Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 52–66
УДК: 
101 + 316.3/.4

Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы развития интеллектуального потенциала личности, ее способности к рефлексии и самоанализу. Цель статьи – определить основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.
Методология. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы информационного и знаниевого развития общества, рефлексивности познавательных процессов, философии образования. Философия образования как методологическая основа исследования предполагает раскрытие общих закономерностей и тенденций когнитивного развития личности в образовательном процессе.
Результаты. Определено основное понимание, которое вкладывают современные исследователи в понятия «рефлексия» и «рефлексивные умения личности», в контексте проблем развития интеллектуального потенциала личности. Определяется, что рефлексивные умения личности являются механизмом и условием ее развития на фоне возрастания значимости теоретической рефлексии над наукой. Выявлены особенности влияния коммуникационных и информационных детерминант на процессы формирования информации и знания. Особое внимание уделяется выявлению причин, обусловливающих увеличение объемов знания, но снижающих и качество его рефлексии, и качество усвоения личностью. Определяются основные возможности осуществления содержательной рефлексии получаемой личностью информации. Подчеркивается, что необходимо развитие системности образовательного знания как системы мировоззренческих знаний личности, формирующихся на основе принципов философской рефлексии.
Заключение. Обобщаются основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

Ключевые слова: 

развитие личности; рефлексивные принципы развития; современное образование; философская рефлексия; качество рефлексии; устойчивое развитие общества; информационное развитие.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191464

Процентиль актуальности SciVal: 97.250 Initial Teacher Education | Teacher Identity | Self-Study

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065962668&origin=...

Reflexive principles of personal development in the changing information content

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04
Список литературы: 
  1. Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 1859–1866. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.848
  2. Beltramo J. L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 63. – P. 326–337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.007 
  3. Chiţiba C. A. Lifelong learning challenges and opportunities for traditional universities // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 1943–1947. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.408  
  4. Choi K.-H., Shin S. Population aging, economic growth, and the social transmission of human capital: An analysis with an overlapping generations model // Economic Modelling. – 2015. – Vol. 50. – P. 138–147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2015.05.015  
  5. Diaz-Fernandez M., Pasamar-Reyes S., Valle-Cabrera R. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: a structural perspective // BRQ Business Research Quarterly. – 2017. – Vol. 20, Issue 1. – P. 63–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brq.2016.03.002   
  6. Ergas O. Reclaiming ethics through “self”: A conceptual model of teaching practice // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 68. – P. 252–261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.013 
  7. Gogan L. M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational performance // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 221. – P. 194–202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.106   
  8. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 19–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079
  9. Korhonen H., Heikkinen H., Kiviniemi U., Tynjälä P. Student teachers' experiences of participating in mixed peer mentoring groups of in-service and pre-service teachers in Finland // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 61. – P. 153–163. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.10.011 
  10. Koukourikos P., Papadopoulos K. Development of cognitive maps by individuals with Blindness using a multisensory application // Procedia Computer Science. – 2015. – Vol. 67. – P. 213–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.09.265
  11. Laal M. Lifelong Learning and Technology // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 83. – P. 980–984. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.182  
  12. Le Roux I. New large class pedagogy: developing students’ whole brain thinking skills // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 15. – P. 426–435. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.116 
  13. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P.  47–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.024 
  14. Pasban M., Nojedeh S. H. A review of the role of human capital in the organization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 230. – P. 249–253. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.09.032  
  15. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol.  11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17     
  16. Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 278–290. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.018 
  17. Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25, Issue 3. – P. 342–361.  DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
  18. Svojanovsky P. Supporting student teachers’ reflection as a paradigm shift process // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P. 338–348. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.001 
  19. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö K. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 63. – P. 126–136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013 
  20. Tzeremes N. G. The effect of human capital on countries’ economic efficiency // Economics Letters. – 2014. – Vol. 124, Issue 1. – P. 127–131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2014.05.006   
  21. Wahlgren B., Mariager-Anderson K., Sørensen S. H. Expanding the traditional role of the adult education teacher – the development of relation-al competences and actions // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 303–311. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.09.005  
  22. Wohlin C., Šmite D., Brede Moe N. A general theory of software engineering: balancing human, social and organizational capitals // Journal of Systems and Software. – 2015. – Vol. 109. – P. 229–242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2015.08.009   
  23. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01
  24. Далингер В. А. Рефлексивные задачи как средство, обеспечивающее понимание учебного материала по математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 8. – С. 118–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17955339 
  25. Динер Е. В., Мосунова Л. А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 34–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.03
  26. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. – Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева, 2008. – 270 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299
  27. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования: монография. – М.: Наука, 2006. – 221 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19972847
  28. Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 135–152. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08   
  29. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634
  30. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08
  31. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
  32. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
  33. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 54–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277
  34. Степанова Л. Н. Индивидуальные образовательные траектории в контексте вузовского образования // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 88–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085284
  35. Судоргина Л. В. Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений как основа качественного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 3. – С. 78–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737915
  36. Трофимов В. М. О математической природе сообразительности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 151–170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10   
Дата публикации 30.04.2019