Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 124–143
УДК: 
373.1

Влияние организационных, экономических и социально-педагогических условий на цифровизацию образовательной среды

Крылова Н. П. 1 (Череповец, Россия), Антропова Л. В. 1 (Череповец, Россия), Левашов Е. Н. 1 (Череповец, Россия)
1 Череповецкий государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье анализируется проблема внедрения цифровых технологий в образовательную среду. Цель статьи – исследование влияния организационных, экономических, социально-педагогических условий на успешность внедрения цифровизации в образовательную среду школ.
Методология. Авторы используют общенаучные методы анализа, метод систематизации, анкетирования, анализ статистических данных Росстата и Вологдастата, анализ факторов внешней среды, SWOT-анализ, методы опроса. Определяются условия реализации процесса цифровизации на примере школ Московской и Вологодской областей.
Результаты. В статье исследован вопрос внедрения цифровых технологий в образовательное пространство школ Московской и Вологодской областей, установлены факторы, влияющие на внедрение цифрового оборудования в образовательной среде, проведён анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз цифровизации в рассматриваемых областях. Сформулированы условия, влияющие на цифровизацию школ. Сделаны выводы о том, что в сфере образования существует значительный потенциал внедрения цифрового оборудования. В темпах цифровизации школьного образования Вологодская область существенно отстает от Московской. Новизна рассматриваемого вопроса раскрывается в сравнении аналогичных процессов по внедрению цифровизации в двух областях: Московской и Вологодской, а также в уточнении основных условий, влияющих на темпы цифровизации школьного образования.
Заключение. Использование цифровизации помимо преимуществ, как установлено, в обеих областях имеет достаточное количество угроз для школьников.

Ключевые слова: 

цифровые технологии; образовательная среда; SWOT-анализ; цифровизация системы образования; цифровизации школьного образования; темпы цифровизации.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256958 

Процентиль актуальности SciVal: 99.550 Data Science | Business Intelligence | Supply Chain Management

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074627048&origin=...

The impact of organizational, economic and socio-pedagogical factors on digitalization of educational environments

Библиографическая ссылка:
Крылова Н. П., Антропова Л. В., Левашов Е. Н. Влияние организационных, экономических и социально-педагогических условий на цифровизацию образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 124–143. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.08
Список литературы: 
  1. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из её основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36678329
  2. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7, № 3 (24). – С. 334–336. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36238018
  3. Виноградова Н. Ф. Вопросы современного школьного образования в России // Начальное образование. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 7–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36952273
  4. Гончаров В. Н. Образование в условиях цифрового общества: новые технологии и новые риски // Философское образование. – 2018. – № 1 (37). – С. 135–139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36435337
  5. Калдыбаев С. К., Онгарбаева А. Д. Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11–3. – С. 159–161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27319361 
  6. Монахов В. М., Тихомиров С. А., Трошина Т. Л. Эволюция взглядов педагогов XIX–XX вв. на перспективу технологизации школьного образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 19–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30798365
  7. Поздняков Д. М., Позднякова А. Л. Применение информационных технологий и систем в школьном образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – Т. 2, №  12. – С. 87–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28146286     
  8. Романова Ю. Д., Неделькин А. А., Герасимова В. Г., Дьяконова Л. П., Женова Н. А., Коваль П. Е., Лесничая И. Г., Шихнабиева Т. Ш., Хачатурова С. С., Музычкин П. А. Анализ развития цифрового образования: модели, платформы и технологии // Плехановский научный бюллетень. – 2019. – № 1 (15). – С. 104–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37084145
  9. Шихнабиева Т. Ш. Цифровое образование: методы, модели и технологии развития // Мониторинг. Наука и технологии. – 2018 . – № 2 (35). – С. 65–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35250556
  10. Бабиева Н. А., Ключенко Т. И., Дрешер Ю. Н. Дистанционное библиотечное образование в эпоху глобализации и информационных технологий: опыт и перспективы // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 6. – P. 95–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35325014
  11. Bird J., Edwards S. Children learning to use technologies through play: a digital play framework // British journal of educational technology. – 2015. – Vol. 46, Issue 6. – P. 1149–1160. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12191
  12. Bond M., Marin V. I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International journal of educational technology in higher education. – 2018. – Vol. 15. – Article number 48. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1
  13. Bozkurt A., Akgun-Ozbek E., Zawacki-Richter O. Trends and patterns in massive open online courses: Review and content analysis of research on MOOCs (2008-2015) // International review of research in open and distance learning. – 2017. – Vol. 18, Issue 5. – P. 118–147. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v18i5.3080
  14. Chiossi R. R., Costa C. S. New ways of learning and teaching: the integration of information and communication technologies (ICT) in the training of basic education teachers // Texto livre: linguagem e tecnologia. – 2018. – Vol. 11, № 2. – P. 160–176. DOI: https://doi.org/10.17851/1983-3652.11.2.160-176
  15. Conte E., Habowski A. C., Rios M. B. Resonances of digital technologies in education // Revista ibero-americana de estudos em educacao. – 2019. – Vol. 14, № 1. – P. 31–45. DOI: https://doi.org/10.21723/riaee.v14i1.11110
  16. Dufva T., Dufva M. Grasping the future of the digital society // Futures. – 2019. – Vol. 107. – P.  17–28. DOI: 10.1016/j.futures.2018.11.001
  17. Hansen A. Digital technology in early childhood education // Brazilian journal of education, technology and society (BRAJETS). – 2017. – Vol. 10, № 3. – P. 207–218. DOI: http://dx.doi.org/10.14571/cets.v10.n3.207-218  URL: http://www.brajets.com/index.php/brajets/article/view/313
  18. Ilomaki L., Lakala M. Digital technology and practices for school improvement: innovative digital school model // Research and practice in technology enhanced learning. – 2018. – Vol. 13. – Article number 25. DOI: https://doi.org/10.1186/s41039-018-0094-8   
  19. Leaning M. An approach to digital literacy through the integration of media and information literacy // Media and communication. – 2019. – Vol. 7, Issue 2. – P. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v7i2.1931  
  20. Linhares R. N., Andrade L. R. Education and digital information and communication technologies: a theoretical/practical experience in initial teacher training // Brazilian journal of education, technology and society (BRAJETS). – 2018. – Vol. 11, № 2. – P. 228–237. DOI: https://doi.org/10.14571/brajets.v11.n2.228-237  URL: http://www.brajets.com/index.php/brajets/article/view/541
  21. List A. Defining digital literacy development: An examination of pre-service teachers’ beliefs // Computers and education. – 2019. – Vol. 138. – P. 146–158. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.03.009
  22. Rodrigies S. New digital technology in education: conceptualizing professional learning for educators // Technology, knowledge and learning. – 2018. – Vol. 23, Issue 1. – P. 189–193. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-015-9267-3
  23. Ruas K., Lima D. Digital technologies of information and communication in distance education: a new trend? // Revista educaonline. – 2019. – Vol. 13, № 1. – P. 99–121. URL: http://www.latec.ufrj.br/revistas/index.php?journal=educaonline&page=article&op=view&path%5B%5D=1032
  24. Stroeva O., Zviagintceva Yu., Tokmakova E., Petrukhina E., Polyakova O. Application of remote technologies in education // International journal of educational management. – 2019. – Vol.  33, № 3. – P. 503–510. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-08-2018-0251  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32316928
Дата публикации 31.08.2019