Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 231–246
УДК: 
377.8+316.7

Особенности формирования поликультурности как личностного качества студентов и основы позитивных межкультурных взаимоотношений в условиях современного образования [In English]

Макажанова Ж. М. 1 (Петропавловск, Казахстан), Батаева Ф. А. 2 (Кокшетау, Казахстан), Братаева А. А. 3 (Кокшетау, Казахстан), Маврина И. А. 1 (Омск, Россия)
1 ОмГПУ
2 Кокшетауский университет имени А. Мирзахметова
3 ЧУ ВО «Омская Гуманитарная Академия»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема развития понятия поликультурности личности студентов в условиях современного образования. Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования поликультурности как личностного качества студентов, выступающего в качестве основы позитивных межкультурных взаимоотношений в студенческой среде.
Методология. Определяется поставленным исследовательским вопросом: какие условия определяют поликультурную среду образовательного учреждения? Методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме работы и опросные методы (устный опрос и анкетирование).
Результаты. В результате исследования было подтверждено, что одним из условий поликультурной среды является толерантное отношение, признание равных прав различных этнических групп студентов колледжа. Однако проявления интолерантного поведения проявляются в обеих национальных группах (казахской и русской), тогда как у студентов колледжа наблюдается достаточный уровень сформированности этнической идентичности. В ходе исследования было доказано наличие поликультурности как качества личности преимущественно у студентов групп с казахским и русским языком обучения, владеющих двумя языками, тогда как для моноязычных студентов, не имеющих достаточного опыта общения в поликультурной среде, развитие личностного качества поликультурности требует создания специальной поликультурной образовательной среды.
Заключение. Авторами обобщаются особенности формирования поликультурности как личностного качества, выступающего основой позитивных межкультурных взаимоотношений среди студентов колледжа.

Ключевые слова: 

поликультурное образование; поликультурность современного образования; поликультурность как качество личности; поликультурная среда; межкультурные взаимоотношения студентов; толерантное отношение

Процентиль актуальности SciVal: 92.920 Acculturation | Emigrants and Immigrants | National Identification

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074661485&origin=...

Characteristic features of developing multiculturalism as a students’ personality trait and the basis of positive intercultural relations in the context of modern education

Библиографическая ссылка:
Макажанова Ж. М., Батаева Ф. А., Братаева А. А., Маврина И. А. Особенности формирования поликультурности как личностного качества студентов и основы позитивных межкультурных взаимоотношений в условиях современного образования [In English] // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 231–246. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.14
Список литературы: 
  1. Новолодская С. Л. Дефиниция понятий «поликультурный» и «мультикультурный» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1 (8). – С. 234–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17428376  
  2. Левикова С. И. Мультикультурализм как социальная проблема, или чем отличается «мультикультурализм» от «поликультурности» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. –№ 3 (88). – С. 37–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21519239
  3. Portera A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects // Intercultural education. – 2008. – Vol. 19, № 6. – Р. 481–491. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14675980802568277
  4. Stier J. Internationalisation, Ethnic Diversity and the Acquisition of Intercultural Competencies // Intercultural Education. – 2003. – Vol. 14, Issue 1. – P. 77–91. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1467598032000044674  
  5. Kim J. H., So K.  Understanding the “Other”: Rethinking Multiculturalism in South Korea through Gadamer’s Philosophical Hermeneutics // International Journal of Multicultural Education. – 2018. – Vol. 20, № 1.  – Р. 102–117. DOI: http://dx.doi.org/10.18251/ijme.v20i1.1509
  6. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. – 2003. № 8 (232). – С. 54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17299697
  7. Türe H., Ersoy A. F. Sosyal Bilgiler Öğretmenlerinin Hoşgörü Algısı // Journal of Social Studies Education Research. – 2014. – Vol. 5, Issue 2. – Р.  31–56. URL: http://jsser.org/index.php/jsser/article/view/159
  8. Макажанова Ж. М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – №  3 (23). – С. 106–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35652871
  9. Zhetpisbaeva B. A., Shelestova T. Yu., Akbayeva G. N., Kubeeva A. E., Tleuzhanova G. K. Organizational and pedagogical conditions of introduction  foreign language teaching at early stage in the Republic of Kazakhstan: experience, problems and perspectives // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 59–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583950
  10. Yeskeldiyeva B. Y., Tazhibayeva S. Zh. Multilingualism in Modern Kazakhstan: New Challenges // Asian Social Science. Published by Canadian Center of Science and Education – 2015. – Vol. 11, № 6. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n6p56 
  11. Achaeva M., Daurova A., Pospelova N. Intercultural education in the system of training future teachers // Journal of Social Studies Education Research. – 2018. – Vol. 9, Issue 3. – P. 261–281. URL: http://jsser.org/index.php/jsser/article/view/288
  12. Almazova N. I., Kostina E. A., Khalyapinа L. P. Тhe new position of foreign language as education for global citizenship // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 7–17. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583944
  13. Byram M. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts // Language Awareness. – 2012. – Vol. 21, Issue 1-2. – P. 5–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09658416.2011.639887
  14. Alred G., Byram M. Becoming an intercultural mediator: a longitudinal study of residence abroad // Journal of multilingual and multicultural development. – 2002. – Vol. 23, Issue 5. – P.  339–352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01434630208666473
  15. Wei R., Hu Y. Exploring the relationship between multilingualism and tolerance of ambiguity: A survey study from an EFL context // Bilingualism: Language and Cognition. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1017/S1366728918000998 
  16. Maluch J. T., Neumann M., Kempert S. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany // Learning and Individual Differences. – 2016. – Vol. 51. – P. 111–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.09.001 
  17. Hoff E., Ribot K. M. Language Growth in English Monolingual and Spanish-English Bilingual Children from 2.5 to 5 Years // The Journal of Pediatrics. – 2017. – Vol. 190. – P. 241–245. e1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2017.06.071
  18. DeJesus J. M., Hwang H. G., Dautel J. B., Kinzler K. D. Bilingual children’s social preferences hinge on accent // Journal of Experimental Child Psychology. – 2017. – Vol. 164. – P. 178–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.07.005
  19. Yow W. Q., Li X. The influence of language behavior in social preferences and selective trust of monolingual and bilingual children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – Vol.  166. – P. 635–651. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.09.019 
  20. Feng L., Gai Y., Chen X. Family learning environment and early literacy: A comparison of bilingual and monolingual children // Economics of Education Review. – 2014. – Vol. 39. – P. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.12.005  
  21. Atagi N., Goldenberg E. R., Sandhofer C. M. Children’s use of linguistic information when learning in a bilingual context // Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – Vol. 144. – P. 199–208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.11.005  
  22. Wermelinger S., Gampe A., Daum M. M. Bilingual toddlers have advanced abilities to repair communication failure // Journal of Experimental Child Psychology. – 2017. – Vol. 155. – P. 84–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2016.11.005
  23. Blom E., Küntay A. C., Messer M., Verhagen J., Leseman P. The benefits of being bilingual: Working memory in bilingual Turkish–Dutch children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2014. – Vol. 128. – P. 105–119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2014.06.007
  24. Meir Y., Slone M., Lavi I. Children of illegal migrant workers: Life circumstances and mental health // Children and Youth Services Review. – 2012. – Vol. 34, Issue 8. – P. 1546–1552. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2012.04.008  
  25. Bialystok Е. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and Cognition. – 2009. – Vol. 12, Issue 1. – Р. 3–11. DOI: https://doi.org/10.1017/S1366728908003477 
  26. Khoroshilova S. P., Kostina E. A. Cross-cultural study of the impact of short-term language courses abroad on language acquisition // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 108–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.10  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583956
Дата публикации 31.08.2019