Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 2, С. 187–200
УДК: 
37.026.9

Особенности социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания

Манюкова Е. В. 1 (Череповец, Россия), Попова С. И. 2 (Череповец, Россия)
1 Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова
2 Череповецкий государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания. Цель исследования – выявить и описать особенности социального конструирования гражданской идентичности школьников разных возрастных групп в условиях поликультурного воспитания.
Методология. Теоретическую основу исследования составил подход Х. Тэджфела, в котором социальная идентичность рассматривается как часть индивидуальной Я-концепции. Эмпирическая основа представлена проективными методиками для учащихся разных возрастных групп: младший подросток, старший подросток и ранняя юность (IV, VIII и X классы). Всего в исследовании приняло участие 360 школьников.
Результаты. В качестве фактора социального конструирования гражданской идентичности учащихся в процессе воспитания представлены ценностные ориентации. В ходе проведения эмпирического исследования выявлено, что в условиях поликультурного воспитания преобладает апелляция к знаниям и почти отсутствует обращение к значимым переживаниям школьников, развитию практически-действенного компонента ценностных ориентаций. Для учащихся характерно стремление к осмыслению собственной жизни и своего «Я» в этой жизни. В процессе развития гражданского общества важно проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Процесс социального конструирования гражданской идентичности должен осуществляться как на уроке, так и в целом в школе, включаться в жизнедеятельность учащихся.
Заключение. Авторами делаются выводы об особенностях социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания.

Ключевые слова: 

социальное конструирование; ценностные ориентации; гражданская идентичность; поликультурное воспитание; базовые и инструментальные ценности; индивидуальная траектория; личностный смысл.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772192

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085871125&origin=...

Schoolchildren's national identity within the framework of multicultural education: Specifics of social construction

Библиографическая ссылка:
Манюкова Е. В., Попова С. И. Особенности социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 187–200. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.12
Список литературы: 
  1. Erentaite R., Vosylis R., Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does school experience relate to adolescent identity formation over time? Cross-lagged associations between school engagement, school burnout and identity processing styles // Journal of Youth and Adolescence. – 2018. – Vol.  47 (4). – P. 760–774. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1 
  2. Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Гражданское общество как фактор формирования гражданской идентичности и гражданской социализации // Вопросы психологии. – 2017. – № 5.  – С. 3–13.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367227 
  3. Попова С. И. Технология регулирования эмоциональных состояний учащегося // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 187–204. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2018.1.9  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155914 
  4. Гусельцева М. С. Трансдисциплинарный подход в современной психологии // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 3–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735668 
  5. Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Прагматическое/непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 23–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36735670 
  6. Неврюев А. Н., Гулевич О. А., Некрасова Е. А. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на примере гражданской войны в Сирии) // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 17–26. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000066-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744927
  7. Хотинец В. Ю., Плетников А. И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 72–85. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S020595920000072-5   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35744939
  8. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В.  Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 215–233. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191475
  9. Lovat T. Values education as good practice pedagogy: Evidence from Australian empirical research // Journal of Moral Education. – 2017. – Vol. 46 (1). – P. 88–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03057240.2016.1268110 
  10. Моросанова В. И., Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. Факторы позитивной адаптации мигрантов: анализ теоретических подходов // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 5. – С.  104–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24376992 
  11. Rudnev M. Value Adaptation Among Intra-European Migrants: Role of Country of Birth and Country of Residence // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2014. – Vol. 45 (10). – P. 1626–1642. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022114548482 
  12. Berndsen M., Gausel N. When majority members exclude ethnic minorities: The impact of shame on the desire to object to immoral acts // European Journal of Social Psychology. – 2015. – Vol.  45  (6). – P. 728–741. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ejsp.2127
  13. Park H., Joo J., Quiroz B., Greenfield P. M. Factors Influence Cultural Values: Comparing European American With Korean Mothers and Children in Three Settings – Rural Korea, Urban Korea, and Los Angeles // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2015. – Vol. 46 (9). – P. 1131–1149. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022022115600258  
  14. Taormina R. J., Shamionov R. M. A New Measure of Traditional Values Across Cultures: China and Russia Compared // Psychological Thought. – 2016. – Vol. 9 (2). – P. 197–221. DOI: http://dx.doi.org/10.5964/psyct.v9i2.202 
  15. Уайханова М. А., Ушакова Н. М. Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С.  200–214. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.14  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191474
  16. Portnow S., Downer J. T., Brown J. Reductions in aggressive behavior within the context of a universal, social emotional learning program: Classroom- and student-Level mechanisms // Journal of School Psychology. – 2018. – Vol. 68. – P. 38–52. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jsp.2017.12.004 
  17. Williford A., Boulton A. J., Jenson J. M. Transitions between subclasses of bullying and victimization when entering middle school // Aggressive behavior. – 2014. – Vol. 40 (1). – P. 24–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ab.21503 
  18. Асмолов А. Г., Сорокина С. С. Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 3–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38096351
  19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Conceptualization of safety principle of educational practices  // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija. – 2015. – Vol. 6 (4). – P. 180–188. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/zhmnp.2015.6.180 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25378496
  20. Oberle E., Domitrovich C. E., Meyers D. S., Weissberg R. P. Establishing systemic social and emotional learning approaches in schools: A framework for schoolwide implementation // Cambridge Journal of Education. – 2016. – Vol. 46 (3). – P. 277–297. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0305764X.2015.1125450  
  21. Domitrovich C. E., Durlak J. A., Staley K. S., Weissberg R. P. Social-emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk school children // Child Development. – 2017. – Vol. 88 (2). – P. 408–416. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12739 
  22. Sanderson R., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T., Crompton T. Strangers in a Strange Land: Relations Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10 (3). – P. 559–570. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00559 
  23. Тахохов Б. А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 73–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256955
  24. Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – C. 99–108. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220609   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30773813
  25. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. – 2019. – №  3.  – С. 255–265. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.3.19  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545603
Дата публикации 30.04.2020