Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 81–95
УДК: 
371

Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология

Жафяров А. Ж. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование проблемы успешности развития экономической ячейки (фирмы, отрасли, объединения отраслей или страны в целом).
Методология. Методология решения этой проблемы основана на компетентностном методе реализации эффективного взаимодействия управленцев высшей власти, науки, образования, здравоохранения и производства. Цель: построить иерархическую модель исчисления специфических компетенций и соответствующих компетентностей, которая будет способствовать решению следующих важнейших задач.
Задача 1. Выявить приоритетные направления развития экономических ячеек; определить главные проблемы этих направлений; построить структуру главных проблем в виде соответствующей последовательности базисных (мельчайших и неделимых, но содержательных) компетенций.
Задача 2. Разработать методологию и технологию подготовки креативно компетентных специалистов по базисным компетенциям главных проблем.
Эти задачи решают временные экспертные комиссии, состоящие из компетентных кадров высшего руководства, науки, производства, образования и т. д.
Результаты. Построена модель ИМПККС – иерархическая модель подготовки креативно компетентных специалистов для работы по приоритетным направлениям развития экономических ячеек, основанная на усовершенствованной методологии и технологии автора по компетентностному подходу. Первые три этапа этой модели содержат методологию и технологию научного управления компетенциями, описывающими то, что должны уметь делать специалисты для оптимального развития экономических ячеек. Последние три этапа характеризуют методологию и технологию подготовки кадров, которые компетентны реализовать задуманный план – результат деятельности экспертных комиссий на первых трех этапах.
Заключение. Внедрение предлагаемой модели в образовательный процесс будет способствовать повышению качества математического образования и уровню подготовки креативно компетентных специалистов.

Ключевые слова: 

компетенция; компетентность; противоречивая теория; теорема К. Геделя; методология компетентностного подхода; иерархическая модель подготовки; качество математического образования.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191466

Процентиль актуальности SciVal: 22.577 Mental Competency | Competence Development | Educational Reform

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065960467&origin=...

Competence approach: Consistent theory and technology

Библиографическая ссылка:
Жафяров А. Ж. Компетентностный подход: непротиворечивая теория и технология // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 81–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.06
Список литературы: 
  1. Bergsmann E., Schultes M.-Th., Winter P., Schober B., Spiel Ch. Evaluation of competence-based teaching in higher education: From theory to practice // Evaluation and Program Planning. – 2015. – Vol. 52. – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2015.03.001
  2. Cheetham G., Chivers G. The reflective (and competent) practitioner: a model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. – 1998. – Vol. 22, Issue 7. – P. 267–276. DOI: https://doi.org/10.1108/03090599810230678
  3. Dewey J. Experience and education. – N.Y.: Simon and Schuster, 2007. – 96 р. URL: https://scholar.google.com/scholar?hl=en&q=J%20Dewey%2C%20Experience%20and%20education%20%28Simon%20and%20Schuster%2C%202007%29%20J%20Dewey%2C%20Experience%20and%20education%20%28Simon%20and%20Schuster%2C%202007%29 
  4. Gravina E. W. Competency-Based Education and Its Effect on Nursing Education: A Literature Review // Teaching and Learning in Nursing. – 2017. – Vol. 12, Issue 2. – P. 117–121. DOI: https://doi.org/10.1016/j.teln.2016.11.004
  5. Judrups J., Zandbergs U., Arhipova I., Vaisnore L. Architecture of a Competence – Based Human Resource Development Solution // Procedia Computer Science. – 2015. – Vol. 77. – P. 184–190. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.12.382
  6. Markham T., Lenz B. Ready for the world // Educational leadership. – 2002. – Vol. 59, № 7. – Р. 76–80. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Ready%20for%20the%20world&author=T.%20Markham&author=B.%20Lenz&journal=Educational%20Leadership&volume=59&pages=76-80&publication_year=2002
  7. Miranda S., Orciuoli F., Loia V., Sampson D. An ontology-based model for competentce management // Data and Knowledge Engineering. – 2017. – Vol. 107. – P. 51–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.datak.2016.12.001
  8. Pijl-Zieber E. M., Barton S., Konkin J., Awosoga O., Caine V. Competence and competency-based nursing education: Finding our waythrough the issues // Nurse Education Today. – 2014. – Vol. 34, Issue 5. – P. 676–678. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.09.007
  9. Rezgui K., Mhiri H., Ghédira K. Ontology-based e-Portfolio modeling for supporting lifelong competency assessment and development // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 112. – P. 397–406. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.08.041
  10. Stefanutti L., de Chiusole D. On the assessment of learning in competence based knowledge space theory // Journal of Mathematical Psychology. – 2017. – Vol. 80. – P. 22–32. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.jmp.2017.08.003  
  11. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Линейная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 279 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21607042 
  12. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21835742
  13. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Формирование базисных компетенций и компетентностей по теме «Функция переменных высоких степеней и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 140 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25990251 
  14. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Слепцова А. Е., Федотова М. Е. Формирование базисных компетенций и компетентностей по теме: «Функция переменных рациональных степеней и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 120 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36554297 
  15. Жафяров А. Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 105–115. DOI: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26367170  
  16. Жафяров А. Ж. Реализация технологии внедрения компетентностного подхода в школьном курсе математики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 71–84. DOI: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29059636  
  17. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности по теме: «Показательные и логарифмические функции и их приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 122 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34887792  
  18. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Рожков А. А., Красноштанова Н. Н., Семчук И. В. Компетентностный подход как стратегическая линия в подготовке профессиональных кадров // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 1 (57). – С. 130–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23457224  
  19. Шкерина Л. В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: учебное пособие. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2015. – 264 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24224957
Дата публикации 30.04.2019