Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 107–123
УДК: 
371.134+004(07)

Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии

Соболева Е. В. 1 (Киров, Россия)
1 Вятский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема выявления особенностей реализации квеста как целенаправленной деятельности, предоставляющей в игровой форме всем участникам необходимые знания, ресурсы для решения образовательных и профессиональных задач цифрового пространства.
Цель работы – выявить особенности реализации технологии квеста при включении в обучение цифровых средств и игровых платформ.
Методология основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, значимость которых в сфере общей дидактики, геймификации обучения, применения цифровых технологий в образовании признана научным сообществом. Для работы были использованы теоретические и практические методы психолого-педагогического исследования, методы математической статистики, методы психодиагностики. Педагогический эксперимент представлен на примере оценки сформированности базовых надпрофессиональных компетенций цифровой грамотности.
Результаты. Выявлено, что технология «квеста», как игровая форма работы, не только мотивирует на учебную и профессиональную деятельность, но и при поддержке современными интерактивными программными средствами способствует формированию цифровой грамотности. Специфика «квеста» для поддержки качественного обучения в рамках цифровой школы определена автором в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, приоритетов цифрового образовательного пространства, выбранных ресурсов геймификации.
Заключение. Делается вывод о том, что применение «квеста» как эффективной образовательной технологии для формирования компетенций, востребованных современной информационной средой, имеет определённые особенности при включении в процесс обучения цифровых средств.

Ключевые слова: 

мобильные приложения; игровая форма деятельности; цифровые технологии; образовательное пространство; надпрофессиональные компетенции

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074654486&origin=...

Characteristic features of designing digital learning environments based on gaming technology

Библиографическая ссылка:
Соболева Е. В. Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 107–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.07
Список литературы: 
  1. Abu Warda M. H. The Impact of Collaborative Learning on Web Quest Strategy Used in Learning Educational Psychology // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies. – 2018. – Vol. 13, Issue 4. – P. 77–90. DOI: https://doi.org/10.4018/IJWLTT.2018100105
  2. Ahmed S., Parsons D. Abductive science inquiry using mobile devices in the classroom // Computers and Education. – 2013. – Vol. 63. – P. 62–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.11.017
  3. Bosova L. L., Tarasova N. V., Sarafanova E. V. Electronic Textbooks Testing and Perspective Models Development // European Journal of Contemporary Education. – 2012. – № 2 (2). – P. 104–111. https://elibrary.ru/item.asp?id=18793293
  4. Chang K.-E., Wu L.-J., Lai S.-C., Sung Y.-T. Using mobile devices to enhance the interactive learning for spatial geometry // Interactive Learning Environments. – 2016. – Vol. 24, Issue 4. – P.  916–934. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2014.948458
  5. Chen F., Gorbunova N. V., Masalimova A. R., Bírová J. Formation of ICT-competence of future university school teachers // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13, № 8. – P. 4765–4777. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00963a
  6. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57, Issue 4. – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350
  7. Fahrutdinov R. R., Khakimzyanova D. F., Melnikova O. K., Shamsutdinova E. K. Game-Based approaches for specializing in information technology // European Research Studies Journal. – 2017. – Vol. 20, № S. – P. 63–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35544163
  8. Ghazali E., Mutum D. S., Woon M.-Y. Exploring player behavior and motivations to continue playing Pokémon GO // Information Technology and People. – 2019. – Vol. 32, № 3. – P. 646–667. DOI: https://doi.org/10.1108/ITP-07-2017-0216
  9. Gruzdev M. V., Kuznetsova I. V., Tarkhanova I. Yu., Kazakova E. I. University Graduates' Soft Skills: The Employers' Opinion // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7, Issue 4. – P. 690–698. DOI:  https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.690
  10. Harley J. M., Poitras E. G., Jarrell A., Duffy M. C., Lajoie S. P. Comparing virtual and location-based augmented reality mobile learning: emotions and learning outcomes // Educational Technology Research and Development. – 2016. – Vol. 64, Issue 3. – P. 359–388. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-015-9420-7
  11. Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118, № 9/10. – P. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010  
  12. Karlsen F. Entrapment and near miss: A comparative analysis of psycho-structural elements in gambling games and massively multiplayer online role-playing games // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2011. – Vol. 9, Issue 2. – P. 193–207. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-010-9275-4
  13. Kholodnaya M. A., Gelfman E. G. Development-focused educational texts as a basis for learners’ intellectual development in studying mathematics (DET technology) // Psychology in Russia: State of the Art. – 2016. – Vol. 9, № 3. – P. 24–37. DOI:  https://doi.org/10.11621/pir.2016.0302 URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=35050248
  14. Khudyakova T. L., Pozharskaya E. L., Pronina E. V., Dedov N. P., Zhelezniakova M. E., Mikhalkina S. A., & Karpova E. E. The phenomenon of a game and its psychological and pedagogical resources // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, № 7. – P.  45–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35276054
  15. Mota J.,  Morais C.,  Moreira L.,  Paiva J. C. mSciences: an Affinity Space for Science Teachers // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (3). – P. 401–413. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.3.401
  16. Petko D., Schmid R., Müller L., Hielscher M. Metapholio: A Mobile App for Supporting Collaborative Note Taking and Reflection in Teacher Education // Technology, Knowledge and Learning. – 2019. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-019-09398-6  
  17. Seow P.-S., Wong S.-P. Using a mobile gaming app to enhance accounting education // Journal of Education for Business. – 2016. – Vol. 91, Issue 8. – P. 434–439. DOI: https://doi.org/10.1080/08832323.2016.1256264  
  18. Soboleva E. V., Galimova E. G., Maydangalieva Z. A., Batchayeva K. K. Didactic value of gamification tools for teaching modeling as a method of learning and cognitive activity at school // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14, № 6. – P. 2427–2444. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/89843
  19. Tcyplakova E. Gamification - The Way Of Motivation Or Way Of Control Over The Labor Process? // Экономическая социология. – 2016. – Т. 17, № 3. – С. 82–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26255619
  20. Záhorec J., Hašková A., Munk M. Teachers’ Professional Digital Literacy Skills and Their Upgrade // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 378–393. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.378
  21. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 183–201. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-183-201 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053454
  22. Виниченко М. В., Ушаков Д. С., Демченко Т. С. Контроль развития кадрового потенциала российских организаций: образование и трудоустройство молодых специалистов // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – Т. 6, № 5. – С. 16–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30548722
  23. Воронова Е. Н. Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 347–350 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204146
  24. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях (пер. с англ.) // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – С. 81–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36566167
  25. Емельянова И. Н. Веб-квест в образовательном процессе: особенности и проблемы использования // Сибирский учитель. – 2016. – № 3 (106). – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27156131
  26. Заседатель В. С., Сербин В. А. Мобильное обучение в концепции современного образования // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 4 (56). – С. 77–87.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22704234
  27. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 5. – С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30096160
  28. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 205–224. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-205-224  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25774652
  29. Крекова М. М., Киселева Е. М., Красильников А. В. Влияние формирования цифровой экономики на развитие человеческих ресурсов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2017. – № 12. – C. 41–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32279235
  30. Мокрецов Р. М., Заславский М. М. Архитектура платформы для создания мобильных приложений с outdoor-квестами // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 511–520. DOI: https://doi.org/10.17586/2226-1494-2018-18-3-511-520 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35059983
  31. Ниссен В., Лёзина Т., Салтан А. Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний // Форсайт. – 2018. – Т. 12, № 3. – С. 53–61. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.53.61 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=36063555
  32. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – C. 157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23662383
  33. Попова М. Н., Попов И. П. Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 157–163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204111
  34. Пономарев А., Дежина И. Подходы к формированию приоритетов технологического развития России // Форсайт. – 2016. – Т. 10, № 1. – С. 7–15. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.1.7.15  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25871890
  35. Roshchina Y., Roshchin S., Rudakov V. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. – 2018. – № 1. – С. 174–199. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34913957
  36. Саритас О. Технологии совершенствования человека: перспективы и вызовы // Форсайт. – 2013. – Vol. 7, № 1. – C. 6–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18929939
  37. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, №  7-8 (159-160). – С. 7–14. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-7-14   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525573
  38. Усольцев А. П., Антипова Е. П. Инновационная деятельность учителей-миф или реальность? // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 9–41. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-9-42  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37729290
  39. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770728
  40. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Сибирский учитель. – 2011. – № 2 (75). – С. 5–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16996883
  41. Шульгина Т. А., Кетова Н. А., Холодова К. А., Северинов Д. А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 96–115. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-96-115 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32361917
Дата публикации 31.08.2019