Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 214–230
УДК: 
159.928.23

Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя

Гончаревич Н. А. 1 (Красноярск, Россия), Шайдурова О. В. 1 (Красноярск, Россия), Ковалевич И. А. 1 (Красноярск, Россия), Помазан В. А. 1 (Красноярск, Россия), Ростовцева М. В. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования педагогической толерантности как условия эффективной профессиональной деятельности учителя в процессе обучения и воспитания обучающихся. Цель статьи – выявить уровень педагогической толерантности в зависимости от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя.
Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход, который определяет толерантность как личностное качество, позволяющее осуществлять эффективную коммуникацию педагога в проблемных ситуациях с детьми и способствующее развитию и эффективной социализации ребенка (Gilltspie D., Gural S. K., Kim-Maloney).
В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: 1) тест на исследование педагогической толерантности А. А. Зиновкина; 2) определение коммуникативной толерантности В. В. Бойко; 3) факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 18 г. Красноярска. Выборку испытуемых составили учителя средней школы в количестве 71 человека.
Результаты. Выявлено, что динамика компонентов педагогической и коммуникативной толерантности зависит от стажа профессиональной деятельности. Для учителей характерно повышение выраженности толерантного поведения в период педагогической деятельности от 4 до 7 лет, снижение – от 20 до 40 лет, что может быть обусловлено синдромом профессионального выгорания.
Определено, что высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, адекватная оценка ситуации, терпение, отсутствие конкуренции, уверенность в себе и своих возможностях, нечувствительность к одобрению или неодобрению со стороны других, терпимость к трудностям, коммуникабельность, целеустремленность, осознание и соблюдение социальных требований взаимосвязаны и обусловливают высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности.
Статистически обосновано, что коммуникативно-педагогическая толерантность взаимосвязана с такими личностными качествами, как высокий интеллект, эмоциональная стабильность, проницательность, способность сдерживать тревожность, отсутствие подозрительности и склонности к чувству вины.
Заключение. Выявлена зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя (высокий интеллект, эмоциональная стабильность, подозрительность, проницательность, чувство вины, радикализм, тревожность).

Ключевые слова: 

толерантность; педагогическая толерантность; коммуникативная толерантность; индивидуально-личностные особенности; образовательная среда; терпимость

Процентиль актуальности SciVal: 97.701 Creative Performance | Implicit Theories | Gifted

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074646936&origin=...

Dependence of teachers’ tolerance level on their teaching experience and some personality traits

Библиографическая ссылка:
Гончаревич Н. А., Шайдурова О. В., Ковалевич И. А., Помазан В. А., Ростовцева М. В. Зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 214–230. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.13
Список литературы: 
  1. Arquero J. L., Fernandez-Polvillo C., Hassall T., Joyce J. Relationships between communication apprehension, ambiguity tolerance and learning styles in accounting students // Revista de Contabilidad. – 2017. – Vol. 20, Issue 1. – P. 13–24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rcsar.2015.10.002
  2. Hu Liang Cai. Interaction between human being and urban culture space: one of the motivations for higher education internationalisation // Интеграция образования. – 2016. – Vol. 20, №  2  (83). – P. 150–157. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.150-157 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100373
  3. Cornish F., Campbell C., Montenegro C. Activism in changing times: reinvigorating community psychology – introduction to the special thematic section // Journal of Social and Political Psychology. – 2018. – Vol. 6, № 2. – P. 526–542. DOI: https://doi.org/10.5964/jspp.v6i2.1111
  4. Dede C., Grotzer T. A., Camarainen A., Metcalf S. EcoXPT: designing for deeper learning through experiments in a virtual ecosystem with immersion // Journal of Educational Technology and Society. – 2017. – Vol. 20, № 4. – P. 166–178. URL: https://www.jstor.org/stable/26229215
  5. Dovark M., Johansson M. Personalized education as a repressive tolerance: a comparative ethnographic analysis of research in three Swedish schools // Ethnography and education. – 2016. – Vol. 11, Issue 3. – P. 331–344. DOI: https://doi.org/10.1080/17457823.2015.1101383 
  6. Gebert D., Buengeler C., Heinitz K. Tolerance: a neglected dimension in diversity training? // Academy of Management Learning & Education. – 2017. – Vol. 16, № 3. – P. 415–438. DOI: https://doi.org/10.5465/amle.2015.0252 
  7. Гиллеспи Д., Гураль С. К., Ким-Малони А. А. Продвижение русского языка в евразийское пространство через культуру и образ жизни народов Сибири // Язык и культура. – 2017. – № 40. – С. 8–19. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/40/1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664639
  8. Gray E. Teaching and tolerance: aversive and divisive pedagogical encounters // Discourse-studies in the cultural politics of education. – 2018. – Vol. 39, Issue 3. – P. 422–433. DOI: https://doi.org/10.1080/01596306.2016.1273881
  9. Mistry R. S., Nenadal L., Hazelbaker T., Griffin K. M., White E. S. Promoting school age children of wealth, poverty, and civic engagement // PS, Political science & politics. – 2017. – Vol. 50, Issue 4. – P. 1068–1073. DOI: https://doi.org/10.1017/S1049096517001329
  10. Paredes C. L. Immigrant Tolerance as a Dimension of Cosmopolitanism: An Explanation of Attitudes towards Immigrants in Houston // Sociological Spectrum. – 2017. – Vol. 37, Issue 3. – P. 149–170. DOI: https://doi.org/10.1080/02732173.2017.1299598 
  11. Parker C. Pedagogical tools for peacebuilding education: involvement and empathy with different perspectives in multicultural primary classes // Theory and research in the field of social education. – 2016. – Vol. 44, Issue 1. – P. 104–140. DOI: https://doi.org/10.1080/00933104.2015.1100150 
  12. Praag B. V., Sanchez H. S. Mobile technology in second language classrooms: Insights into its uses, pedagogical implications, and teacher beliefs // ReCALL. – 2015. – Vol. 27, Supplement 3. – P. 288–303. DOI: https://doi.org/10.1017/S0958344015000075
  13. Rohr F. The subject-object-relationship in Karl Jaspers' periechontology: a contribution to an education for openness, tolerance and existential realization // ETD educacao tematica digital. – 2016. – Vol. 18, № 3. – P. 596–613. DOI: https://doi.org/10.20396/etd.v18i3.8646186
  14. Ценкова А. К., Йорданова Л. К., Кирякова Г. Г. Межкультурная компетентность учителя нового типа // Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13, № 2. – P. 53–60. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.2.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36335289
  15. Villarejo-Carballido B., Pulido C. M., de Botton L., Serradell O. Dialogic model of prevention and resolution of conflicts: evidence of the success of cyberbullying prevention in a primary school in Cataloni // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16 (6). – P. 918. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16060918
  16. Воднева С. Н., Донина И. А., Шерайзина Р. М. Педагогическая толерантность как междисциплинарный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (166). – С. 144–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25291462  
  17. Лебедева Е. В., Заводчиков Д. П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов // Инновационная наука. – 2018. – №  12. – С. 452–464. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-452-464  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36763192
  18. Мерзлякова Д. Р. Разработка опросника самооценки профессионального «выгорания» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 53–71.DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962758
  19. Морозова О. П. Педагогическая толерантность учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2, № 2. – С. 176–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20406744
  20. Морозова О. П. Современные тенденции и принципы развития профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6 (28). – С.  15–26. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1506.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25112113
  21. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2018. – Т. 8, № 1. – С.  7–22. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583
  22. Савченков А. В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 22–40. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.02  URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36433776
  23. Садовникова Н. О., Сергеева Т. Б. Смысловая саморегуляция в контексте переживания педагогами профессионального кризиса личности // Научный диалог. – 2018. – № 1. – С.  265–277. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-1-265-277 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32335806
  24. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. К вопросу о толерантности школьных учителей и студентов педагогических специальностей в контексте российского инклюзивного образования // Научный диалог. – 2017. – № 7. – С. 207–223. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-207-223 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29761384
  25. Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Соколова Н. А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 6. – С. 87–100. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794030
Дата публикации 31.08.2019