Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 197–213
УДК: 
378.14

Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития

Саламатина Ю. В. 1 (Екатеринбург, Россия)
1 Уральский государственный экономический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Автором исследуется проблема подготовки будущих учителей, обладающих навыками эмпатийного поведения и эмпатийной культурой. Цель статьи заключается в определении стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.
Методология. Исследование проводилось на основе методологических подходов для построения концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей (системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный подходы). Методами исследования послужили обсервационные методы (наблюдение, самооценка); праксиметрические методы (метод изучения результатов деятельности); психодиагностические методы.
Результаты. В статье на основе анализа научных исследований выявлено, что феномен эмпатийной культуры будущих учителей практически не исследован, а только определяется как научная проблема. Автор выявил особенности формирования эмпатийной культуры и эмпатического поведения будущих учителей, обосновал необходимость в разработке способов формирования данных эмпатических качеств, адаптированных к использованию в условиях поликультурного образовательного пространства.
На основе анализа научных исследований автор выявил и реализовал стратегию формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития. В статье дана подробная характеристика представленной стратегии, обоснована ее значение для процесса обучения при подготовке будущих учителей. Важно, что благодаря данной стратегии, формирование эмпатийной культуры будущих учителей можно осуществлять при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.
Заключение. Обобщается содержание стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития.

Ключевые слова: 

эмпатийная культура; эмпатия; рефлексия; эмпатическое слушание; рефлексивный дневник; модель Дрисколла; метод ожидаемого результата; эмпатийно-коммуникативные навыки.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256962

Процентиль актуальности SciVal: 88.377 Service Learning | Community Engagement | Civics

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074666107&origin=...

The strategy of forming pre-service school teachers’ empathic culture: Peculiarities of manifestation and development

Библиографическая ссылка:
Саламатина Ю. В. Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 197–213. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.12
Список литературы: 
  1. Балева М. В. Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 68. – C. 109–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482986
  2. Волчков Э. Г. Национальное самосознание и самоиндентификация // Филология и культура. – 2014. – № 3 (37). – С. 315–318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939611
  3. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 25–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773805
  4. Медведева Е. Н., Смирнова В. А., Гайворонская А. А. Влияние уровня межличностной тревожности на эмпатию у студентов // Смоленский медицинский альманах. – 2016. – № 4. – С. 235–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423695
  5. Саламатина Ю. В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: монография. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2016. – 98 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29983310
  6. Троицкая Е. А. Природа эмпатии в зарубежной психологии конца XX начала XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2011. – № 613. – С. 52–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16518626
  7. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 4 (263). – С. 34–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715191
  8. Федоров И. В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 53. – С. 64–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22138151
  9. Everhart R. S. Teaching tools to improve the development of empathy in service-learning students // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. – 2016. – Vol 20, № 2. – P. 129. URL: http://openjournals.libs.uga.edu/index.php/jheoe/article/view/1652/939
  10. Galinsky A. D., Moskowitz G. B. Perspective-taking: decreasing stereotype expression, stereotype accessibility, and ingroup favoritism // Journal of Personality and Social Psychology. – 2000. – Vol. 78 (4). – P. 708–724. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.4.708  
  11. Akhtar F. Empathy: What it is and Why it Matters // Journal of Social Work Practice. – 2013. – Vol. 27, Issue 4. – P. 474–476. DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2013.849442  
  12.  Kim M.-R.,  Lee E.-H.,  Lee Y.-J. The effect of teacher’s stress, teacher-child interaction and teacher’s efficacy on teacher’s happiness // The Spanish Journal of Psychology. – 2018. – Vol. 23, Issue 4. – P. 57–76. DOI: https://doi.org/10.20437/KOAECE23-4-03  
  13. Konrath S. H., O'Brien E. H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: a metaanalysis // Personality and Social Psychology Review. – 2011. – Vol. 15, Issue 2. – P. 180–198. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868310377395  
  14. Leigh J., Bailey R. Reflection, reflective practice and embodied reflective practice // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. – 2013. – Vol. 8, Issue 3. – P. 160–171. DOI: https://doi.org/10.1080/17432979.2013.797498
  15. Rehman J. Feel Our Pain: Empathy and Moral Behavior. 2015. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.2297.1763
  16. Song J. H., Colasante T., Malti T. Helping Yourself Helps Others: Linking Children's Emotion Regulation to Prosocial Behavior Through Sympathy and Trust // Emotion. – 2018. – Vol. 18, Issue  4. – P. 518–527. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000332  
  17.  Stehlíková J., Valihorová M. Possibilities of targeted development of empathy in teachers’ undergraduate training // The New Educational Review. – 2016. – Vol. 45. – P. 186–198. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.15
  18. Stojiljkovic S., Djgic G., Zlatkovic B. Empathy and Teachers’ Roles // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 69. – P. 960–966. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.12.021  
  19. Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the Pedagogical and Technological University of Colombia // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2016. – Vol. 5, № 1. – P. 30–37. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2016.1.136  
  20. Uvarina N. V., Ismagulova G. K., Baymenova K. S., Razumova L. P., Kunduzay A. K. Formation of communicative competence as a condition of development of social orientation of the future teacher // Man in India. – 2017. – Т. 97, № 16. – С. 407–414. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32429859
  21. Walter H. Social Cognitive Neuroscience of Empathy: Concepts, Circuits, and Genes // Emotion Review. – 2012. – Vol. 4, Issue 1. – P. 9–17. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073911421379
  22. Wilson J. C. Service-learning and the development of empathy in US college students // Education & Training. – 2011. – Vol. 53 (2–3). – P. 207–217. DOI: https://doi.org/10.1108/00400911111115735
Дата публикации 31.08.2019