Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 144–160
УДК: 
378.018.5

Праксиологическая культура обучающегося технического вуза: педагогические факторы и условия их реализации

Девятловский Д. Н. 1 (Лесосибирск, Россия), Игнатова В. В. 2 (Красноярск, Россия)
1 Лесосибирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева»
Аннотация: 

Проблема и цель. Автором исследуется проблема формирования праксиологической культуры обучающегося технического вуза. Цель исследования – выявление педагогических факторов, влияющих на результативность формирования праксиологической культуры обучающего технического вуза, и условий их реализации.
Методология. Экспериментальная работа проводилась на базе Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (Красноярск), филиала СибГУ в г. Лесосибирске с обучающимися (798 человек) и преподавателями (57 человек) инженерно-экономического факультета в течение 2012–2017 гг. Использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретические (анализ методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов в сфере образования, системный анализ, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта), социологические (анкетирование, экспертные опросы); математические (ранжирование, шкалирование), педагогический эксперимент, экспертная оценка.
Результаты. Автором выявлены педагогические факторы формирования праксиологической культуры обучающегося технического вуза. Обоснована совокупность взаимосвязанных педагогических условий реализации выявленных факторов в процессе высшего образования. Экспериментальным путем доказана результативность формирования праксиологической культуры обучающегося в образовательном процессе технического вуза.
Заключение. В результате исследования выявлены и обоснованы педагогические факторы, влияющие на результативность формирования праксиологической культуры обучающегося технического вуза посредством совокупности взаимосвязанных педагогических условий.

Ключевые слова: 

педагогические факторы; праксиологическая культура; профессиональная подготовка; образовательный процесс; студент технического вуза; профессиональный успех

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074667208&origin=...

Praxiological culture of technical university students: Educational factors and conditions for their implementation

Библиографическая ссылка:
Девятловский Д. Н., Игнатова В. В. Праксиологическая культура обучающегося технического вуза: педагогические факторы и условия их реализации // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 144–160. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.09
Список литературы: 
  1. Данилов А. Н., Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Гитман Е. К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 3. – С. 5–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32673069
  2. Девятловский Д. Н. Концептуальная модель формирования праксиологической культуры обучающегося вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 41–44. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.02-19.041 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37006322
  3. Девятловский Д. Н. Праксиологическая культура обучающихся вуза: сущность и содержание // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 8 (89). – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35723373
  4. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 3. – С. 67–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37184526
  5. Кумыков А. М., Люев А. Х., Жабелова Г. А., Журавель К. Н. Социальная активность студента как фактор профессиональной подготовки // Высшее образование в России. – 2017. – № 3. – С. 127–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863454
  6. ОливерВМ. Adaptations on training design and performing to answer the current context: The importance of C*M*A Alignment // Образование и саморазвитие. – 2017. – Т. 12, № 3. – С. 44–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32662811
  7. Осипова С. И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 53–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26535252
  8. Пучков Н. П., Забавникова Т. Ю. К вопросу о саморазвитии студентов в условиях современного технического вуза // Образование и саморазвитие. – 2017. – Т. 12, № 4. – С. 28–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35353163
  9. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 104–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28998169
  10. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. – 2017. – № 10. – С. 75–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30383245
  11. Шагеева Ф. Т., Галиханов М. Ф., Стрекалова Г. Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 2. – С. 47–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32481790
  12. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carattere nelle organizzazioni studentesche imbarco // Italian Science Review. – 2014. – № 7 (16). – P. 388–392. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23449363
  13. Dreher R., Gornov A. O., Kondratyev V. V. Concept of the Natural Structure of Engineering Training and the Code of Professional Ethics of an Engineer // Высшее образование в России. – 2019. – T. 28, № 1. – С. 76–85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-76-85 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36826100
  14. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. – 2017. – № 45 (4). – P. 520–545. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239516670994
  15. Furyaeva T. V., Markevich A. N., Furyaev E. Supported accommodation of young people with psychophysical disorders as a condition for social and pedagogical inclusion // Journal of Social Studies Education Research. – 2017. – Т. 8, № 3. – P. 114–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30632773
  16. Mustafa G. M. M. Learning with each other: Peer learning as an Academic Culture among Graduate Students in Education // American Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 5, Issue 9. – P. 944–951. DOI: https://doi.org/10.12691/education-5-9-3 URL: http://www.sciepub.com/EDUCATION/abstract/8097
  17. Odağ Ö., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. – 2016. – Vol. 20 (2). – P. 118–139. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315315587105
  18. Parks E. Communicative criticality and savoir se reconnaitre: emerging new competencies of criticality and intercultural communicative competence // Language and Intercultural Communication. – 2018. – Vol. 18, Issue 1. – P. 107–124. DOI: http://doi.org/10.1080/14708477.2017.1401691
  19. Perraton H. Foreign students in the twentieth century: a comparative study of patterns and policies in Britain, France, Russia and the United States // Policy Reviews in Higher Education. – 2017. – Vol. 1, Issue 2. – P. 161–186. DOI: http://doi.org/10.1080/23322969.2017.1303788
  20. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration // Globalisation, Societies and Education. – 2018. – Vol. 16, Issue 3. – P. 283–294. DOI: http://doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721
  21. Smirnaia A. A., Ignatova V. V. Involving Future Bachelors in the Development of an Information-Cognitive Model of Introduction to Social-Pedagogical Values //     Журнал Сибирского федерального университета. Серия: гуманитарные науки. – 2016. – Т. 9, № 1. – С. 126–132. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-1-126-132 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25360394
  22. Song Ya., Loewenstein G., Shi Ya. Heterogeneous effects of peer tutoring: Evidence from Rural Chinese Middle Schools // Research in Economics. – 2018. – Vol. 72, Issue 1. – P. 33–48. DOI: http://doi.org/10.1016/j.rie.2017.05.002
  23. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2012. – Vol. 30, Issue 4. – P. 414–424. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282912449447
  24. Van Laer S., Elen J. In search of attributes that support self-regulation in blended learning environments // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 4. – P. 1395–1454. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9505-x
  25. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., Zakharova L., Zhavner T., Klimuk Y., Serzhanova Z., Panov E., Savchuk A., Yanova M. Components of Positive Impact of Exposure to University Physical Culture and sports on Students’ Physical Activity // Journal of Physical Education and Sport. – 2017. – Т. 17, № 2. – P. 871–878. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2017.02133 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31048139
Дата публикации 31.08.2019