Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема выявления особенностей реализации квеста как целенаправленной деятельности, предоставляющей в игровой форме всем участникам необходимые знания, ресурсы для решения образовательных и профессиональных задач цифрового пространства.
Цель работы – выявить особенности реализации технологии квеста при включении в обучение цифровых средств и игровых платформ.
Методология основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, значимость которых в сфере общей дидактики, геймификации обучения, применения цифровых технологий в образовании признана научным сообществом. Для работы были использованы теоретические и практические методы психолого-педагогического исследования, методы математической статистики, методы психодиагностики. Педагогический эксперимент представлен на примере оценки сформированности базовых надпрофессиональных компетенций цифровой грамотности.
Результаты. Выявлено, что технология «квеста», как игровая форма работы, не только мотивирует на учебную и профессиональную деятельность, но и при поддержке современными интерактивными программными средствами способствует формированию цифровой грамотности. Специфика «квеста» для поддержки качественного обучения в рамках цифровой школы определена автором в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, приоритетов цифрового образовательного пространства, выбранных ресурсов геймификации.
Заключение. Делается вывод о том, что применение «квеста» как эффективной образовательной технологии для формирования компетенций, востребованных современной информационной средой, имеет определённые особенности при включении в процесс обучения цифровых средств.
мобильные приложения; игровая форма деятельности; цифровые технологии; образовательное пространство; надпрофессиональные компетенции.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256957
Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074654486&origin=...
Characteristic features of designing digital learning environments based on gaming technology
- Abu Warda M. H. The Impact of Collaborative Learning on Web Quest Strategy Used in Learning Educational Psychology // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies. – 2018. – Vol. 13, Issue 4. – P. 77–90. DOI: https://doi.org/10.4018/IJWLTT.2018100105
- Ahmed S., Parsons D. Abductive science inquiry using mobile devices in the classroom // Computers and Education. – 2013. – Vol. 63. – P. 62–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.11.017
- Bosova L. L., Tarasova N. V., Sarafanova E. V. Electronic Textbooks Testing and Perspective Models Development // European Journal of Contemporary Education. – 2012. – № 2 (2). – P. 104–111. https://elibrary.ru/item.asp?id=18793293
- Chang K.-E., Wu L.-J., Lai S.-C., Sung Y.-T. Using mobile devices to enhance the interactive learning for spatial geometry // Interactive Learning Environments. – 2016. – Vol. 24, Issue 4. – P. 916–934. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2014.948458
- Chen F., Gorbunova N. V., Masalimova A. R., Bírová J. Formation of ICT-competence of future university school teachers // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13, № 8. – P. 4765–4777. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00963a
- Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57, Issue 4. – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350
- Fahrutdinov R. R., Khakimzyanova D. F., Melnikova O. K., Shamsutdinova E. K. Game-Based approaches for specializing in information technology // European Research Studies Journal. – 2017. – Vol. 20, № S. – P. 63–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35544163
- Ghazali E., Mutum D. S., Woon M.-Y. Exploring player behavior and motivations to continue playing Pokémon GO // Information Technology and People. – 2019. – Vol. 32, № 3. – P. 646–667. DOI: https://doi.org/10.1108/ITP-07-2017-0216
- Gruzdev M. V., Kuznetsova I. V., Tarkhanova I. Yu., Kazakova E. I. University Graduates' Soft Skills: The Employers' Opinion // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7, Issue 4. – P. 690–698. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.690
- Harley J. M., Poitras E. G., Jarrell A., Duffy M. C., Lajoie S. P. Comparing virtual and location-based augmented reality mobile learning: emotions and learning outcomes // Educational Technology Research and Development. – 2016. – Vol. 64, Issue 3. – P. 359–388. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-015-9420-7
- Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118, № 9/10. – P. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010
- Karlsen F. Entrapment and near miss: A comparative analysis of psycho-structural elements in gambling games and massively multiplayer online role-playing games // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2011. – Vol. 9, Issue 2. – P. 193–207. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-010-9275-4
- Kholodnaya M. A., Gelfman E. G. Development-focused educational texts as a basis for learners’ intellectual development in studying mathematics (DET technology) // Psychology in Russia: State of the Art. – 2016. – Vol. 9, № 3. – P. 24–37. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2016.0302 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35050248
- Khudyakova T. L., Pozharskaya E. L., Pronina E. V., Dedov N. P., Zhelezniakova M. E., Mikhalkina S. A., & Karpova E. E. The phenomenon of a game and its psychological and pedagogical resources // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, № 7. – P. 45–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35276054
- Mota J., Morais C., Moreira L., Paiva J. C. mSciences: an Affinity Space for Science Teachers // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (3). – P. 401–413. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.3.401
- Petko D., Schmid R., Müller L., Hielscher M. Metapholio: A Mobile App for Supporting Collaborative Note Taking and Reflection in Teacher Education // Technology, Knowledge and Learning. – 2019. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-019-09398-6
- Seow P.-S., Wong S.-P. Using a mobile gaming app to enhance accounting education // Journal of Education for Business. – 2016. – Vol. 91, Issue 8. – P. 434–439. DOI: https://doi.org/10.1080/08832323.2016.1256264
- Soboleva E. V., Galimova E. G., Maydangalieva Z. A., Batchayeva K. K. Didactic value of gamification tools for teaching modeling as a method of learning and cognitive activity at school // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14, № 6. – P. 2427–2444. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/89843
- Tcyplakova E. Gamification - The Way Of Motivation Or Way Of Control Over The Labor Process? // Экономическая социология. – 2016. – Т. 17, № 3. – С. 82–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26255619
- Záhorec J., Hašková A., Munk M. Teachers’ Professional Digital Literacy Skills and Their Upgrade // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 378–393. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.378
- Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 183–201. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-183-201 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053454
- Виниченко М. В., Ушаков Д. С., Демченко Т. С. Контроль развития кадрового потенциала российских организаций: образование и трудоустройство молодых специалистов // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – Т. 6, № 5. – С. 16–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30548722
- Воронова Е. Н. Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 347–350 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204146
- Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях (пер. с англ.) // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – С. 81–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36566167
- Емельянова И. Н. Веб-квест в образовательном процессе: особенности и проблемы использования // Сибирский учитель. – 2016. – № 3 (106). – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27156131
- Заседатель В. С., Сербин В. А. Мобильное обучение в концепции современного образования // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 4 (56). – С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22704234
- Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 5. – С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30096160
- Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 205–224. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-205-224 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25774652
- Крекова М. М., Киселева Е. М., Красильников А. В. Влияние формирования цифровой экономики на развитие человеческих ресурсов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2017. – № 12. – C. 41–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32279235
- Мокрецов Р. М., Заславский М. М. Архитектура платформы для создания мобильных приложений с outdoor-квестами // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 511–520. DOI: https://doi.org/10.17586/2226-1494-2018-18-3-511-520 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35059983
- Ниссен В., Лёзина Т., Салтан А. Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний // Форсайт. – 2018. – Т. 12, № 3. – С. 53–61. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.53.61 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=36063555
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – C. 157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23662383
- Попова М. Н., Попов И. П. Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 157–163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204111
- Пономарев А., Дежина И. Подходы к формированию приоритетов технологического развития России // Форсайт. – 2016. – Т. 10, № 1. – С. 7–15. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.1.7.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25871890
- Roshchina Y., Roshchin S., Rudakov V. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 174–199. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34913957
- Саритас О. Технологии совершенствования человека: перспективы и вызовы // Форсайт. – 2013. – Vol. 7, № 1. – C. 6–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18929939
- Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, № 7-8 (159-160). – С. 7–14. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-7-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525573
- Усольцев А. П., Антипова Е. П. Инновационная деятельность учителей-миф или реальность? // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 9–41. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-9-42 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37729290
- Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770728
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Сибирский учитель. – 2011. – № 2 (75). – С. 5–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16996883
- Шульгина Т. А., Кетова Н. А., Холодова К. А., Северинов Д. А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 96–115. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-96-115 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32361917