самооценка. У большей части обследованных детей обнаружена недостаточная сформированность высших психических функций. Так, у 69 % детей зарегистрировано отсутствие совпадений условного сигнала с ответной реакцией, у 50–82 % – низкий уровень объема памяти, у 13 % – слабая концентрация внимания. У алтайских детей, имеющих преобладание возбуждения, эмоционального напряжения и тревожности, были выявлены более низкие показатели продуктивности памяти. У русских детей, напротив, повышенное возбуждение и эмоциональное напряжение способствовали концентрации внимания и лучшему запоминанию. В общей группе мальчиков чаще проявлялась тревожность, были ниже показатели концентрации внимания.
Заключение. Для решения педагогической проблемы адаптации первоклассников необходимо проведение коррекционных мероприятий по снижению у них тревожности и эмоционального напряжения с учетом их этнической принадлежности.

Ключевые слова: 

школьная адаптация; первоклассники; поликультурная среда; тревожность; эмоциональное напряжение; самооценка; память; внимание; зрительно-моторная реакция.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538218

Процентиль актуальности SciVal: 98.368 Hydrocortisone | Trier | Awakening

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071476125&origin=...

Peculiarities of correlation between cognitive parameters and anxiety and self-assessment levels in year-1 schoolchildren within the polycultural environment

Библиографическая ссылка:
Чанчаева Е. А., Сидоров С. С., Остапович О. В., Айзман Р. И. Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультурной среде // Science for Education Today. – 2019. – № 3. – С. 238–253. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.14
Список литературы: 
  1. Баранов А. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – Т. 67, № 8. – С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.15690/vramn.v67i8.346 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17961032
  2. Бартош Т. П., Бартош О. П. Особенности эмоциональной сферы подростков различных этнических групп Магаданской области // Тюменский медицинский журнал. – 2015. – Т. 17, № 4. – С. 7–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25412123
  3. Березина Н. О., Степанова М. И., Лашнева И. П. Особенности физического развития современных дошкольников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 4. – С. 34–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32540060
  4. Винокурова С. П., Саввина Н. В. Количественные показатели когнитивной деятельности у детей младшего школьного возраста 7–9 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат» // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 86–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22027340
  5. Джиоева Г. Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 2 (23). – С. 89–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35326130
  6. Жукова Н. В., Рыбакова Л. А. Контекстный подход к изучению содержания кросскультурного контекста обучающегося (на примере эмпирического исследования адаптации первоклассников к школе) // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С.  95–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30710600
  7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. – 2018. – № 9. – С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594218
  8. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Ефимова Н. В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2015. – № 1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23861122
  9. Литвиненко Н. В., Чернова Н. Н. Направления психологической коррекции школьной тревожности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т13. – С. 51–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28769936 
  10. Молчанова Л. Н., Корсунова Е. Д. Гендерные особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 37, № 2. – С. 336–347. DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-336-3489. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35128443
  11. Наумова М. В., Айварова Н. Г., Миронов А. В. Исследование особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 1. – С. 45–53. DOI: http://dx.doi.org/10.24888/2073-8439-2019-45-1-45-53 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37114403
  12. Пирмагомедова Э. А., Нагиева А. Т., Каибова А. А. Исследование особенностей самооценки в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2 (57). – С. 81–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25935015
  13. Пронина А. Н., Сушкова И. В., Яковлева И. В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 89–103. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962762
  14. Сундеева Л. А., Шейкина Е. А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 4 (21). – С. 410–412. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32239310
  15. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Кузенкова Л. М., Маслова О. И., Глоба О. В., Андреенко Н. В., Гончарова Г. А., Сахаров В. Г. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса // Российский педиатрический журнал. – 2009. – № 2. – С. 28–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12894039
  16. Тарасова С. Ю. «Неадекватное спокойствие» как скрытая форма тревожности у жертв школьной травли // Психическое здоровье. – 2019. – № 1. – С. 29–33. DOI: http://dx.doi.org/10.25557/2074-014X.2019.01.29-33 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37109298
  17. Филиппова Т. А., Верба А. С. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. – 2013. – № 4 (37). – С. 145–158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23387428
  18. Шадрина С. Н., Борисова Л. П. Традиции в нравственном воспитании младших школьников // European Social Science Journal. – 2012. – № 6 (22). – С. 309–314. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17968806
  19. Adamovskaya O. N., Ermakova I. V., Selverova N. B. Features of Vegetative and Hormonal Reactivity in Mental Activity in Children and Teenagers // Human physiology. – 2018. – Vol. 44, Issue 5. – P. 503–509. DOI: https://doi.org/10.1134/S036211971805002X
  20. Benito E., Kerimoglu C., Ramachandran B., Pena-Centeno T., Jain G., Stilling R. M., Islam R., Capece V., Zhou Q., Edbauer D., Dean C., Fischer A. RNA-Dependent Intergenerational Inheritance of Enhanced Synaptic Plasticity after Environmental Enrichment // Cell Reports. – 2018. – Vol. 23, Issue 2. – P. 546–554. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.celrep.2018.03.059  
  21. Chiappelli F. Translational Oral Science Implications for Systemic Clinical Research // International Journal of Dentistry and Oral Science. – 2016. – Vol. 03 (3). – P. 209–212. DOI: http://dx.doi.org/10.19070/2377-8075-1600044
  22. Dieleman G. C., Huizink A. C., Tulen J. H. M., Utens E. M. W. J., Creemers H. E., der Ende J., Verhulst F. C. Alterations in HPA-axis and autonomic nervous system functioning in childhood anxiety disorders point to a chronic stress hypothesis // Psychoneuroendocrinology. – 2015. – Vol. 51. – P. 135–150. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.psyneuen.2014.09.002  
  23. Djordjic V., Tubic T., Jaksic D. The Relationship between Physical, Motor, and Intellectual Development of Preschool Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 3–7. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.114
  24. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9–10 лет // Физиология человека. – 2019. – Т. 45, № 1. – С. 37–48. DOI: http://dx.doi.org/10.1134/S0131164618050065 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36954074
  25. Llamas-Velasco S., Contador I., Villarejo-Galende A., Lora-Pablos D., Bermejo-Pareja F. Physical Activity as Protective Factor against Dementia: A Prospective Population-Based Study (NEDICES) // Journal of the International Neuropsychological Society. – 2015. – Vol. 21, Special Issue 10. – P. 861–867. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S1355617715000831
  26. Steinberg E. A., Drabick D. A. G. A developmental psychopathology perspective on ADHD and comorbid conditions: The Role of Emotion Regulation // Child Psychiatry and Human Development. – 2015. – Vol. 46, Issue 6. – P. 951–966. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-015-0534-2
  27. Tvardovskaya A. A., Sаvinar E. V. Development of higher mental functions in first-grades during the school year depending on the intensity of educational activities // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11, Issue 8. – P. 2085–2097. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.580a  URL: http://www.ijese.net/makale/376
  28. Wijnhoven T. M. A., van Raaij J. M. A., Spinelli A., Starc G., Hassapidou M., Spiroski I., Rutter H., Martos É., Rito A. I., Hovengen R., Pérez-Farinós N., Petrauskiene A., Eldin N., Braeckevelt L., Pudule I., Kunešová M., Breda J. WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative: body mass index and level of overweight among 6–9-year-old children from school year 2007/2008 to school year 2009/2010 // BMC Public Health. – 2014. – Vol. 14. – P. 806. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1471-2458-14-806
Дата публикации 30.06.2019